Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Рекомендовано  учителям-логопедам, воспитателям, а также учителям начальным классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_pisma_u_doshkolnikov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:


        

 «Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи»

Диденко Татьяна Викторовна,

учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 136»

г. Новокузнецк, Кемеровской области.

Новокузнецк, 2021


        Причины неуспеваемости  многих учащихся по русскому языку   в школе прослеживаются уже в дошкольном возрасте. К  числу   важнейших  задач   логопедической  работы  с  детьми    дошкольного  возраста имеющими,   общее  недоразвитие  речи  относится формирование  предпосылок письма.

        Актуальность проблемы формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР обосновывается тем, что, во-первых, у таких детей в силу структуры дефекта имеются специфические трудности в подготовке к овладению письмом. Во-вторых, разработка и внедрение системы комплексного подхода в коррекционной работе по формированию предпосылок письма позволит снизить риск возникновения его нарушения. В-третьих, такая работа, начатая в дошкольный период, позволит предотвратить многие причины школьной неуспеваемости.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопросы, связанные с формированием предпосылок письма на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. А в  авторских программах и разработках, широко используемых в практике, отражено направление работы, в основном, по формированию речевых (развитие звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза) и не предусматривается формирование неречевых (развитие зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики) предпосылок письма. А эффективность коррекционной работы по их формированию у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть обеспечена в том случае, если содержание, методы и средства логопедического работы направлены на формирование не только речевых, но и неречевых предпосылок.

        Таким образом, существует противоречие между необходимостью повышения эффективности логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР и недостаточной  разработанностью данной проблемы. Таким образом,  возникает необходимость систематизации комплексного подхода к детям с ОНР в работе по формированию предпосылок письма.

        Изучение теоретико-методологических аспектов формирования предпосылок письма у дошкольников позволило мне сделать выводы по наиболее важным аспектам этой проблемы, выделить основные направления и разработать систему комплексного воздействия направленную на развитие как речевых, так и неречевых предпосылок письма.

        Исходной точкой в практической работе по формированию предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня стала разработка схемы обследования, которая исходила из выделенных мною и принятых в настоящее время наиболее значимых предпосылок формирования письма.

         Анализ результатов, полученных в ходе этого обследования, показал, что речевые  и неречевые предпосылки письма у детей с ОНР недостаточно сформированы и  имеют качественные особенности.  Они свидетельствует о неготовности  дошкольников с ОНР к овладению фонетическим  письмом.         На основании чего сформировались основные направления моей работы - работа над:         

- звукопроизношением;

- фонематическим восприятием;

- фонематическим анализом и синтезом;

- зрительно-пространственного восприятием;

- мелкой моторикой.

        В соответствие с программой обучения и воспитания детей с ОНР Т.Б. Филичевой,                   Г.В Чиркиной, в ходе формирующего обучения был разработан перспективный план коррекционной работы на учебный год фронтальных (2 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий по четырем направлениям: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, зрительно-пространственное восприятие и мелкая моторика. Формирование правильного звукопроизношения проводилось только на индивидуальных занятиях по  планам составленным для каждого ребенка индивидуально. Также были разработаны методические рекомендации к проведению логопедических занятий, составлен сборник игр и упражнений.

Структура фронтальных и подгрупповых занятий:

Все занятия носили комплексный характер, строились поэтапно, к каждому этапу логопед дает четкую и краткую инструкцию (к проведению занятий были составлены методические рекомендации).

1. Организационный момент.

2. Повторение темы предыдущего занятия.

3. Объявление темы занятия.

4. Развитие фонематического восприятия.

5. Фонематический анализ и синтез слов.

6. Физкульминутка.

7. Развитие зрительного восприятия.

8. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

9. Развитие мелкой моторики.

10. Задание на дом.

11. Итог занятия.

12. Оценка работы детей на занятии.

        В конце учебного года по итогам логопедической работы была проведена повторная диагностика уровня сформированности предпосылок письма у тех же детей. Сопоставительный анализ результатов в начале и в конце года показал, что  уровень сформированности речевых и неречевых предпосылок письма у детей значительно повысился. Им  удалось достичь лучших результатов в формировании предпосылок письма.

        Таким образом, мы можем говорить о положительной динамике в работе по формированию предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, цель которой заключалась в повышении эффективности через систему комплексного подхода в реализации этого направления.

Фрагмент перспективного планирования по формированию предпосылок письма у детей с ОНР III уровня. (Сентябрь: 1-2 неделя — диагностика)

Направления

Сентябрь

Содержание работы

Тема

 3 неделя

Осень

4 неделя

Овощи. Огород.

Обучение грамоте

3 неделя

Понятие «слово». «Длинные» слова. «Короткие» слова. Одушевленные и неодушевленные предметы.

4 неделя

Понятие «предложение». Выкладывание схемы предложения из двух-трех слов.

Фонематическое восприятие

3 неделя

Учить различать речевые и неречевые звуки

4 неделя

Учить различать звуки по силе

Фонематический анализ и синтез

3 неделя

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах.

4 неделя

Анализировать предложение. Определять последовательность слов в предложении.

Зрительно-пространственное восприятие

3 неделя

Повторение и уточнение понятий «верх-низ»

4 неделя

Повторение и уточнение понятий «лево-право»

Мелкая моторика

3 неделя

Пальчиковая игра «Дождик». Игра «Когда это бывает?», «Падают листочки»

4 неделя

Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»

Целесообразно такую работу проводить не только учителями-логопедами, но и воспитателями на занятиях и в некоторых режимных моментах. А также учителями начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Интерес к проблеме воспитания нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место з...

Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013» на тему: «Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на ежегодном совещании «Педагогические чтения 2013»  на тему:«Формирование предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»

Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...

«Познавательная и полезная каллиграфия для формирования предпосылок УУД у детей старшего дошкольного возраста»

Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая детей старшего дошкольного возраста к аккуратному и четкому письму...

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

В статье рассматриваются методы исследования оптико-пространственных предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...

Методические рекомендации для воспитателей Формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для воспитателейФормирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...