Главные вкладки

    Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»
    учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

    Кривоногова Ольга Васильевна

    Семинар-практикум проводился для воспитателей с целью пропаганды театрализованной деятельности среди педагогов. Театральная деятельность очень полезна дошкольникам всех возрастов. С помощью этой деятельности развивается речь, коммуникативные навыки, память, движение и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_praktikum_po_teatru.docx23.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» дошкольные группы

    Семинар-практикум «Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности»

    Выполнила:

    музыкальный руководитель

     Кривоногова О.В.

    Югорск

    2012 г.

                 В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

                 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся  с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

                Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

                Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

               Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

               Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

    Сознавая все это, мы стремились создать в нашем ДОУ «Ручеек» театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи нашего театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот  будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не объединиться.

             Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

    Театрализованная игра, как вид творческой игры

    Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру.

    Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх  разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

     Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.  Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?

    Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

    Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре  требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

    Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

    Сегодня предлагаю создать атрибут для театрализованной игры, который можно применить в любом виде деятельности.

    Изготовление пчелки.

    Задание каждому метод.объединению: придумать, как можно использовать этот атрибут в определенной деятельности, и обыграть его

    • Утро радостных встреч
    • Совместная деятельность детей и воспитателя
    • На занятиях
    • Самостоятельная деятельность

            Зарядка для пальцев:

    1. «Догонялки с кулачками».  Разбиться на пары, договориться, кто будет догонять пальчики.  Пальчики красуются – другие их догоняют. Убегающие пальчики прячутся в кулачки.
    2. «Догонялки с ладошками».  Пальчики красуются – другие их догоняют. Убегающие пальчики прячутся в ладошки.
    3. «Догонялки с замком».  Пальчики красуются – другие их догоняют. Убегающие пальчики прячутся в замок.
    4. «Марионетки». К пальчикам привязали нитки. Пытаемся раздвинуть большой и указательный пальцы, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец.
    5. Встряхиваем пальцы – освобождаемся от ниток.
    6. Поаплодируем себе – пальчиками.

    Театрально-игровая ситуация.

            Присутствующие сидят свободно. Детям можно предложить сесть на ковер. На руке у каждого бумажная пчелка.

            Утро… Пчелки просыпаются, радуются новому дню, раскрывшимся с первыми лучами солнца цветам. (Управляя полетом бумажных насекомых, жужжим). Роль цветка исполняет свободная рука. Пчелка нетерпеливо кружится вокруг бутона (в этот момент пальцы, подобно цветочным лепесткам, собраны вместе).Когда цветы раскрываются, пчелки собирают нектар. Можно предложить детям пофантазировать, как с помощью руки передать форму различных цветов (ромашки, лилии, колокольчика, ландыша и др.) Следует отметить самые творческие, наиболее выразительные варианты.

            От строения цветка будет зависеть и характер сбора: пчелка легко опустится на плоский диск ромашки или подсолнуха, а вот в чашечку лилии или колокольчика ей придется осторожно пробираться, собирая нектар в венчике полураскрытых лепестков.

            Собранный мед пчелки спешат отнести в улей, однако замечают, что к их домику подбирается медведь. Он хочет разорить улей и полакомиться медом. Передаем в звуках недовольство пчелок: жужжим сердито, требовательно, пугающе. Звуковой фон сопровождается при этом движениями руки с бумажной игрушкой. Медведь отступает, отмахиваясь от пчел, уходит.

    Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:

    • Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,
    • В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,
    • Детям отводят место и время для самостоятельных игр,
    • Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры,
    • Воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами.

    Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности

    Данная статья раскрывает опыт работы по  театрализованной деятельности с дошкольниками....

    Статья: «Развитие творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности».

    Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний....

    Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

    Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...

    Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"

    Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим  вместе»...

    статья на тему "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством музыкальной деятельности».

    quot;Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи".  К. Г. Паустовский...

    Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

    Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников  посредством театрализованной деятельности"...