Методическая разработка "Развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Материал может быть интересен музыкальным руководителям, руководителям театральных кружков, педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Развитие творческой активности у застенчивых воспитанников посредством театрализованной деятельности»

Музыкальный руководитель: Феоктистова Л. В.

Актуальность и педагогическая целесообразность темы:

        Современный дошкольник испытывает много трудностей, обусловленных всеобщей компьютеризацией, цифровизацией и скоростью изменяющихся условий и требований, предьявляемых к подрастающему поколению. Наблюдения педагогов последних лет выявили такие проблемы, как ухудшение осанки в связи с малой подвижностью, ослабление зрения, нарушения в области коммуникации. Растет процент слабой социальной адаптации и страха общения, а тем более выступления перед другими людьми. Застенчивость – это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Она может быть временной, но может постепенно превращаться в черту характера. Застенчивость наиболее распространенная причина проблем в общении, и, как следствие, причина одиночества, тревоги, депрессии. Часто застенчивость связана с низкой самооценкой.

Мною совместно с педагогом-психологом  было проведено исследование детей среднего и старшего возраста, которое показало, что среди наших воспитанников много застенчивых, неуверенных в себе детей. Поэтому выбранное направление работы, а именно, развитие творческой активности у застенчивых детей посредством театрализованной деятельности, является актуальным, позволяя разбудить фантазию ребенка, повысит его уверенность в себе, максимально реализовать его творческие способности.

Цель и задачи работы

Цель:

Развитие творческих способностей ребенка, психологическое раскрепощение посредством музыкально-театрализованных игр и постановок.

Основные задачи:

Образовательные:

  1. Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять собственные сказки.
  2. Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
  3. Познакомить детей последовательно с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр.)
  4. Совершенствовать артистичные навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях.

Развивающие:

  1. Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре.
  2. Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.
  3. Развитие дикции, речевого аппарата, обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

  1. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
  2. Помочь раскрепощению воспитанников, осваивая  различные виды театрального творчества.
  3. Формировать положительную самооценку, успешность и уверенность в своих способностях во взаимодействии с другими участниками процесса.

Срок реализации, режим и структура занятий

Программа рассчитана на 3 года. Возраст детей от 4 до 7 лет. Количество детей в группе – до 15 человек. В группу набираются дети, которым рекомендованы педагогами и психологом такие занятия, а также желающие заниматься этой деятельностью. Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Время проведения занятий: 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 20-25 минут, 6-7 лет – 30 минут, что соответствует 1 учебному часу. Занятия проводятся два раза в неделю. Итогом работы являются спектакли 4 раза в год, показанные для других воспитанников, педагогов и родителей. Форма проведения занятий: очная, групповая. Срок реализации программы – 3 года.

Структура занятия

  1. Вводная часть.  Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основные процедуры работы – психогимнастика, чтение сказок, скороговорок, стихов, игры на развитие силы голоса, на развитие пластики и пантомимики. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» ,  «Мышки бегали в подвале» , «Купила бабуся бусы Марусе» , «Качели для гласных» и  т. д.
  2. Продуктивная часть. В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ педагога, направленный на активизацию творческих способностей детей.
  3. Завершающая часть.   Получение знаний и навыков  посредством создания совместных спектаклей, игр, этюдов. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. 

Элементы занятий:

  • сказкотерапия, с элементами импровизации.
  • этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников)
  • Игры на развитие выразительности и силы голоса
  • Игры на развитие воображения и памяти – игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
  • Игры и упражнения на формирование словаря.
  • Участие в постановках и спектаклях кружка.

