Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 14 часть
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Трушина Софья Николаевна

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключительный этапы. Последовательно проиграйте с детьми все упражнения постепенно погружая вашего ребенка (детей) в сказкотерапию. Занятия рассчитаны не менее чем на мес. но могут и продлиться дольше, в зависимости от успешности освоения упражнений и достижения снижения уровня тревожности вашим ребенком (детьми). Занятия рассчитаны на старшую и подготовительную группы дошкольного возраста, а так же на младший школьный возраст. Занятия подразумевают несколько упражнений и рассчитаны от 25 до 40 (не превышайте крайнее время, иначе ребенок переутомиться) мин. Проводить желательно 2-3 р. в нед.

Структура занятий с использованием сказкотерапии

Этап Назначение 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.

 3.Расширение Расширить представление ребенка о чем либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки.

4.Закрепление Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия и превращения  

5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде Особенности проведения занятий с использованием сказкотерапии: «Проживая сказку», ребята обучаются справляться со страхами, тревожностью, с любыми барьерами в общении, учат тонко чувствовать друг друга и находить соответственное выражение разным чувствам, эмоциям, состояниям. Постоянно применяемые в сказках этюды на представление и выражение разных эмоций предоставляют детям возможность усовершенствовать и активизировать жизненные средства общения: пластику, мимику и речь.

Представленный комплекс занятий направлен на коррекцию тревожности младших школьников а так же старшую и подготовительную группы дошкольного возраста посредством сказкотерапии.  Во время проведения занятий вам понадобятся следующие реквизиты: костюмы, куклы, краски, карандаши, ноутбук, мультимедийное устройство и многое другое.

Занятия желательно проводить в групповой форме, так как такая форма работы даёт хорошие результаты с детьми замкнутыми, малообщительными, тревожными, с детьми с нарушением поведения, с заниженной самооценкой, страдающими страхами, но могут быть адаптированы и под одного ребенка. Этюды которые постоянно используются в сказках, которые направлены на выражение и проявление разных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать занятие более динамичным, насыщенным и менее утомительным благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2 этап 14 часть 13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 6. «Ветер-страх». 

Цель: развитие умения прислушаться к своим чувствам и выразить их словами. Если есть возможность, включите запись с раскатами грома. Дети изображают ветер: дуют сильно и очень длительно; в конце выдоха с напряжением втягивают мышцы живота. Ведущий: Иван-царевич горько заплакал. Потом помолился Богу и пошел куда глаза глядят. Долго ли, коротко ли, пришел он к избушке на курьих ножках. Мудрый Филин: А знаете ли вы, ребята, что избушки на курьих, а вернее, на курёных ножках, существовали на самом деле? (На экран проецируется изображение избушки на курёных ножках.) Слово «курёный» значит обожженный. Для того чтобы дерево дольше не гнило, его обкуривали, то есть обжигали. Избушку ставили на высокие столбы (ноги), перевернутые кореньями вверх. Если деревянный столб поставить макушкой вниз, а корневой частью вверх, то есть вверх тормашками, то такой столб простоит очень долго и не сгниет. Ставили избушки на куриных ножках, как правило, далеко, в глухом, дремучем лесу. Не было у них ни окон, ни дверей, так как строили их для 99 умерших людей. Таким способом древние славяне хоронили своих соплеменников. Сказочная избушка Бабы-яги - это и есть дом для покойника. Ведущий: Выходит из избушки Баба-яга Костяная нога и спрашивает: «Той еси, добрый молодец! Зачем пожаловал?» Царевич и рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую. - А, знаю! - сказала Баба-яга. - Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук висит на высоком дубу. Мудрый Филин: У древних народов действительно существовал обычай «прятать» свою душу. Человек выбирал какой-либо предмет (камень, растение, животное, птицу и т. д.), произносил над ним специальное заклинание, а затем прятал этот предмет. Это придавало человеку силы, вселяло уверенность в своем бессмертии. И, наоборот, как только человек узнавал, что предмет, в котором «находится» его душа, разбит, сломан, был уверен, что смерть неминуема. Человеком овладевал страх и это, как правило, приводило к гибели. Ведущий: Помогли звери лесные Ивану-царевичу достать то яйцо, положил он его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному. Как увидел Кощей яйцо, тотчас присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо из руки в руку - Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще из руки в руку перекладывать; перекладывал, перекладывал, а затем смял его в ладони и сломал иглу - тут Кощей свалился и умер. Упражнение 7. «Смерть Кощея». 

Цель: тренировка умения обращаться за помощью. Один из детей выбирается на роль Ивана-царевича, остальные - Кощея Бессмертного. Дети становятся на расстоянии друг от друга и максимально  расслабляются. «Иван-царевич» перекладывает яйцо из руки в руку, а все дети соответственно его движениям качаются из стороны в сторону. Когда «Иван-царевич» сжимает яйцо в ладони, все дети падают на пол и не шевелятся до сигнала ведущего. (Очень важно на роль Ивана-царевича выбрать самого робкого, тихого, неуверенного в себе ребенка. Нежелательно выбирать активного, имеющего склонность управлять другими.) - Обнял Иван-царевич Василису Премудрую, посадил на верного коня и повез в родимую сторонку. После того они жили вместе долго и счастливо. «Выход из сказки» - подведение итогов. - Вот и закончилась сказка и пришла пора попрощаться с Царевной лягушкой, с Мудрым Филином. Поблагодарите их за ту волшебную силу, при помощи которой вы путешествовали по сказке, за новые знания, полученные на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 1 часть

Сказкотерапия - это коррекция и лечение посредством прослушивания, прочтения, анализа сюжетов сказок. Данный способ коррекции может помочь не только лишь детям, но и взрослым. Сказка предос...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 1 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 1 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 2 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 3 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...

Сказкотерапия (коррекция тревожности). 2 этап 4 часть

Уважаемые родители ниже вы сможете ознакомиться с комплексом упражнений направленных на снятие (снижение уровня) тревожности. занятия разделены на части и имеют вводный (начальный), основной и заключи...