Педагогический проект "Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Григурко Ирина Анатольевна

Творческий педагогический проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с особыми потребностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26  компенсирующего вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!»

 Автор:

                                                    Григурко И.А.

                                               

                                                   

Санкт – Петербург, г. Павловск

2018 г.

Название проекта

«Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!».

Тип проекта

Творческий, краткосрочный.

Исполнители проекта

Воспитатель группы «Колобок»: Григурко И.А.,

учитель-дефектолог Кумляшова В.В., дети гр. «Колобок» и их родители.

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание через игру у детей со сложными дефектами гр. «Колобок», учитывая возможности каждого ребенка.

Основные задачи проекта

С учётом возможностей каждого ребенка

- формирование у детей умений, связанных с приёмом пищи: удерживать ложку, чашку, брать ложкой необходимое количество еды, есть аккуратно;

- развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе приёма пищи;

- развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиями с ними в сотрудничестве с взрослым;

- обогащать представления детей о бытовых предметах (ложка, чашка, тарелка и др.), их функциональных свойствах и использовании предметов по назначению на освнове подражания действиям взрослого или с необходимой ассистирующей помощью взрослого;

- стимулировать активность и инициативность детей при выполнении ими игровых действий с бытовыми предметами и игрушками.

Целевые группы проекта

Первичная целевая группа – дети группы «Колобок»,

вторичная целевая группа – родители детей группы «Колобок».

Основные планируемые результаты проекта

Для родителей:

повышение знаний для обеспечения успешного развития детей; получение индивидуальных консультаций по вопросам кормления детей с особыми потребностями; укрепление связей между детским садом и семьёй; изменение позиции родителей в отношении своих возможностей и возможностей своего ребёнка.

Для педагогов:

повышение знаний по теме проекта, укрепление связей с родителями.

Для детей:

формирование у детей умений, связанных с приёмом пищи: удерживать ложку, чашку, брать ложкой необходимое количество еды (с учётом возможностей каждого ребенка).

Краткое описание проекта

1 этап

Организационно - подготовительный этап

(до 19.01.2018г.)

Изучение проблемы. Подобрать и изучить методическую литературу, интернет ресурсы  по данной теме;

приобрести в уголок «Семья» набор столовой посуды, разнообразные ложки (деревянные, пластиковые, разные по размеру и фактуре); подобрать иллюстрации  с изображением ложек и столовых принадлежностей.

Подготовить и выдать родителям памятки о приёме кормления детей «Рука в руке», который мы будем использовать с детьми на протяжении всего проекта;

Подготовить для родителей папки-передвижки «Как научить ребенка с ДЦП  кушать ложкой», «Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать».

Привлечь родителей к данному проекту и рекомендовать принести в группу своему ребёнку удобную для захвата ложку.

Познакомить детей с новыми ложками.

Разработать и провести диагностику по умению использовать ложку детьми.

2 этап

Основной - практический этап

(22.01.2018г. –06.04.2018г.)

Осуществление замыслов проекта. На начальном этапе разработки проекта были проведены индивидуальные беседы с каждым родителем, чьи дети посещают гр. «Колобок» с целью донести до них важность данной проблемы. Следующий шаг реализации проекта – оформление папок – передвижек для родителей на тему «Как научить ребенка с ДЦП кушать ложкой», «Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать», выдать родителям памятки о приёме кормления детей «Рука в руке», разработать и провести диагностику по умению использовать ложку детьми.

На этом этапе планируется проведение игр на развитие мелкой моторики рук (умение брать и удерживать в руках различные предметы и совершать простейшие  манипуляции с ними: трогать, щупать, гладить, похлопывать и пр.):

- игры с песком (как сухим, так и мокрым), рисование на песке с использованием «стола-планшета для игр с песком»;

- рисование пальчиковыми красками,

- игры с водой, в том числе,    «сухой - мокрый»;

- игры с крупами, различным природным  и бросовым материалом;

- игры с прищепками, с деревянными вкладышами,  замочки и т.д.;

- использование музыкальных игрушек с кнопочками; игры с лабиринтами и многое другое.

НОД по изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация) по теме проекта с использованием нетрадиционных техник (с учётом комплексно-тематического планирования); НОД – игры с образными игрушками (с учётом комплексно-тематического планирования),  в режимные моменты – чтение художественной литературы по теме проекта.

На прогулке так же планируем игры со снегом и с выносным материалом.

К празднику 8 марта – изготовление поздравительных открыток с использованием пластиковых ложек.

На протяжении всего проекта мы будем использовать следующий приём кормления детей:

Кормление «рука в руке»

Ребёнок держит ложку в руке. Рука взрослого всё время лежит сверху на кисти руки ребёнка и помогает ему на тех этапах, на которых эта помощь требуется. Его рука становится продолжением руки ребёнка. Взрослый придаёт усилие в тот момент, когда это требуется. Если у ребёнка, например, трудности с зачерпыванием еды, то мы помогаем ему именно в этот момент, дальше он несёт руку с ложкой ко рту самостоятельно, но наша рука всё - равно лежит на руке ребёнка, мы её не отрываем. Так как для многих детей важно чувствовать присутствие взрослого телесно, и когда мы оставляем руку ребёнка, он может «потеряться» и забеспокоится. В дальнейшем, когда мы видим, что ребёнок какие-то действия выполняет более самостоятельно, постепенно убавляем свои усилия в тот момент, когда это не требуется.

Все действия производятся с учётом возможностей каждого ребенка и с необходимой ассистирующей помощью взрослого.

3 этап

Заключительный этап

Подведение итогов проекта: оформление необходимой отчётной документации, презентации для родителей как проходил данный проект и открытое мероприятие на неделе педагогического мастерства для родителей совместно с учителем-дефектологом по теме проекта.

Сроки реализации

С 09.01.2018г. по 17.04.2018г.

Актуальность проблемы:

Кормление детей с ДЦП — очень важная тема, так как, к сожалению, многие родители решают этот вопрос в пользу своего комфорта, вместо того, чтобы воспользоваться этой ежедневной рутиной, чтобы помочь ребенку развиваться и учиться самостоятельности. А между тем, существуют определенные правила, следуя которым, можно облегчить процесс приема пищи для обоих участников и даже научиться получать от него удовольствие.     Целью коррекционного воспитания для детей со сложными дефектами развития является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде. Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания таких детей - формирование культурно-гигиенических навыков, способствующих развитию социально-бытовой  компетенции.                                                                                        Самостоятельно приобрести социальный опыт дети не могут в силу специфичности своего развития: нарушения мелкой моторики, мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия речевой инструкции в силу своих диагнозов.

Работая  с такими детьми, педагоги ищут новые подходы к коррекционно-воспитательному процессу с целью оказания им помощи в адаптации к жизни в обществе. В настоящее время большое распространение получила такая форма работы, как организации проектной деятельности при обучении детей. Но, к сожалению, она не применима в полной мере в образовательном процессе  для детей с особыми образовательными  потребностями  так, как самостоятельная деятельность, без помощи педагога  им недоступна. Наблюдая за детьми с ОВЗ и с сопутствующими тяжелыми и множественными нарушениями, напрашивается вывод:

- во-первых, чем ниже интеллектуальное развитие ребенка, тем труднее сформировать отдельный бытовой или трудовой навык;

- во-вторых, чем сложнее физические нарушения (ДЦП), тем труднее вырабатывать определенный навык в силу моторной неловкости, мышечного тонуса ребенка, нарушения тонких дифференцированных движений рук и пальцев.

Следовательно, необходимо искать пути, подходы, способствующие эффективному формированию социального опыта детей.

Рабочий план реализации проекта

сроки

исполне-ния

мероприятия

ответственные

1.

До 12.01.18

Донести до участников проекта (родителей) важность данной проблемы.

Познакомить каждого ребенка со своей «новой» ложкой.

Григурко И.А.

2.

22.01.18

Папка-передвижка для родителей «Как научить ребенка с ДЦП кушать ложкой», «Как научить ребенка с ДЦП самостоятельно кушать», памятка родителям о приёме кормления детей «Рука в руке».

