программно-методическое обеспечение к программе Локаовой
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

программа для проведения коррекционно-развивающих занятий в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lokalova.docx47.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Локаловой Н.П. и Локаловой Д.П. «Готовимся к школе:60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников».

Подготовка ребенка к обучению в школе – одна из важных задач предшкольного периода развития. На это в свое время указывали Я.А.Коменский и К.Д. Ушинский, об этом писали известные психологи Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Они советовали до начала школьного обучения готовить руку ребенка к письму, формировать у будущего первоклассника учебно-познавательную мотивацию, развивать речь, формировать умственные операции, с помощью которых он сможет в дальнейшем усваивать учебный материал. Проблема подготовки детей к обучению в школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией школьного образования. В настоящее время в силу ряда причин психологического, педагогического, биологического, социального характера резко увеличилось число детей старшего дошкольного возраста, психологически не готовых к обучению в школе: отдельные познавательные функции развиты средне и слабо, отмечается дефицит умственной и двигательной произвольности, неумение удерживать правило, снижение детской любознательности, неразвитость и бедность воображения. Впоследствии это может привести к возникновению учебных трудностей, в свою очередь, вызывающих у детей негативные изменения в мотивационно-эмоциональной и нравственной сферах, к появлению отрицательных характерологических особенностей. Психологическая готовность современных детей к школьному обучению не является естественным и закономерным результатом полноценного проживания ребенком дошкольного периода развития. Поэтому формирование психологической готовности к школьному обучению, в первую очередь развитие познавательной деятельности детей, которая является основой психического развития в целом, должно целенаправленно осуществляться в рамках специально организованной работы. Главная цель развития - раскрытие внутренних психологических ресурсов ребенка. речь идет о создании равных условий для развития в том смысле, что для всех детей создается одинаковая среда, обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие психических качеств и необходимых интеллектуальных умений.

Важной задачей предшкольной подготовки является:

-  формирование у будущих школьников учебно-познавательной мотивации (желание учиться, интереса к приобретению знаний)

- положительного отношения к школе и учению в целом.

  • осуществлять звуковой анализ и синтез;
  • анализировать и копировать образцы;
  • понимать и правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
  • подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

Для успешной учебы не менее важны: хорошее развитие мелкой моторики зрительно-двигательной координации; развитость мыслительной деятельности ребенка, нагрузка на которую с началом школьного обучения существенно возрастет. При разработке программы учитывались особенности младших школьников с трудностями в обучении. Такие дети, как правило, характеризуются низким уровнем развития слуховой и зрительной памяти, восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, мышления, внутреннего плана действий. Весьма существенное значение придается развитию эмоционально-чувственной сферы детей. Низкий уровень эмоционального развития в детстве может привести к формированию односторонности, чрезмерной ограниченности ума, к эмоциональной черствости, неспособности сочувствовать другим людям, устанавливать с ними дружеские взаимоотношения.

 Цель программы – совершенствование познавательной деятельности будущих школьников;

- формирование необходимых психологических умений и личностных качеств старшего дошкольника в период подготовки к регулярному обучению в школе.

Задачи программы:

  • научить детей анализировать и обобщать результаты как чувственно воспринимаемых воздействий, так и обозначаемых словесно,
  • развивать важные для школьного обучения базовые умения, лежащих в основе сложных навыков письма и чтения, таких как звукобуквенный анализ, зрительный анализ, пространственные отношения, психомоторное развитие, анализировать и копировать образцы, подчинять свои действия заданной системе требований.

В целях личностного (эмоционального, нравственного, этического) развития детей в программу включены беседы, посвященные вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания.

Формы организации занятий.

 Занятия  проводятся в условиях образовательного учреждения 2 раза в неделю. Длительность занятий – 30-40 мин.

Структура занятий.

В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.

Ожидаемые результаты.

Внимание:

-        выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут.

-         находить 10 отличий между предметами.

-  выполнять    самостоятельно    задания    по предложенному образцу.

-  копировать в точности узор или движение уметь находить одинаковые предметы.

Мышление:

-  объединять    предметы    в    группы    по определенным признакам.

-   выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.

-  выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.

-  уметь    выстраивать    последовательность событий   и  составлять   связный   рассказ   по картинкам.

-  сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.

Память:

-        уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

-  подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

Мелкая моторика

  • свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.
  • изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
  • штриховать  или  раскрашивать  рисунки,  не выходя за контуры.
  • ориентироваться в тетради в клетку.

Эмоционально-волевая сфера. 

Развитие внутренней позиции школьника:

- подчинять свою деятельность заданной системе правил и контролировать себя.

- Повышение мотивационной готовности к обучению в школе

- развитие коммуникативных навыков.

Тематический план.

Тема

Развиваемые психологические процессы и качества

Номера занятий, в которых представлены задания, направленные на развитие соответствующих психологических процессов

Ощущения

1,11,16,20,30,39,50,56

Восприятие

4,13,15,18,22,26,31,34,36,40,42,47,51,55,58

Внимание

5,10,12,14,16,19,20,21,23,28,32,35,38,41,43,48,50,52,54,57

Память

1,9,12,14,18,21,23,24,27,29,31,33,36,38,40,42,44,46,47,49,53,54,59,60

Мышление

2,,4,5,6,8,11,12,13,14,17,18,19,20,22,24,26,28,30,32,34,36,37,38,42,

43,44,46,48,49,53,54,55,57,58,60

Воображение

3,17,24,31,43,46,55,58

Анализ и копирование образца

4,8,21,22,25,27,28,33,34,37,41,44,45,46,47,48,49,51,54,57

Выполнение инструкций

2,6,10,13,19,30,45,48,52

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

1,2,3,4,7,9,10,11,12,14,15,16,17,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30

31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,52

Пространственные представления

2,3,6,9,11,15,17,20,25,29,32,35,37,39,40,45,49,50,51,53,56,57,59

Психомоторика

3,5,8,10,13,23,26,27,29,33,39,45,47,50,51,52,53,56,58

Личностные качества

4,15,25,35,41,56

Литература

  1. Н.П. Локалова и Д.П. Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников». Методическое пособие. - М.: Генезис, 2014.-152с., ил.
  2. Н.П. Локалова и Д.П. Локалова Рабочая тетрадь дошкольника «Готовимся к школе» М.: Генезис, 2014.
  3.  Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост.– М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  4. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2008.
  5. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. – 280 с.
  6. Панфилова М.А. «Лесная школа» М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 80с.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. – 160с.
  8. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2009. – 344с.

Календарно-тематическое планирование

по программе «Готовимся к школе».

№ занятия

Дата

Темы занятий.

Развиваемые психологические процессы

Задания

Кол-во часов

1

Диагностика

1

1

Слуховая память

Как тебя зовут?

1

Умение точно и правильно называть предметы

Назови предметы

Слуховые ощущения

Послушай звуки

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси четко

2

Умение действовать по инструкции

Выполни команду

1

Пространственные представления

Право, лево, верх, низ

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

Вербальное мышление

Подбери слова

3

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Найди ошибку

1

Пространственные представления

Что где находиться

Микромоторика

Штриховка

Воображение

Закончи рисунок

4

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси чисто

1

Слуховое темпо-ритмичное восприятие

Телеграфисты

Вербальное мышление – обобщение

Назови одним словом

Умение анализировать и копировать образец

Нарисуй по образцу

5

Личностные качества

Беседа «стали родными»

1

Устойчивость внимания

Найди девочку

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Морские волны

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси чисто

6

Умение анализировать

Выделяем слова

1

Умение действовать по инструкции

Выполни команду

Наглядно-образное мышление

Чего не хватает?

