Главные вкладки

    Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность «Проказы Бабушки Яги» для детей старшей возрастной группы
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Чернова Ирина Владимировна

     Сюжет игровой деятельности  строиться на выполнении заданий, которые дает детям сказочный персонаж -  Баба-Яга. В процессе выполнения разнообразных упражнений и театрализованных этюдов, ребята, следуя намеченному воспитателем маршруту, постепенно приближаются к кульминационной части –  инсценировке с элементами драматизации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида

     Красносельского района

    Санкт-Петеребурга

    Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность  

    «Проказы Бабушки Яги»

    для детей старшей возрастной группы

    подготовила

    воспитатель

    Чернова Ирина Владимировна

    Санкт-Петербург

    2014

    Программное содержание:

    1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
    2. Развивать творческую самостоятельность в создании образа, используя для этой цели жесты, мимику, движения, интонацию.
    3. Создать сказочную  творческую игровую атмосферу с использованием средств ЭОР.
    4. Развивать логическое мышление, память, зрительно и слуховое внимание.
    5. Поощрять стремление детей участвовать в театрализованной игре-драматизации.

    Предварительная работа:

    • Игры, направленные на изучение эмоционального состояния людей и животных.
    • Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
    • Разучивание ролей, танца и песен к игре драматизации.
    • Игры, направленные на развитие воображения и фантазии.
    • Подготовка элементов костюмов для инсценировки.

    Инструментарий:

    • Экран, проектор и компьютер с колонками
    • Презентация к совместной театрализованной деятельности «Проказы Бабушки-Яги» для детей старшей возрастной группы
    • Загадки: лиса, медведь, мышь
    • Бусы для «рисования»
    • Элементы костюмов к инсценировке: корона, три платка, 2 султанчик для лошадок, сундучок
    • Ориентиры 6 штук
    • 6 стульчиков

    1 часть. Орг.момент. Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации. 2 мин

    1.В.-Проходите, ребята. Сегодня к нам пришли гости.(Приветствие гостям)

    В.- Давайте покажем для них небольшой спектакль.

    В.- Доставайте костюмы из сундучка, а я пока название объявлю…

          Что случилось? Сундучка нет? Кто бы его мог взять?

    Звучит смех.(аудиозапись голоса Бабы-Яги или клип на экране)

    В. Кто-бы это мог быть? Давайте, подойдем к экрану. (Дети встают на свои отметки у экрана)

    Б.Я-  Кто на ступе в лесу летает?

        И в избушке там живёт?

        Кто детей всегда ругает!

       И добру всегда мешает?

       И житья всем не дает?

       Узнали меня ребятишки?  

       Да, это Бабушка-Яга.

       Это я ваш сундучок то припрятала.

    В.- Нехорошо бабушка, так поступать, верни пожалуйста наш сундучок.

    Б.-Я.- Коль сундучок вернуть желает,

    Б.-Я.- Мои задания тот выполняет.

    В.- Ребята, как вы думаете, мы справимся с заданиями вредной старушки? (Да).

    Б.Я- Задание первое.

    Картинки волшебные на экран я пришлю,

    Но будет их  видна  лишь часть,

    Откроется вся картинка тому,

    Кому повезет эмоцию угадать.

    Останется лишь ее показать.

    (Вариант без экрана: Задание первое:

    Волшебный куб я вам даю,

    Под березкой вы его найдете.

    Показать эмоции велю,

    Что на гранях вы его найдете.

    2  часть. Этюды и упражнения,  направленные,  на развитие творческих способностей. ( 12 мин)

    Этюды на развитие эмоциональной выразительности. (Определение настроения по пиктограмме и демонстрация эмоционального состояния детьми.  4 мин)

    В.-Проходите к экрану, садитесь полукругом.

    (Дети проходят на свои отметки  перед экраном в соответствии со схемой рассаживания.)

    -Напомните мне, пожалуйста,  что мы называем эмоцией. (Настроение)

    И какие эмоции вы знаете? (Радость, страх, грусть, злоба, удивление, вина)

    Внимательно посмотрите на экран, если вы догадались и узнали картинку  по части,  и готовы назвать настроение, поднимите руку.

    Дети отгадывают по пиктограммам разные эмоциональные состояния. Отгадавший ребенок, показывает ее остальным ребятам, а они сравнивают выражение лица ребенка с пиктограммой на экране.

    Для облегчения выполнения заданий можно скорректировать ребенка с помощью этюдов: 

    В.- какое настроение показывает нам Миша? (Грусть), Похоже на пиктограмму, которую мы видим на экране? (Да или нет) Я попробую помочь тебе, представь, что с утра за окошком идет снег с дождем, на улице неприятно и сегодня гулять ты не пойдешь, стало грустно….

    -посмотрите, ребята, у Миши получилось, показать нам, то же настроение, что на картинке? (Да, получилось )

    -Настя назови название эмоции на экране. Радость, расскажи нам, от чего можно испытывать радость? (От подарка, от хорошей погоды, от похвалы). Изобрази нам это настроение. Ребята, похоже выражение лица Настеньки на картинку на экране. Да, рот широко улыбается, на лице довольная улыбка.

    -Лиза, назови какую эмоцию мы видим на экране? Злость. Правильно, по какой причине человек может испытывать злость? (Когда, кого-нибудь не любит, когда дерется.)

    Сева, назови следующее настроение. Удивление, представь себе, что однажды ты Сева шел по улице и вдруг увидел среди автомобилей карету, запряженную Лошадьми. Ты очень удивился… Ребята, получилось у Севы передать настроение удивления? (Да).

     

    Этюд на развитие выразительности мимики, жеста и движения. Упражнение на снятие напряжения с глаз.  Игра «Угадай и покажи» (5 мин)

    Б.Я. -Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

    Торопитесь вы мои ненаглядные.

    Второе задание вас ожидает.

    Загадки отгадать доведётся,

    Показать животное придется,

    Жесты и движения используйте,

    Чтобы показать подробнее.

    Приготовьтесь, не ленитесь,

    В круг скорее становитесь.

    Дети стоят в круге, вместе воспитателем.

    Игра «Угадай и покажи животное»

    В.- Закройте глаза, сосредоточьтесь, слушайте внимательно загадку, но ответ не говорите, постарайтесь представить себе мысленно это животное, вспомните, как оно двигается его повадки, особенности характера.

    Теперь глаза открывайте, немного поморгайте. Настя назови, пожалуйста, животное, о котором говорилось в загадке, правильно это лиса. Ребята покажите, какая лиса у вас, как она двигается, какой у нее характер. Посмотрите, какая хитренькая лисонька у Миши, а вот у Севы лиса осторожная…

    Снова глаза закрывайте, приготовьтесь слушать следующую загадку. И т.д

    Что за зверь опасный

    Ходит в шубке яркой,

    Снег разгребает,

    Мышек хватает? (Лиса)

    Этюд «Лиса у курятника »

    Лиса подбиралась курятнику, чтобы полакомиться молоденьким петушком или курочкой. Хитрая плутовка, тихо кралась вдоль забора, заметая следы хвостом, но вдруг она остановилась, насторожилась,  понюхала воздух и учуяла присутствие дворового пса. Пес громко залаял и лиса испуганно поджала хвост.

    Летом ходит без дороги

    Между сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза пряча нос. (Медведь)

    Этюд «Довольный медведь»

    Медведь, медленно шел по лесу, вдруг он почувствовал чудесный аромат, он остановился огляделся и заметил  малины, медведь облизнулся от удовольствия, увидев спелые, ароматные, такие сладкие ягоды малины.

    Маленький рост, длинный хвост.

    Серенькая шубка,

    Остренькие зубки. (Мышь)

    Этюд «Мышка вышла на прогулку»

    Мышка с любопытством выглянула из норки. Убедившись, что никого нет поблизости, она потихоньку, оглядываясь, вышла из наружу. Она шла тихо, осторожно ступая лапками,  но вдруг она остановилась и удивленно замерла, перед ней лежал кусочек сыра, который стал для нее большим сюрпризом.

    В.- Подскажите, мне пожалуйста, дети, как можно назвать всех животных, которых мы изобразили? Какие они? (Дикие животные, живут в лесу)

    В.-И с этим заданием мы справились, молодцы!

    В: -Ребята, повернемся к экрану и попросим Бабушку-Ягу вернуть нам сундучок)

     Все вместе: Бабушка-Яга ,отдай наш сундучок пожалуйста.

     

    Б.Я.- Ой не спешите,

    Ведь известно поспешите, людей насмешите.

    Задание третье вас ожидает.

    Бусы разноцветные дам вам поиграть.

    Будем фантазировать, будем рисовать.

    Бусикам в шкатулочке, тихо велено лежать,

    У пенька шкатулочка будет ожидать.

    В.Посмотрите пожалуйста, вокруг, где находиться шкатулка? Кто первый заметит поднимает руку.

    (Ребенок нашедший шкатулку приносит ее воспитателю)

    Находим шкатулочку.

    Этюд на развитие воображения и фантазии. Игра с бусами (3-4 мин)

    В. –Дети, возьмите бусы и встаньте  рядом со своей отметкой.

     Послушайте сказку…

    …Жили-были бусы в шкатулочке (Сложите свои ладошки, а на них положите  бусы.)

    ..Шкатулочка была крепко закрыта ,ее можно было потрясти и услышать как бусы звенят …

    (потрясите свои шкатулочки, поднесите к уху и послушайте, как звенят бусы.)

    Шкатулочка открывается, бусы появляются

    Одну ладошку убираем,

    Как будто шкатулку мы открываем.

    Бусы, бусы, покажитесь.

    Красотою, похвалитесь!

    А теперь опять сложитесь,

    И тихонько спать ложитесь.

