Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности
статья по теме

Малая Наталья Николаевна

Данная статья раскрывает опыт работы по  театрализованной деятельности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx24.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

В.Сухомлинский

Дети-дошкольники очень любят музыкальные занятия. Они с большим удовольствием двигаются под музыку, с интересом слушают музыкальные произведения, активно включаются в беседу о музыке, любят петь, плясать, играть в музыкальные игры, играть на детских музыкальных инструментах.

Дети очень любят праздничные утренники в детском саду и с удовольствием принимают в них участие. Наиболее интересным для детей и для меня является процесс подготовки к празднику, особенно разучивание инсценировок, сказок.

Наблюдая за детьми и проанализировав свою многолетнюю работу, я сделала вывод, что наиболее интересной, понятной, доступной для детей является театрально-игровая деятельность.

На протяжении всего времени в детском саду игра сопровождает детей, и конечно же, игра - это любимая, естественная деятельность дошкольников.

Обучение малышей успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.

Потребность в игре у детей велика и проявляется очень рано. Уже в два-три года малыши охотно изображают прыгающих зайчат, цыплят, летающих птичек и т.д. Они с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, медвежат и т.п.

Интересно наблюдать за малышками, когда они играют: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, придумывают игровые ситуации, перевоплощаются в тот или иной образ.

Я считаю, что дошкольники младшего возраста все без исключения талантливы, артистичны, непосредственны и раскованны.

К сожалению, в более старшем возрасте у многих детей появляется робость, застенчивость, зажатость.

На своём опыте я убедилась, что чем чаще ребёнок будет выступать перед зрителем, тем быстрее он преодолеет робость и смущение.

Я считаю, что каждый ребёнок должен что-то проиграть в спектакле, стараюсь каждому дать слово, чтобы как можно раньше смог сбросить груз «зажатости».

Чем раньше ребёнок услышит в свой адрес аплодисменты, тем лучше - ведь это так важно почувствовать уверенность в себе.

Участие в спектакле очень полезно, ведь в школе всем детям придётся отвечать на уроке, то есть говорить, выступать перед всем классом.

В театральной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, а это развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.

К театрально-игровой деятельности мы привлекаем детей с младшего возраста. Они со старшими детьми и взрослыми участвуют в обыгрывании несложных стихотворений и песенок. В подобных ситуациях ребёнок охотно подражает старшим и с большим удовольствием играет свою роль, которая чаще всего сводится к выполнению выразительных движений, иногда с включением отдельных слов и звукоподражаний («ко-ко-ко», «мяу-мяу», и т.п.)

Инсценировать можно стихотворения, в которых нет диалогов или прямой речи. Такие произведения, как «Котёнок» В.Берестова и «Котёнок» А.Барто, дети изображают движениями в соответствии с текстом.

Включение пантомимики помогает ребёнку понять внутреннее состояние котёнка, очеловечить его чувства. Всё это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления.

Так, постепенно, мы подготавливаем детей к участию в детских спектаклях. Дети старших и подготовительных групп охотно выступают перед детьми и взрослыми.

В нашем детском саду № 46 были поставлены и показаны такие спектакли по детским сказкам: «Маша и Медведь», «Гуси-Лебеди», «Царевна-лягушка», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Муха-Цокотуха», «Щелкунчик», «Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок» и др.

Участие в театрализации позволяет детям открывать в себе новые способности и таланты, а также развить уже имеющиеся навыки.

В детских спектаклях очень часто принимают участие и взрослые: Баба-Яга в русских народных сказках, Злая мачеха и добрая фея в сказке «Золушка», Снежная Королева в одноименной сказке, Дед и Баба в русских народных сказках, Царь, Кощей и другие персонажи.

В процессе подготовки и просмотра спектакля, не только развиваются артистичные данные у детей, но и воспитывается благодарный зритель. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами героя, всегда готовы придти к нему на помощь.

Театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, которое формирует эстетический вкус детей.

При выборе литературного произведения, я прежде всего думаю о том, чтобы оно нравилось и детям, и взрослым.

На первом этапе знакомства со сказкой я выразительно читаю детям произведение, разбираю его содержание и затем предлагаю ребятам выбрать для себя роль. Особое удовольствие и радость дети испытывают от того, что исполняют ту роль, которая им нравится.

Если ребёнок не доволен предложенной ему ролью, я никогда не настаиваю, а считаюсь с его желанием. Считаю, что самое главное - это желание играть и немного фантазировать, а ведь в театральной деятельности, как ни в какой другой, есть огромный простор для развития фантазии и актерских способностей детей.

На втором этапе в постановке спектакля мы вместе с воспитателем помогаем детям найти выразительный жест, позу, попутно дети запоминают текст наизусть. Я давно убедилась в том, что не следует давать домой учить текст. Диалоги и монологи быстро запоминаются в процессе разучивания сцен на индивидуальных и групповых занятиях.

Я стараюсь поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию. Важно поддержать их творческие фантазии, какими бы наивными и смешными они ни казались.

Считаю, что искусство педагога заключается в том, чтобы подвести детей к ощущению, что они сами всё придумали, тогда дети получают ещё большее удовлетворение от игры.

После прочтения сказки, и распределения ролей, предлагаю детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочньй мир, у них возникают различные эмоции и переживания.

Особый интерес и удовольствие испытываем и я, и дети во время разучивания танцев. Здесь и развитие чувства ритма и пластики, умение слушать музыку и двигаться в соответствии с музыкальными фразами. В танце наиболее ярко передаётся образ персонажа.

Так, с какой задушевностью и нежностью очень пластично исполнили девочки лирический танец ёлочек в сказке «Снежная Королева»! А с каким озорством и кокетством исполнили девочки весёлый, шуточный «танец внучек Бабки-ёжки» в той же сказке на новогоднем утреннике!

Запоминающимися и яркими получились танец с ложками на осеннем празднике, во время которого зрители хлопали в такт музыки вместе с ложкарями; очень лиричный, плавный танец звёздочек, под красивую музыку Чайковского; задорный танец «Яблочко», в исполнении лихих морячков.

Особое значение в создании сказочной атмосферы имеет музыка. Использую не только «живую» музыку, но и грамзапись классических произведений и современных эстрадных песен, что ещё более усиливает эмоциональность праздника.

Итак, увлечённо занимаясь с детьми постановками музыкальных спектаклей по детским литературным произведениям, я успешно выполняю задачи, поставленные перед собой: расширять знакомство детей с творчеством детских писателей и с русским народным творчеством, расширять музыкальный кругозор детей, развивать у детей активное отношение к различным видам исполнительства, развивать коммуникативную культуру у детей, развивать способность импровизировать, воспитывать благодарного зрителя. Хочется верить, что зёрнышки творчества, заложенные в дошкольном детстве, прорастут и дадут свои положительные результаты.

Я убеждена в том, что театральная деятельность должна стать средством формирования ценностных основ отношения к миру, отношения к природе, отношения к другим людям, отношения к себе и своей деятельности.

С большим удовольствием я отмечаю, что мои занятия приносят детям радость и пользу.

Видя благодарные сияющие глаза детей, понимаю - вот та отдача, к которой стремлюсь во время каждой встречи с детьми.

Используемая литература:

  1. А.И.Буренина «От игры до спектакля» СПб, 1996г.
  2. «Художественное творчество и ребёнок». Под общей редакцией профессора Н.А.Ветлугиной. Москва, 1972г.
  3. «Развлечения в детском саду». Москва «Просвещение» 1975г.
  4. Дошкольное воспитание

№ 11,1996г.

№ 5, 1997г.

№ 12, 1990г.

№ 2, 2001г.

  1. Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Развитие творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности».

Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний....

Сообщение на педагогическом совете в ДОУ на тему " Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Тема развития творческих способностей ребенка всегда остается актуальной. МБДОУ №5 г.Орла несколько последних лет работает в экспериментальном режиме. Тема МЭП: "Интеграция образовательных областей в ...

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»

Семинар-практикум проводился для воспитателей с целью пропаганды театрализованной деятельности среди педагогов. Театральная деятельность очень полезна дошкольникам всех возрастов. С помощью этой деяте...

Статья на тему: Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности.

Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест сред...

статья на тему "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством музыкальной деятельности».

quot;Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи".  К. Г. Паустовский...

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей посредством ручного труда»

Развитие творческих способностей дошкольников является одним из самых важных жизненных вопросов на современном этапе и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях т...

Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АннотацияДанная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью из...