Презентация. Семинар - практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков."
презентация по коррекционной педагогике

Давыдова Вера Васильевна
Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики,   закрепление и  совершенствование практических знаний по ее применению

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков Семинар-практикум для воспитателей Учитель-логопед: Давыдова Вера Васильевна

Слайд 2

повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики закрепление и совершенствование практических знаний по ее применению Цель семинара

Слайд 3

На важность и необходимость своевременного формирования артикуляторной моторики у детей дошкольного возраста указывали многие отечественные исследователи (Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Ф.Ф.Рау, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.). Недоразвитие артикуляторной моторики проявляется у детей в различных нарушениях звукопроизношения. Недостатки произношения отрицательно сказываются на эмоционально-психическом состоянии ребенка, затрудняют общение со сверстниками, препятствуют полноценному овладению письменной формой речи. Это диктует необходимость формирования у дошкольников артикуляторной моторики в процессе развития звуковой стороны речи Актуальность

Слайд 4

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе Почти все дети дошкольного возраста до 5 лет (до 90% ) имеют различные речевые нарушения; неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер , не сформировано фонематическое восприятие, недостаточно развит словарный запас, связная речь. Исключение составляют дети с возрастным косноязычием до 4 лет, после 4 лет – наступает патология. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, то они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе. У детей возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции Актуальность

Слайд 5

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе с детьми игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Актуальность Основным методом формирования артикуляционной базы традиционно считается артикуляционная гимнастика

Слайд 6

Вопрос к воспитателям: Что такое - артикуляционная гимнастика? - это система упражнений для органов речи, которая является зарядкой для артикуляционных мышц.

Слайд 7

У ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить речевой аппарат и мышечный тонус. Уже с младенчества ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции

Слайд 8

Вопрос к воспитателям: Перечислите, что относится к органам речи? - К органам артикуляции относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо

Слайд 9

Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня, спинки и кончика языка. Кончик языка может находиться за нижними зубами ( как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам ( как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р), подниматься к нёбу (как при звуках ш, ж, щ). Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперёд (ш,ж) и т.д.

Слайд 10

Гимнастика для рук, ног и тела дело нам привычное и знакомое. Всем нам понятно, для чего мы их тренируем, - чтобы они стали сильными, ловкими и подвижными. - Зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи . И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика и методика её проведения

Слайд 12

Цель артикуляционной гимнастики выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционные упражнения бывают : - статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка и динамические (подвижные), которые требуют ритмичного повтора движений, координации и переключаемости - беззвучными и с участием голоса Выполнение артикуляционной гимнастики полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Слайд 13

Благодаря хорошей подвижности органов артикуляционного аппарата у детей формируется правильное произношение звуков Точность, сила и дифференцированность движений, развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных и мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)

Слайд 14

Работа по развитию основных движений органов речи проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 15

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, нужно выяснить, как ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую или левую руки. Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения. Знания частей тела и лица можно закрепить в играх и упражнениях. Предварительная беседа педагога

Слайд 16

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков: Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись Желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут. Предлагать ребенку не больше 3 упражнений за одно занятие Начинать гимнастику с более простых упражнений и заканчивать сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения Делать гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы ребёнок одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив ребенка Не забывайте поощрять ребенка добрым словом, даже если у него пока ещё не всё получается, и видимых успехов нет Обыгрывайте каждое упражнение, чтобы ребенку было интересно. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Слайд 17

зеркало знание приемов проведения артикуляционной гимнастики знание инструкции выполнения артикуляционного упражнения игровой момент Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастик и?