    (Бусы медленно и аккуратно складываются двумя пальцами руки обратно в ладонь, а другой поддерживают их.)

    В.- Садитесь, а бусы аккуратно положите перед собой. Сказка продолжается, слушайте историю про бусы.

    …Жили-были бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали, скучали.. (бусы лежат на ладони). Но вот кто-то нечаянно уронил их на пол. Бусы упали на пол и совсем загрустили. Вдруг они услышали, кто-то идет. Испугались, бусы, что их сейчас раздавят. Тут , кто-то остановился и сказал ласковым голосом, глядя на бусы сверху: «Ах, какой прекрасный узор получился!» В это время подошел кто-то еще и говорит: «А, по-моему, узор похож на цветок или морское животное! Бусы обрадовались, они стали такими необычными. Давайте и мы с вами посмотрим, в какие узоры можно превратить наши бусы. Каждый может как волшебник, сотворить чудо из обычных бус и создать свой узор. А главное не забудьте дать название своему узору.

    Под спокойную музыку дети раскладывают бусы и выкладывают из них тот или иной узор.

    Музыка, становиться тише.

    -Давайте все встанем и друг за другом подойдем к первому узору. Чей это узор,  Дима, какой узор у тебя получился? Что ты нарисовал бусам? (Рассматриваем узор, идя по полукругу и останавливаясь  у работ детей)

    В.-Наши бусы играли, очень  уж они устали,

    В руки вы их подберите и в шкатулку принесите.

    (По окончании игры дети приносят бусы и убирают обратно в шкатулку)

    В.- Справились мы и с этим задание, молодцы ребята такие интересные узоры у нас получились!

    В: -Ребята, повернемся к экрану и попросим Бабушку-Ягу вернуть нам сундучок)

    Все вместе: - Бабушка- Яга верни нам наш сундучок.

    3 часть. Драматизация отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» ( 8-10 мин)

    Б.Я.- Справились вы со всеми заданиями,

    Как обещала, а я свое слово держу.

    Вы на меня ребята не обижайтесь,

    Скучно мне в лесу стало.

    А с вами так интересно.

    Придется сундучок вам вернуть,

    В сугробе вы его найдете!

    Уж очень вы мне понравились

    До свидания, заходите в гости.

    Все вместе - До свидания Бабушка-Яга.

    На экране появляется изображение открытого сундучка. Звучит короткая сказочная мелодия.

    В.-Найдите, ребята наш сундучок, где же сугроб в нашем  зале, кто самый внимательный?

    Дети находят сундучок в сугробе  и приносят и достают костюмы.

    В.- Ребята, вот и наши костюмы, одевайте скорее, зрители давно ждут представления.

    (Дети одевают элементы костюмов. Воспитатель расставляет стулья. Актеры занимают свои места на сцене)

    В.- Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

    Девицы заводят хоровод

    В. Три девицы под окном, пряли поздно вечерком.

     Девицы прядут пряжу и исполняют песню «Позолоченная прялица…»

    1-я девица:   Кабы я была царица,

    Воспитатель: говорит одна девица.

    1-я девица: Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир.

    2-я девица: Кабы я была царица.

    Воспитатель: Говорит ее сестрица.

    2-я девица: То на весь бы мир одна наткала я полотна.

     3-я девица: Кабы я была царица,

    Воспитатель: Третья молвила сестрица.

     3-я девица: Я б для батюшки царя родила богатыря.

    Воспитатель: Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь.

    Девица встают и кланяются.

    Во все время разговора он стоял позадь забора,

    Речь последней, по всему,

    Полюбилася  ему.

    Царь: Здравствуй, красная девица, -

    Воспитатель: Говорит он.

    3-я девица кланяется.

    Царь:  Будь царица

                И роди богатыря

                Мне к исходу сентября.

                Вы ж, голубушки-сестрицы,

               Выбирайтесь из светлицы,

               Поезжайте вслед за мной,

               Вслед за мной и за сестрой:

               Будь одна из вас ткачиха,

               А другая повариха.

    Выбегает лошадка, царь и три девицы «садятся»  и едут по кругу, выезжая перед зрителями в одну линию, артисты кланяются и уходят под аплодисменты.

    Звучит песня «В гостях у сказки»  из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…»

    Литература:

    1. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008
    2. Чистякова М.И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М.И., М.: «Просвещение: ВЛАДОС», 1995
    3. Пушкин А.С. «Избранные сочинения в двух томах. Том первый.», М.: «Художественная литература», 1978


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

    Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

    Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

    Задачи: Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивать воображение. Закреплять знани...

    Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

    Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

    Презентация к совместной театрализованной деятельности «Проказы Бабушки-Яги» для детей старшей возрастной группы

    Презентация  к совместной театрализованной деятельности «Проказы Бабушки-Яги» для детей старшей возрастной группы является мультемидийным оснащением и поможет вам вместе с детьми провести интерес...

    Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

    В презентации даны краткое описание педагогических технологий, с помощью которых развиваются творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности....