«Познавательная и полезная каллиграфия для формирования предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Андреева Елена Олеговна

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая детей старшего дошкольного возраста к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, возможно сформировать трудолюбие, добросовестое отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение к собственному труду, и наконец,  возможно развить эстетические качества и восприятие красоты...

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Познавательная и полезная каллиграфия для формирования предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»

СЛАЙД 1

Становление письменной речи имеет длинную историю и начинается задолго до того, как ребенок в школе приступает к изучению письма (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

История письма - это фактически, история человечества, считает Марьяна Михайловна Безруких   — советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО. В процессе формирования письма каждый ребёнок как бы повторяет историю человечества (от передачи мысли и отдельного слова при помощи графического изображения (рисунка) до сознательного выделения слов и звуков.

СЛАЙД 2

Ряд ученых-исследователей по психологии, физиологии и специальной педагогике (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Бер) рассматривают письмо, как сложный психофизиологический акт, требующий определенной организации деятельности движений и высших психических функций.

  • Левое полушарие головного мозга является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов.
  • Правое полушарие несет подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи.
  •  Затылочная область мозга представляет собой центральный аппарат зрения.
  • Височная область левого полушария является таким же центральным аппаратом слуховых ощущений и слухового анализа.
  • Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения идущие от поверхности кожи и мышц, имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как такие движения могут быть найдены только в тех случаях, когда они идут под контролем постоянно поступающих с периферии сигналов о положении органов тела в пространстве.
  • Передние разделы коры головного мозга связаны с организацией протекания движений во времени, с выработкой и сохранением двигательных навыков и с организацией сложных целенаправленных действий.

Только совместная работа всех этих областей мозговой коры необходима для нормального осуществления каждого сложного психологического процесса, в том числе речи письма и чтения.  

Иван Михайлович Сеченов, утверждали, что письмо - самый сложный вид деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность…

Но к сожалению, при письме авторучкой. этого не происходит. При нем, наоборот, сначала закрепощаются эти три пальца, потом вся рука, а потом и мозг…

СЛАЙД 3  

         Хотя бы раз в жизни каждый из нас слышал слово "каллиграфия", которое вызывает ассоциации с витиеватыми буквами, пером и тушью. Оно перешло в русский язык из греческого, где было составлено из элементов "каллос" – "красота" и "графо" – "писать". Каллиграфическое письмо действительно очень красиво — одинаковый размер букв, равномерность их наклона и расположения, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость слов и знаков препинания. Однако красивый почерк – всего лишь приятный бонус к главным достоинствам каллиграфии.

СЛАЙД 4  

К сожалению, после 1917 года ее исключили из школьной программы как буржуазно вредный предмет, а затем заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года, а также привели современное общество к тотальной дисграфии.

Исследованиями каллиграфии занимались отечественные физиологи Н.И.Пирогов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев. Но к сожалению, данные исследований засекретили…Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу.

В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Юрий Валентинович Кнорозов  , расшифровавший письмена майя, и психолог Л.С.Выготский.

А теперь для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется всего один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея А.С.Пушкин занимался каллиграфией восемнадцать часов в неделю!

         Исследования последних лет упорно свидетельствуют о том, что каллиграфия – великолепный инструмент не только развития головного мозга человека, но и коррекции поведенческих расстройствах, синдрома нарушения и дефицита внимания. Более того, в результате занятий каллиграфией у детей   развивается способность к логическому мышлению, рассуждению,   укрепляется память, улучшается концентрация, ориентация в пространстве и координация движений.

Так, же и взрослым не менее полезны занятия каллиграфическим письмом. Люди испытывают расслабление и эмоциональное спокойствие, которые выражаются в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении артериального давления и уменьшении мышечного напряжения. Как следствие, регулярные занятия каллиграфией помогают справляться с такими недугами, как гипертония, диабет, неврозы, депрессии и другими. По этим же причинам занятия каллиграфией с уверенностью можно назвать хорошей профилактикой здоровья.

СЛАЙД 5

 Многогранность

Если говорить о детях дошкольного возраста, то письмо для них не имеет первостепенное значение. Но позволяет решить огромное количество нужных и важных задач в их маленькой жизни. 

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.   Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Для успешного обучения необходимо сформировать предпосылки УУД. Важно в дошкольный период детства  не перенасытить, не создать негативное отношение   к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение.

Предпосылками  личностных УУД являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;  
  • формирование адекватной самооценки;

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Предпосылками  познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Предпосылками коммуникативных УУД  являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

А ведь  каллиграфия — это еще и вид изобразительного искусства, где имеют значения не только буквы и их начертание, но и все детали – перо, кисти, фактура бумаги. Дети начинают творить и, погружаясь в процесс, "вытаскиваем" из себя свой творческий потенциал. Особенно это важно для ребенка, который только ищет свой путь.

С помощью каллиграфии воспитывается чувство линии, пластики, формы, пространства, пробуждается ритм.  Занятия каллиграфией требуют немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, о которых многие педагоги уже позабыли: прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря регулярным занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что, в свою очередь, помогает развитию творческого мышления и воображения.

 СЛАЙД 6

 В чем уникальность каллиграфии по сравнению с другими занятиями

Как известно, наш мозг работает всегда, чем бы мы ни занимались. Разница лишь в том, какие его области в этом задействованы и к каким из них осуществляется приток крови в этот момент.  Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.

         Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях. Нужны тонкие и точно координированные движения.  

Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья), развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании.

Установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля.

На начальном этапе обучения характерны признаки адаптации нервной и опорно-двигательной систем ребёнка к новому виду деятельности – письму.

Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней учения создает комплекс трудностей.

Наблюдается :

  • неадекватная затрата энергии при письме,;
  • напряжение мышц кисти, лица, тела;
  • трудности в зрительном и двигательном контроле;
  • непрочность усвоенных приёмов письма букв и соединений, неритмичность движений, остановки во время написания буквы («дробное письмо»);
  • несовершенна координация движений руки;
  • низок уровень зрительно-моторных координации, пространственного восприятия и зрительной памяти;
  • большинство детей неправильно держат ручку и карандаш;
  • не умеют правильно сидеть;
  • не знают, как расположить бумагу;
  • редко кто владеет основами звуко- буквенного анализа.

 СЛАЙД 7

 Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму

Перед тем, как переходить к письму, необходимо уделить внимание некоторым важным аспектам:

  • Научить ребенка принимать правильное положение тела
  • Необходимо укреплять мышцы руки, систематически упражнять руку и пальцы. Такими упражнениями нужно начинать заниматься с раннего детства. Необходимо уделять время (2-5 минут) упражнениям на развитие мелкой моторики рук: пальчиковые игры, складывание мозаики, бусин, лепка или рисование и т.д. И тогда  ребёнок сможет с лёгкостью и без напряжения управляться с письменными принадлежностями. Благодаря играм, направленным на развитие мелкой моторики, кисти рук становятся хорошо подвижными, гибкими, исчезает скованность движений.
  • Физические упражнения (на развитие мышц руки):
  •  «ходьба пальчиками»;
  • «игра на пианино»;
  • «юла»;
  • «посолим суп»;
  • «человечек ходит»;
  • «дождик капает»;
  • «пилим дрова»;
  • «стреляем из лука»;
  • «рисуем в воздухе».

СЛАЙД 8

  • Массаж пальцев.

Удерживать ручку – это непривычная нагрузка для дошкольника. Чтобы дать отдохнуть уставшим мышцам руки, после занятий хорошо слегка помассировать   массажировать кисти и пальцы с помощью карандаша, у которого есть грани (карандаш не должен быть гладкий). Для этого берём карандаш и катаем его по столу, перекатываем между ладонями с внутренней и тыльной стороны, прокручиваем между пальцами («Вертолёт»), нажимаем поочерёдно пальцами на лежащий на столе карандаш («Пианино»), перекладываем из руки в руку и т.д.

  • Инструменты.

Самый главный плюс перьевой ручки - чувствительность к нажатию. Нажали больше - линия получилась толще. Чуть отпустили - линия получилась тоненькая. Даже небольшое нажатие перьевая ручка чувствует (тогда как шариковой ручкой при таком слабом нажатии писать просто бы не получилось). Что это значит? Это значит, что при письме перьевой ручкой можно менять силу нажатия. Ведём линию вниз - нажатие больше. Ведём линию вверх - нажатие меньше. При этом и рука наша то напрягается, то расслабляется. При расслаблении снимается напряжение.

Линии, буквы, цифры, написанные пером, получаются ровнее, чем если бы мы писали шариковой ручкой. При медленном письме шариковой ручкой (а все дети начинают с медленного письма) появляются   неровности, бугорки, линии "дрожат".

К недостаткам перьевой ручки можно отнести трудности в обращении. Например, чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. Можно нечаянно "смазать" только что выведенную линию, или же чернила могут растекаться из-за некачественной бумаги.

  • Похвала.