Слайд 18

Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, которая вызывает интерес и эмоциональную отдачу, сохраняет внимание ребенка, вследствие чего активизируются все процессы речи, решаются цели артикуляционной гимнастики. Во всех возрастных группах может быть использован один и тот же комплекс упражнений, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными

Слайд 19

Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата и основными движениями. Если дети 3 - 4 лет регулярно делают артикуляционную гимнастику, движения языка, губ, нижней челюсти у них становятся более точными , формируются правильные уклады для произношения разных звуков В средней группе требования к выполнению артикуляционной гимнастики повышаются. Уточняются предыдущие знания и вводятся новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким. Движения должны быть уже более чёткими, плавными, без подёргивания и напряжения Возрастные требования к проведению артикуляционной гимнастики

Слайд 20

Возрастные требования к проведению артикуляционной гимнастики В старшей группе закрепляют всё то, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Для данной возрастной группы характерно отсутствие или замена шипящих и сонорных звуков, поэтому целесообразно использовать комплекс упражнений для данной группы звуков. Нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения упражнения, за умением достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Следить за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся лёгкими, правильными, координированными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

Слайд 21

В подготовительной группе уточняют основные движения органов артикуляции. Дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. Для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков. Эта работа способствует также развитию у ребёнка фонематического слуха. У детей 6-7 лет артикуляционная гимнастика может преодолеть уже сложившиеся нарушения Возрастные требования к проведению артикуляционной гимнастики

Слайд 22

Карточки артикуляционных упражнений с картинкой-образом , методической инструкцией и наличием стихотворной формы для выполнения - существенно повысят эффективность артикуляционной гимнастики. Увидев знакомую картинку, ребёнок может самостоятельно выполнить упражнение, стихотворная форма создаст игровой момент, а инструкция - поможет педагогу методически правильно выполнить упражнение вместе с ребенком. По картинкам-образам можно быстро и легко придумать артикуляционные сказки, объединив их в один сюжет. Создав картотеку артикуляционных упражнений педагог значительно мобилизует и облегчает свою деятельность Артикуляционная картотека – помощник воспитателя

Слайд 23

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики : улучшит кровоснабжение и иннервацию языка, губ (нервную проводимость) улучшит их подвижность укрепит мышечную систему языка, губ, щёк научит ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу увеличит амплитуду движений языка уменьшит спастичность (напряжённость) мышц языка, губ подготовит органы артикуляции к правильному произношению звуков Положительное воздействие артикуляционной гимнастики на мускулатуру органов артикуляции

Слайд 24

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво. Положительное воздействие артикуляционной гимнастики на звукопроизношение ребенка

Слайд 25

Правильное дыхание так же очень важно для развития речи, так как это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют: - воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, - профилактике возникновения болезней дыхательных путей, - восстановлению носового дыхания при его нарушении. Дыхательная гимнастика

Слайд 26

Занятия можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут , в зависимости от возраста детей, во избежание головокружений. . В комплекс с артикуляционной гимнастикой должно быть включено 1 упражнение на дыхание. Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении , о бязательно до еды , можно во время утренней гимнастики. Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно , за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый). Вдыхать воздух через нос и рот, выдох делать через рот. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и плавно . В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди ; плечи не поднимать при вдохе и не опускать при выдохе. Щёки не раздувать, воздух выходит в рот. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды. Все упражнения выполнять в игровой форме . Сдувать предмет можно с ладони, со стола или с твердой поверхности – картонный цветок, или дуть на предмет, привязанный к ниточке. Требования проведения дыхательной гимнастики

Слайд 27

Одна из главных задач воспитания звуковой культуры речи – развитие подвижности органов артикуляционного аппарата и речевого дыхания, в целом являющиеся основой правильного звукопроизношения Оставлять этот важнейший вопрос без внимания нельзя, необходимо ежедневно включать в план работы артикуляционную гимнастику и упражнения на дыхание. Важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование правильного произношения звуков

в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...

Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Развитие фонематического слуха и формирование правильного произношения звуков у детей с тяжелыми нарушениями через игры с мячом»

Цел              Цель семинара - практикума: представление опыта работы по развитию фонематического слуха  и закреплению правильного произношения звуков у ...

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования звуковой культуры речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики...