Развитие музыкально-творческих способностей у детей через театрализованную деятельность.
учебно-методический материал (средняя группа)

Маряхина Светлана Ивановна

 

Музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если задействуются все творческие возможности маленького человека, используя все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Маряхина Светлана Ивановна,

музыкальный руководитель

Развитие музыкально-творческих способностей у детей через театрализованную деятельность.

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если задействуются все творческие возможности маленького человека, используя все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность.  Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка понятия творчества и фантазии, воображения, интеллекта, артистических способностей, а также формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. А создание творческой атмосферы помогает раскрыться каждому ребенку как личности, позволяет ему понять и применять собственные возможности и способности.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Театрализованные игры влияют на личность ребёнка. Позволяют использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно и свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику и жесты.

Когда разыгрываются несложные представления по знакомым литературным произведениям, возникает мотивация побуждения детей к проявлению их собственной  инициативы и самостоятельности. Она выражается в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения, предоставляется возможность для вариативности при создании одного и того же образа. Театрализация также учит чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. 

Всё это способствуем разностороннему развитию детей путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.

В игре мы приучаем использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из пластилина, теста, игрушки из киндер-сюрпризов.

Конечно, продолжаем использовать эти возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с младшего возраста. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и распевки обыгрываем куклами, другими игрушками. Формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных): птички летаю и клюют зернышки; зайчики прыгают и танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. В более старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты. Так как театрализация тесно взаимосвязана  с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Для восприятия музыки используем метод активного слушания.

Активное восприятие.

 Это прослушивание музыкального произведения и одновременно передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества. Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Песенное творчество.

Для усвоения певческих навыков интересно использовать распевки, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Поэтому, для примера, предлагаем самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы - Как тебя зовут? Что ты хочешь, кошечка? Где ты? Это мотивирует к формированию умения импровизации мелодии на заданный текст

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
  2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений.

Пальчиковые игры

Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику и тактильную чувствительность;
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются  и жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково - речевой театр.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование, пантомимические (жестикуляционные) и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир и умом и сердцем. Он ярко выражает своё отношение к добру и злу. Также это даёт возможность более отчётливо познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность «Проказы Бабушки Яги» для детей старшей возрастной группы

Сюжет игровой деятельности  строиться на выполнении заданий, которые дает детям сказочный персонаж -  Баба-Яга. В процессе выполнения разнообразных упражнений и театрализованных этюдов...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...

Родительское собрание через онлайн «Развитие театральных способностей детей через театрализованную деятельность»

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...