Пространственные представления

Раскрась домики и клеточки

7

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

1

Слуховая память

Магнитофон

Зрительные (цветовые ) ощущения

Цветные полоски

Пространственные представления

Нарисуй наоборот

8

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Найди ошибку

1

Вербальное мышление (анализ через синтез)

Отгадай загадку

Умение копировать и анализировать образец

Соедини также

Микроматорика (дифференциация мышечных усилий)

Цветик – семицветик

9

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси чисто

1

Зрительная память

Найди картинку

Слуховая память

Магнитофон

Пространственные представления

Кто где стоит?

10

Умение действовать по инструкции

Выполни команду

1

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

Устойчивость внимания

Ставь значки

Произвольность

Огонь – вода

11

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различи звук и слог

1

Зрительный анализ

Звери спрятались от волка

Пространственные представления

Куда указывают стрелки?

Вкусовые ощущения

Определи по вкусу

12

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произноси быстро

1

Умение анализировать

Делим слова на слоги

Зрительная память

Запомни точно

Устойчивость внимания

Рыбаки

13

Умение действовать по инструкции и самоконтроль

Я – учитель, ты – ученик

1

Критичность мыслительной деятельности

Какие ошибки допустил художник?

Зрительное восприятие

Цветовая угадайка

Микромоторика и зрительно-двигательная координиция

Раскрась – ка

14

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Найди ошибку

1

Наглядно-образное мышление

Нелепицы

Зрительная память

Запомни точно

Устойчивость внимания, микромоторика

Заштрихуй фигуру

15

Личностные качества

Беседа «Защитница»

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различи звук и слог

1

Пространственные представления

Диктант пространственных действий

Слуховое восприятие

Определи по звуку

16

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

1

Объем внимания

Посмотри внимательно

Осязательные ощущения

Весы- ладошки

Моторика

Порви листочки

17

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

1

Зрительный анализ

Какую игрушку сняли?

Воображение

Что это?

Пространственные представления

Где спрятались игрушки?

18

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Умный звук

1

Зрительное восприятие

Где спрятались кошечки?

Операции абстрагирования (на примере формы)

Шарики и сосульки

Зрительная память

Нарисуй по памяти

19

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произноси быстро

1

Умение действовать по инструкции

Я-учитель, ты-ученик

Операции обобщения

Какой предмет лишний?

Распределение внимания

Слушай сказку и вычеркивай

20

Пространственные представления

Говори правильно

1

Зрительный анализ

Чем различаются рисунки?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

Внимание и мышление

Хлопни в ладоши и присядь

21

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова

1

Устойчивость внимания

Ставь значки

Зрительная память

Найди картинку

Умение анализировать и копировать образец

Одинаковы ли бусы

22

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Эхо

1

Умение анализировать и копировать образец

Бусинки

Способность к синтезу

Собери картинку

Зрительное восприятие

Все ли ты увидел

23

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

1

Устойчивость внимания

Штриховка

Микромоторика и зрительно-моторные координации

Раскрась-ка

Слуховая память

Повтори и добавь

24

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси быстро

1

Наглядно-образное мышление

Помоги ёжику попасть в домик

Слуховая память

Ряды слов

Воображение

Помоги художнику закончить картину

25

Личностные качества

Беседа: «Друзья»

1

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Различай слова.

Пространственные представления

Внутри, справа, слева.

Умение анализировать и копировать образец

Продолжи узор.

26

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

1

Слуховое темпо – ритмическое восприятие

Телеграфисты

Операция абстрагирования (на примере формы и размера)

Разложи конфеты

Микромоторика (дифференциация мышечных усилий)

Цветик – семицветик

27

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

1

Микромоторика

Штриховка

Слуховая память

У кого ряд длиннее

Умение анализировать и копировать образец

Срисуй фигуры точно

28

Умение анализировать и копировать образец

Соедини точки

1

Устойчивость внимания

Выключатель для люстры

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Подбери картинку

Критичность мыслительной деятельности

Нелепицы

29

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Какой первый звук7

1

Пространственные отношения

Найди и закрась фигуры

Микромоторика и зрительно-двигательные координации

Раскрась-ка!

