Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 10 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_etap_10_chast.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

7. Сказкотренинг «Дюймовочка»

Упражнение 1. «Вхождение в сказку»

Упражнение 2. «Ожидание чуда».

Упражнение 3. «Девочка из цветка».

 Упражнение 4. «Сердечная любовь».

Упражнение 5. «Послание любви». «Выход из сказки» - подведение итогов.

Оборудование: Мягкое бархатное сердечко типа «валентинки», маленькая красивая куколка, круглое покрывало с цветочным рисунком, тюль голубого цвета, музыкальное сопровождение.

Предполагаемый результат: Дети научатся распознавать и проявлять свои эмоции и чувства. Снижение тревожности.

Занятие № 7. Сказкотренинг «Дюймовочка» (Г.Х. Андерсен)

Упражнение 1. «Вхождение в сказку».

Цель: создание сказочной атмосферы. Сегодня на занятии мы познакомимся с удивительной девочкой – Дюймовочкой. «И хотя она очень-очень маленькая – её рост не больше дюйма, т.е. двух с половиной сантиметров, её рождение и её жизнь – настоящее чудо. Поэтому знакомство с ней – это прикосновение к чудесному». (Тихо играет музыка «Звуки природы») Все садятся на коленки на круглое покрывало с цветочным рисунком. Ведущий: «Вы находитесь на цветущей волшебной поляне, как голубой шатер над вами раскинулось высокое небо. Вдруг волшебное облако накрыло вас, скрыло от вас чудо красоты (сверху ведущий накрывает детей голубым тюлевым облаком). Чтобы очутиться в сказке, вы, взявшись за руки, дружно, одновременно поднимаетесь». Ведущий убирает покрывало. «Ваше желание и дружба помогли вам очутиться в сказке. Давайте поприветствуем эту замечательную страну». Сказка. (Тихо звучит «волшебная» музыка) «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье и сказала: - Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне её взять?  - Почему не сказать! – ответила колдунья. – Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не такое, какие растут на крестьянских полях, и которыми кормят кур. Посади ты это зёрнышко в цветочный горшок, а потом увидишь, что будет. - Спасибо тебе! – сказала женщина и дала колдунье двенадцать грошей. Потом она пошла домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок».

Упражнение 2. «Ожидание чуда».

 Цель: проявление чувства удивления. (Волшебная музыка продолжает звучать) Ведущий: «Представьте, что вы маленькие зёрнышки, (дети присели на колени на цветочной полянке, склонив головы, прижав руки). Каждый из вас – чудесное, волшебное, непростое зёрнышко. Вы в земле. Вам тепло, хорошо и уютно. Женщина ходит и ждёт, когда прорастёт её волшебное зёрнышко. Она его очень любит, лелеет. (Ведущий нежно гладит детей по спинке, плечам, голове…). Ведь из него будет чудо! Она его поливает. (Ведущий похлопывает кончиками пальцев по спинкам детей). Она поставила горшок на солнце, и солнце греет зёрнышки своими лучами (ведущий лёгкими прикосновениями гладит детей). Эта нежная забота, любовь, тепло, внимание, трепетное ожидание сотворили чудо. Зернышки впитали в себя любовь, они наполнились лаской и нежностью и начали набухать. (Дети приподнимаются, распрямляются). Появился росток, который пророс сквозь землю (дети встают) и превратился в стебелёк. А на стебельке – крепкие бутончики (дети поднимают руки, крепко сжимают кулачки). Женщина любуется бутончиками, ждёт чуда всем сердцем. Она так верит, так любит своего будущего ребёнка, что не удержалась и расцеловала прекрасный нераспустившийся бутон. (Сердечком – «валентинкой» ведущий дотрагивается до детских кулачков, которые в ответ распускаются в цветок - раскрытые ладони).  «Как только она поцеловала листки, внутри, в бутоне, что-то щёлкнуло, и цветок распустился». Ведущий: «Посмотрите, внутри цветка – чудесная маленькая девочка Дюймовочка».

Упражнение 3. «Девочка из цветка».

 Цель: проявление чувства восхищения по отношению к другим людям. Ведущий показывает в своих ладонях, сложенных раскрывшимся бутоном, маленькую, красивую куколку. «Вот наша удивительная девочка из цветка, о которой мечтала женщина, которую она так ждала и любила, верила в чудо её рождения». Каждому ребёнку в распустившийся бутончик из ладошек ведущий по очереди ставит куколку. Дети по очереди высказывают отношение к ней, рисуют её образ, отвечая на вопрос: «Как вы думаете, какая она, эта девочка из цветка?». Ведущий обобщает сложившийся образ. Беседа «Сердце матери». Почему крепкий бутон лопнул и раскрылся? Можно ли назвать женщину мамой? Почему? Сбылись ли ожидания женщины? О такой ли девочке она мечтала? Что помогло исполнить мечту женщины, сотворить чудо? Обобщение ведущего.

Упражнения 4, 5 в следующей части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...