3.

22.01.18-

17.03.18

Проведение игр на развитие мелкой моторики:

1. Игры с песком: «Найди игрушку», «Спрячь игрушку», «Пирожки», «куличики», пересыпание песка из ёмкости в ёмкость руками или с использованием ложек, рисование пальчиками на «столе – планшете для игр с песком» (с использованием подсветки).

2. Игры с водой: «Моем посуду после обеда»,  «Водяная мельница» (с использованием ложек или стаканчика), «Достань игрушку» (рукой или лопаткой), брызгание водой,  хлопанье по воде; «Кораблики»; переливание воды из стаканчика в стакан.

3. Игры с крупами и различным бросовым материалом: «Подержи в ложке шишку», «Найди игрушку в миске с фасолью», «холодный - тёплый» (камешек и бобы), «Дорожка из макарон», «Спрячь ручки» и пр.

4. Игры с прищепками: массаж пальчиков с помощью прищепок.

5. Игры с замочками: с использованием игрового домика с замочками и использование игровой доски «Домашние животные».

6. Лабиринты и музыкальные игрушки: для развития координации движений рук ребенка использовать игровые  лабиринты разных размеров и музыкальные игрушки с кнопочками.

В режимные моменты чтение художественной литературы:

«Сорока-сорока» (потешка), «Кашу варили» (потешка), «Вышла чашка погулять» (М. Яснов), «Ладушки-ладушки» (потешка), «Каша» (И.Токмакова), «Водичка-водичка» (потешка) и пр.

На прогулке игры со снегом: «Снежки», «Найди игрушку», «Попади в цель», «Оладушки»; игры с лопатами (копание снега, бросание, прихлопывание и пр.).

К празднику 8 марта – изготовление поздравительных открыток с использованием пластиковых ложек.

Все игры и движения проводятся с учётом возможностей каждого ребёнка и необходимой ассистирующей помощью взрослого.

Григурко И.А.

.

4.

19.03.18

НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (аппликация). Тема: «Волшебная ложечка» (использование обрывной цветной бумаги).

Григурко И.А.

5.

20.03.18

НОД по формированию навыков изобразительной деятельности  (рисование). Тема: «Ложечка на тарелочке» (раскраска восковыми мелками).

6.

23.03.18

НОД – игра с образными игрушками. Тема: «В гостях у куклы Кати».

7.

02.04.18

НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (лепка). Тема: «Ложечка для куклы Кати» (лепка на крышке от ДВД дисков).

8.

03.04.18

НОД по формированию навыков изобразительной деятельности (рисование). Тема: «Ложечка для куклы Кати» (разукрасить карандашами вырезанную заранее из картона ложку).

9.

06.04.18

НОД – игра с образными игрушками. Тема: «Кукла Катя пришла в гости».

10.

Неделя педагоги-ческого мастер-ства.

НОД  по изобразительной деятельности совместно с учителем-дефектологом и с  родителями по теме проекта. Показ презентации «Буду ложкой кушать я, вас порадую, друзья!».

Григурко И.А..

Кумляшова В.В.

11.

Подведение итогов проекта.

Григурко И.А.

Оценка эффективности проекта

Считаем, что проект можно считать успешным при выполнении следующих пунктов:

  1. Заинтересованности родителей в данной проблеме;
  2. Положительная динамика у детей.
  3. Проведение презентации по проекту;

4.   Положительные отзывы участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогически проект "Деревья родного края - наши зеленые друзья!"

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

КОНКУРС Педагогический проект "Ложка деревянная бывает музыкальная"

Проект направлен на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей в исполнительской деятельности....

План - конспект педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Друзья зайчика»

Форма работы: интегрированное занятие. Тема: «Друзья зайчика» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (аппликация)Интеграция образовательных обл...

Консультация: " Как научить малыша кушать ложкой самостоятельно"

Правила подготовки и  полезные рекомендации. Этикет для малыша....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА «Ложка как универсальный предмет для всестороннего развития дошкольников».

Главная задача дошкольных образовательных учреждений  состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического р...

Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!

Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!...