Зрительная память

Запомни и найди

30

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Произнеси и различи слова

1

Цветовые ощущения

Цветная сказка

Умение действовать по инструкции

Графический диктант. Узоры.

Наглядно – образное мышление

Подбери заплатку

31

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Подбери картинку

1

Зрительное восприятие

Что в рюкзаке у туриста?

Зрительная память

Нарисуй по памяти

Воображение

Попробуй дорисовать

32

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Слова с одинаковым началом

1

Объем внимания

Посмотри внимательно

Пространственные представления

Куда ускакал зайчик

Операция сравнения

Заяц-первоклассник

33

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слово на звуки

1

Микромоторика и зрительно-двигательная координации

Спирали и волны

Умение анализировать и копировать образец

Срисуй фигуры точно

Слуховая память

Постройтесь по именам

34

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Соедини звуки

1

Зрительное восприятие и зрительный анализ

Фея на балу

Вербальное мышление (анализ через синтез)

Отгадай загадку

Умение анализировать и копировать образец

Перерисуй точно

35

Личностные качества

Беседа: «Любимые родители»

1

Устойчивость внимания

Вычеркни две фигуры

Пространственные представления

Диктант пространственных действий

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Угадай –ка

36

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

До или после

1

1

Зрительное восприятие

В каком ряду какой кошки не хватает?

Логическое мышление

Чья зубная щетка?

Зрительная память

Запомни и нарисуй

37

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Подбери слова

1

Пространственные представления

Нарисуй значки

Операция обобщения

Какая картинка лишняя?

Умение анализировать и копировать образец

Повтори фигуры по точкам

38

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Какой звук последний?

1

Распределение внимания

Слушай сказку и вычеркивай

Наглядно-образное мышления

Подбери заплатку

Слуховая память

Повтори и добавь

39

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Какой звук последний?

1

Обонятельные ощущения

Определи по запаху

Пространственные представления

Графический диктант. Зонтик

Микромоторика и зрительно-моторная координация

Обведи по контуру

40

Пространственные представления

Называй правильно

1

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Угадай-ка

Слуховая память

Ряды слов

Слуховое восприятие

Определи по звуку

41

Личностные качества

Беседа: «Благодарная чайка»

Устойчивость внимания

Кто куда пойдет?

1

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Ударный звук

Умение анализировать и копировать образец

Разноцветные бусинки

42

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Ответь правильно

1

Зрительное восприятие

Что в школьном портфеле?

Логическое мышление

Кто в какой палатке живет?

Зрительная память

Запомни и нарисуй

43

Фонетико-фонематическое восприятие и звуковой анализ

Узнай звук  в слове

1

Устойчивость внимания

Ставь значки

Зрительный анализ

Подводное царство

Воображение

Закончи рисунки

44

Наглядное мышление

Что перепутал художник?

1

Слуховая память

Пары слов

Умение анализировать и копировать образец

Нарисуй также

Понятийное мышление

Словесный волейбол

45

Умение действовать по инструкции

Графический диктант. Звездочка.

1

Зрительно-двигательная координация

Обведи по контуру

Умение анализировать и копировать образец

Дорисуй половинки

Пространственные представления

Живые цепочки

46

Наглядно-образное мышление

Помоги червячку

1

Слуховая память

Повтори правильно

Воображение

Чудесные кружки

Умение анализировать и копировать образец

Продолжи узор

47

Зрительное восприятие

Все ли ты увидел?

1

Зрительная память

Запомни и нарисуй

Умение анализировать и копировать образец

Дорисуй узоры

Произвольность

Иголка и нитка

48

Объем внимания

Посмотри внимательно

1

Вербальное мышление (критичность)

Нелепицы

Умение анализировать и копировать образец

Дорисуй узоры

Умение действовать по инструкции

Графический диктант. Грибок

49

Пространственные представления

Называй правильно предлоги

1

Слуховая память

Пары слов

Умение анализировать и копировать образец

Рисуем айсберги

Операции сравнения

Перышки

50

Устойчивость внимания

Распутай гирлянды

1

Пространственные представления, умения действовать по инструкции

Графический диктант. Робот

Зрительно-двигательная координация

Обведи по контуру

Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

51

Микромоторика и зрительно-двигательная координация

Раскрась-ка

1

Зрительное восприятие

Найди сирень, кошку, рыбку

Умение анализировать и копировать образец

Перерисуй домик и елочки

Пространственные представления

Куда уехал зайчик

52

Фонетико – фонематическое восприятие и звуковой анализ

Разложи слова на звуки

1

Устойчивость внимания

Вычеркни три фигуры

Умение действовать по инструкции

Графический диктант. Цветочек.

Зрительно-двигательная координация.

Обведи по контуру

53

Слуховая память

У кого ряд длиннее?

1

Пространственные представления

Нарисуй значки

Операции обобщения

Какая картинка лишняя?

Микромоторика

Обведи линии

54

Устойчивость внимания, микромоторика

Штриховка

1

Мыслительные операции абстрагирования

Положи игрушки в коробки

Зрительная память

Запомни порядок картинок

Умение анализировать и копировать образец

Закрась клеточки

55

Зрительное восприятие

Загадочные контуры

1

Операции сравнения

Снежинки

Воображение

Неоконченный рассказ

Операции синтеза

Собери картинку

56

Личностные качества

Беседа «Хорошо вместе»

1

Осязательные ощущения

Весы – ладошки

Пространственные представления

Графический диктант. Дельфин.

 Зрительно-двигательная координация

Обведи по контуру

57

Пространственные представления

Найди и раскрась фигуры

1

Распределение внимания

Слушай сказку и вычеркивай.

Умение анализировать и копировать образец

Как в зеркале

Наглядно-образное мышление

Зимний лабиринт

58

Зрительное восприятие и мыслительный анализ

Что сначала, что потом

1

Вербальное мышление

Нелепицы

Воображение

Пантомима

Микромоторика и зрительно-двигательная координация

Раскрась-ка

59

Пространственные представления

Ответь правильно

1

Зрительная память

Запомни порядок

Моторика

Сильная рука

Диагностика сформированности учебно-познавательной мотивации

Школа зверей

60

Критичность мыслительной деятельности

Нелепицы

1

Логическое мышление

Найди сюрприз

Зрительная память

Назови порядок

Диагностика сформированности познавательной мотивации

Как я представляю себе школу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый-самый…». Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска. Программно – методический материал разработан к «Программе логопедической работы

Многофункциональное пособие для родителей и педагогов «Самый – самый…» Автор: Рогачёва Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категории. МБДОУ №180 «Парусок» г. Архангельска.Арханге...

Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета.

Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета....

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ       «Книга для чтения 2-4 года»  Сост. В.В. Гербова и др. О.В. Дыбина «Занятия по оз...

Новое поколение программно-методического обеспечения дошкольного образования в соответствии с ФГТ

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий,...

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

Дан список методического комплекта для учителя-логопеда...

«Программно-методическое обеспечение ДОУ».

Справка по итогам тематического контроля методического обеспечения ДОУ содержит анализ соответствия предъявляемым требованиям к методическому обеспечению и имеет практическую ценность для старших восп...

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения.Обзор учебно-методических материалов с краткой аннотацией к ним (с 1994г.-по 2012г.).

Коррекционная педагогика.Материал по теме:"Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением зрения". Составители:Л.И.Федорова,научн.сотр.ГРЦ ИПИО МГППУ;С.А.Абра...