Очень важно замечать успехи и хвалить малыша. Красиво прописанные ровные чёрточки, ряд аккуратных крючочков -  всё это обязательно заслуживает похвалы.  Обводить буквы/знаки ЗЕЛНЫМ цветом и причем только правильный, красивый знак. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ закрепление «+», красным не правильные буквы «-» закрепление.

Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое "райское наслаждение": в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.

СЛАЙД 9

Виды письменных упражнений по каллиграфии.

Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.

Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.

Также полезной будет обводка изображений, выполненных пунктирной или штриховой линией.

Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.

Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.

Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.

Составление мозаики, конструктора.

Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Непосредственное письмо.

1.Прописывание наклонных линий или крючков. Такое, на первый взгляд, простое упражнение решает сразу 2 задачи. Во-первых, отрабатываем навык письма в строчку. Во-вторых, формируем красивый почерк. Ведь все эти несложные линии и крючки являются элементами будущих букв.

2.Письмо бордюров, узоров, росчерков.

3.Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).

4. Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.

СЛАЙД 10-13

Нетрадиционные приемы:

Дудлинг

Зеркальное рисование

Рисование двумя руками одновременно

Перевернутое рисование

Линия на прогулке

 СЛАЙД 14

Буква — это внешняя одежда Слова. Как через Слово пробуждается душа человека, так и в написанной букве важно всё: и мелодия линии, и мера нажима пера, и длина росчерка.

Написанная Буква — это сосуд, наполненный неким содержанием. Чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека. Со дня нашего рождения и до последнего дыхания написанная Буква Вашего имени проходит рядом.

СЛАЙД 15

Игровые ситуации:

«Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;

«Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ребенок) «ставит диагноз больной закорючке» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).

«Штурман».  Чистый лист бумаги и фломастер. Взрослый в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и ...». Получится схема движения. И т.п.

СЛАЙД 15

Методы формирования навыков каллиграфического письма

Копировальный метод -

суть его состоит в том, что дети обводят написанные образцы (точками или бледными чернилами),  

Недостатком метода является то, что он не способствует сознательному овладению почерком. Сегодня используются элементы этого метода в прописях и в индивидуальной работе с детьми, при коррекции почерка. Дети упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма.

Линейный метод 

Дети обучаются на основе точных, одинаковых расстояний между элементами, точных пропорций высоты и ширины элементов, можно пользоваться вспомогательной сеткой. Как единственный этот метод также не оправдал себя, так как частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера. Глаза детей быстро устают.  

Генетический метод-

Заключается в изучении элементов в порядке от более простых по форме и начертанию к более сложным. В школе этот метод известен еще со средних веков, его с успехом применял Песталоцци.

Ритмический или тактический метод 

Письмо под счет, в одинаковом ритме. Развивает уверенность и плавность руки, устанавливает нужную скорость письма, довольно широко применяется в современной методике обучения письму. Необходимо помнить, что при длительном применении метод не оправдывает себя, так как дети быстро утомляются от постоянного счета.

Развитие тактильной памяти-

Понятие у ребёнка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу элемента буквы целесообразно учить через осязание.   На картон наклеиваются элементы из бархатной бумаги. Ощупывая «закорючку», ребёнок проговаривает себе весь путь пальчика.  

Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод Карстера) - этот метод ставил главной задачей выработку у детей четкой и красивой скорописи. Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера.

По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.

Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего

СЛАЙД 17

Мониторинг-

показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений 

Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания.

1. Умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, ребенок получает пакет с пуговицами и пытается отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания отмечается + или - )

2. Ребёнок пытается взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).

3. Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).

4. Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать.

«Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений.

 Мониторинг-

 показатель зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия.

5. Скопировать рисунки.

6. Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –).

7. Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).

8. Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.

9. Дополнить (закончить) рисунок

10.К качествам письма нужно отнести его чёткость и разборчивость, равномерность, одинаковую высоту элементов, соблюдение строки (снизу и сверху), т.е. соблюдение линейности, ритмичность, правильность  и плавность письма.  Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.

СЛАЙД 18

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая детей старшего дошкольного возраста к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, возможно сформировать аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной, уважительное отношение   к собственному труду, наконец, развить эстетическое качества ,восприятие красоты..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013» на тему: «Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013»  на тему:«Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

Проект по формированию предпосылок инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста

    Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже ...

Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через реализацию Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

В дошкольном возрасте мы развиваем только предпосылки к формированию математической, финансовой, читательской, естесственнонаучной, социально - коммуникативной функциональной грамотности дошкольников,...