Занятия по данной системе предполагают использование следующих видов пособий и оборудования

  1. СD, DVD диски с записями шумов, звуков, рассказов, этюдов, сказок, спектаклей.
  2. Куклы Би-Ба-Бо, пальчиковые куклы, куклы теневого театра
  3. Элементы костюмов, театральный инвентарь, маски.
  4. Литература, иллюстрации, игрушки.  
  5. Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.
  6. Атрибуты к играм.
  7. Художественная литература
  8. Дидактические игры
  9. Музыкальный центр
  10. 10.Ноутбук
  11. 11. Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
  12. Мультимедийный проектор
  13. Домашний кинотеатр

Планируемый результат освоения программы

  1. Ребенок более раскрепощен, способен уверенно выступать перед аудиторией зрителей.
  2. Слушает, воспринимает, отвечает на вопросы, пересказывает, сочиняет собственные сказки.
  3. Овладел средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).
  4. Артикуляционный аппарат стал более активным, произношение четким, выразительным.
  5. Имеет представление о различных видах  театра (кукольный, драматический, оперный, балет, народный балаганный театр.)
  6. Умеет воплощать заданные художественные образы, используя приобретенные артистические навыки.
  7. Овладел коммуникативными навыками, стал более эмоционально открыт и отзывчив.
  8. Проявляет активность и желание участвовать в публичных выступлениях, открытых занятиях, постановках спектаклей.
  9. Приобрел опыт в различных видах театрального творчества (кукольном, теневом, драматическом, музыкальном)
  10. Сформировалась положительная самооценка, успешность и уверенность в своих способностях во взаимодействии с другими участниками процесса.

  1. Мониторинг детского развития

Срок

Вид деятельности

Цель

4-5 лет

Сентябрь

«Какие волшебные сказки ты знаешь?»

Работа над выразительностью исполнения (выражением эмоции, грусти и радости)

Май

«Назови волшебные сказки»

Драматизация сказок, игры- имитации.

5-6 лет

Сентябрь

«Учимся четко говорить по- разному»

Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов, мимики и голоса.

Май

Разыгрывание этюдов и диалогов из сказок.

Развивать фантазию и творчество, выразительность, жестов, мимики и голоса.

6-7 лет

Сентябрь

Игра «Назови ласково соседа»

Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов

Май

Викторина « Мы любим сказки»

Закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Формы проведения итогов реализации программы:

  1. Постановки в течении учебного года.
  2. Открытые занятия для родителей и педагогов.
  3. Участие в театральных фестивалях и конкурсах ДОУ.
  4. Мастер-классы для педагогов и родителей по развитию артистических навыков.

Учебно-тематический план

№ п/п

Вид деятельности

Количество часов в месяц

Количество часов в год

1.

Художественно-речевая деятельность

2

14

2.

Театрально игровая деятельность

3

21

3.

Творческая деятельность

1

7

4.

Подготовка к постановке спектакля

1

7

5

Премьера спектакля

4

Календарный учебный график

Виды детской деятельности

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды.

Октябрь

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных

Чтение нового литературного произведения

Занятие со всеми детьми

Театрально-игровая деятельность

Рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра Знакомство с героями литературного произведения , с их характеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра

Работа с малыми подгруппами детей

Музыкальная деятельность

Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) через музыкальный образ

Слушание музыки к выбранному произведению

Занятие со всей группой

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество)

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для передачи различных чувств (см. книгу М.Чистяковой «Психогимнастика»)

С малыми подгруппами и индивидуально

Ноябрь

Художественно-речевая деятельность

Развивать память детей. Учить пересказывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией

Разучивание текста к литературному произведению.

Подгруппами и индивидуально

Театрально-игровая деятельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству)

Знакомить детей с элементами актерского мастерства - это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства. Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица

Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. Показать на своем примере различные образы. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен

С подгруппами, используя все виды театрализованных игр для разыгрывания одной и той же сцены

Музыкальная деятельность

Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа

Разучивание песен к литературному произведению

Со всей группой

Творческая деятельность

Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом

Импровизационные танцы различных персонажей

С группами и индивидуально

Декабрь

Художественно-речевая деятельность

Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста

Пересказывание детьми сюжета по ролям

Фронтальные в игровой

Театрально-игровая деятельность (занятия по театральному искусству)

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над целостной постановкой спектакля

Фронтально и подгруппами

Творческая деятельность

Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии

Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера

Подгруппами и индивидуально

Музыкальная деятельность

Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности

Продолжать учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю

Со всей группой, подгруппами, индивидуально

Февраль

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, развивать дикцию, добиваться разнообразия интонации, уточнять знания детей об особенностях, повадках животных

Чтение нового литературного произведения

Занятие со всеми детьми

Театрально-игровая деятельность

Рассказать об особенностях этого вида искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра Знакомство с героями литературного произведения , с их характеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра

Работа с малыми подгруппами детей

Музыкальная деятельность

Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) через музыкальный образ

Слушание музыки к выбранному произведению

Занятие со всей группой

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творчество)

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для передачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познакомить с внешним видом героев, событиями времени года, когда они происходят

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для передачи различных чувств (см. книгу М.Чистяковой «Психогимнастика»)

С малыми подгруппами и индивидуально

Март

Художественно-речевая деятельность

Развивать память детей. Учить пересказывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией

Разучивание текста к литературному произведению.

Подгруппами и индивидуально

Театрально-игровая деятельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству)

Знакомить детей с элементами актерского мастерства - это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства. Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица

Рассказать об особенностях жеста, мимики, интонации. Показать на своем примере различные образы. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен

С подгруппами, используя все виды театрализованных игр для разыгрывания одной и той же сцены

Музыкальная деятельность

Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа

Разучивание песен к литературному произведению

Со всей группой

Творческая деятельность

Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом

Импровизационные танцы различных персонажей

С группами и индивидуально

Апрель

Художественно-речевая деятельность

Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями передавать диалогическую часть текста

Пересказывание детьми сюжета по ролям

Фронтальные в игровой

Театрально-игровая деятельность (занятия по театральному искусству)

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над целостной постановкой спектакля

Фронтально и подгруппами

Творческая деятельность

Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии

Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера

Подгруппами и индивидуально

Музыкальная деятельность

Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам в исполнительской деятельности

Продолжать учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю

Со всей группой, подгруппами, индивидуально

Май

Премьера музыкального спектакля.

Список литературы

  1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. – М.: ИП РАН, 2001. - С. 35.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие), М, - 2010. – С.113.
  3. Атаева А.В. Творчество – основа педагогической деятельности. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2012. - №5. – С. 12.

  1.  Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 1987. – С.45.
  2. Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Развитие творческих способностей у старших дошкольников. М., 2003. - С.69.
  3. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет // Вопросы психологии. - 2011.- № 7. – С. 11.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. – С.92.
  5. Васильева М. О., Юнг Т. О Развитии творческого потенциала дошкольника //Дошкольное воспитание. 2011. - №2. - С. 9.
  6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. – С.88.
  7. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста./ Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2012. – С.70.
  8. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. 2013. - №5. - С. 22.
  9. Технология проблемно - развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях. - СПб.: ВЛАДОС, 2005. – С.44.
  10. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., ВЛАДОС, 2011. – С. 60.
  11. Юрина Н. Н. Театрализованная деятельность в детском саду. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М., 2012. – С.104.
  12. Якимова М. Региональная система дошкольного образования: театрализованная деятельность в практике детского сада. - Новокузнецк МАОУ ДПО ИПК 2013. – С.16-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой активности у застенчивых детей старшего дошкольного возраста

Как помочь детям преодолевать робость и застенчивасть через игру в кукольном театре....

Развитие познавательной активности детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя....

Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности

Данная статья раскрывает опыт работы по  театрализованной деятельности с дошкольниками....

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»

Семинар-практикум проводился для воспитателей с целью пропаганды театрализованной деятельности среди педагогов. Театральная деятельность очень полезна дошкольникам всех возрастов. С помощью этой деяте...

«Развитие познавательно-речевой активности детей посредством театрализованной деятельности» «Путешествие колобка»

- развитие познавательно-речевой активности детей посредством   театрализованной деятельности...

Педагогический опыт работы "Развитие творческой активности детей посредством театрализованной деятельности"

В настоящее время молодые родители не проявляют интереса к высокому искусству (театр оперы, драматические театры, филармония). Поэтому не развивают интерес к этому виду искусства у своих детей. Театра...