«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность и специальные упражнения в повседневной жизни»
статья по теме

Кудря Галина Петровна

Выступление на общем родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривенко Ольга Николаевна

                                                                    воспитатель

                                                                      МК ДОУ детский сад 6

Выступление на общем родительском собрании.

 «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность и специальные упражнения в повседневной жизни».

        Творческие возможности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребенка словом, действием, изобразительным искусством. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Дети немножко волшебники, они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.

        Педагогу важно использовать детскую фантазию, направить ее в творческое русло. Именно для этого педагоги нашего дошкольного учреждения создают условия для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В детском саду создана предметно - развивающая среда: в каждой группе оформлена театральная зона, где имеются различные виды кукольного театра, детские рисунки, разнообразный природный и бросовый материал, разные виды тканей, костюмы для ряженья, любования и демонстрации.

        Одной из годовых задач дошкольного учреждения является: «Организация сотрудничества с учреждениями окружающего социума для установления постоянных связей и формирования театральных традиций дошкольного образовательного учреждения». Наш детский сад заключил договора с детской картинной галереей, Центральной детской библиотекой, кукольным театром «Буратино», детской школой искусств, Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой им. С.Г. Эйдинова. В рамках реализации задачи в течение года в  ДОУ проводились консультации для воспитателей и родителей по темам: «Театрализованная деятельность, как особый прекрасный мир ребенка», «Организация, содержание и методика работы с детьми в театральной деятельности».

        В клубе общения с родителями затрагивались тема: «Роль семейного театра в развитии воспитательного потенциала семьи»; проводились открытые занятия: «Весну закликаем», «Кузьминки», «Путешествие в страну Светофорию», «В гости к бабушке Матрене»; постановки спектаклей  «Муха – цокотуха»,  «Веселые клубочки», «Друзья природы» (валеологический праздник).

         Перед педагогами нашего учреждения  при развитии детской театрализованной деятельности стоит задача - научить детей  выразительно изображать героев. При этом, воспитатель должен умело ставить проблемные вопросы, чтобы активизировать детей, научить их размышлять, анализировать, делать выводы.  

         Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения (театрализованные игры – упражнения: « Я еду в автобусе», «Я - мама маленького ребенка», «Я - опытный летчик»). Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, чуткость, отзывчивость, честность, смелость) ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Например, при постановке спектакля «Муха- цокотуха» каждый мальчик хотел быть в роли спасителя – комара, а девочки - в роли спасенной красавицы Мухи – цокотухи.

        В валеологическом спектакле «Друзья природы» дети очень переживали за судьбу цветов, деревьев в лесу, осуждали отрицательного героя Плохиша, а в конце сказки простили его за доброе дело.

        Для поддержания эмоционального комфорта непопулярных в группе детей мы создали условия для их принятия сверстниками через театрализованную деятельность: ребенок, действуя от лица какого-то персонажа, преодолевает робость, неуверенность в себе, застенчивость, свой страх. Для развития у детей элементов актерского мастерства мы предлагаем использовать упражнения, формирующие умение владеть работой органов чувств. Использование упражнений на практике показало, что в моменты большой сосредоточенности внимания,  дети, увлеченные выполнением задания, забывают о зрителе и быстро адаптируются к сцене. Для того, чтобы двигаться красиво, выразительно дети нашего детского сада занимаются танцами, пластикой, ежедневно делают утреннюю физическую зарядку под музыкальное сопровождение. Кроме этого, в начале занятий мы проводим упражнение на освобождение мышц от излишних зажимов, от ненужного напряжения. Приведем пример некоторых упражнений:

1. Упражнения на ощущение напряжения и освобождения мышц.

1. Дети стоят в полукруге. По сигналу педагога - напрячь все мышцы, досчитать до 10, затем расслабиться.

2. Детям, стоящим в центре группы предлагается отыскать предметы (игрушки, карандаши, ручки) и принести педагогу.

11 Упражнения для выработки мышечного контроля.

1. Дети удобно садятся на стульчики. Попеременно ослабляют и напрягают мышцы. Чтобы научиться определять зажимы, нужно слегка напрячь кисти рук, плечи и т.д., объяснить разницу в состоянии и ощущениях.

111 Упражнения на выявление индивидуальных зажимов.

1. Открыть и закрыть дверь.

2. Измерить длину комнаты.

3. Разобрать содержимое ящика.

1V Учить детей вырабатывать умения ощущать работу мышц и подчинять их своей воле

1.Дети сидят прямо, плечи отведены назад. Чередуем напряжение и расслабление мышц спины. Проверяем, какие мускулы работают. Упражнение повторяется несколько раз.

2. Проверяем работу мышц кисти рук.

-подвигать каждым пальцем,

-собрать пальцы в кулак, затем поочередно выпрямлять пальцы,

-потрясти кисти рук, как бы стряхивая капли воды.

V Для определения центра тяжести и точки опоры, для большей устойчивости в движении рекомендуются следующие упражнения:

1. Не сходя с места, вытянуть как можно дальше сначала одну руку, затем обе руки. Не сходя с места достать книжку, игрушку, цветок.

2. Стоя на коленях на стуле, держась одной рукой за сиденье, ребенок свободной рукой дотягивается до пола и пытается поднять смятый лист бумаги.

3. Ребенок сидит на стульчике, по первому хлопку принимает какую-нибудь  позу, по второму хлопку – не меняет позы, находит точку опоры, убирает лишнее напряжение

V1  Для развития сценического внимания у детей.

  1. Дети рассматривают открытки и изображенных на них людей. Педагог убирает открытки и предлагает детям описать увиденное по памяти.
  2. Игра «Зеркало» (повторяют движения)
  3. Игра «Тень». Один ребенок идет по группе, выполняя различные движения (наклоняется, бежит, приседает и т.д. ) другой ребенок – его «Тень» идет за ним и повторяет все движения.
  4.  Упражнения на осязательное внимание дети: ощупывают пальцами спинку стула, закрыв при этом  глаза, и рассказывают о ее форме, деталях.
  5. Игра «Вороны - воробьи». Дети делятся на две группы «воробьи» и «вороны». По сигналу воспитателя «Вороны!»,  дети данной группы убегают, а воробьи их догоняют.

V11 Упражнения на физические и сложно-психические задачи

   При выполнении этих упражнений обратить внимание детей на то, что слова «если бы» вызывают массу мыслей и разных логических действий.

  1. Убрать комнату.
  • Обычная уборка (физическая задача)
  • Убрать ту же комнату, чтоб похвалила мама
  1. Приготовить обед
  • Готовить обед (физическая задача)
  • Приготовить так, чтобы  он понравился другу.

         Данные упражнения развивают  у детей внимание и выдержку. Педагог должен добиваться выразительности образа действий и их выполнения. Сценическая правда должна быть подлинной, так как сценическая правда- это то, во что верит ребенок во время выступления на сцене. Сначала давались задания на беспредметные действия, подбирали знакомые предметы:

  • читать книгу
  • точить карандаши точилкой
  • подметать пол

затем предлагаются различные обстоятельства:

  • снять пальто. Вернувшись с прогулки
  • снять пальто в гардеробе театра, куда пришел с мамой.

        В своей работе мы использовали не только инсценировки к художественным произведениям, но и спектакли, содержание которых придумывались самими детьми, а так же инсценировки с помощью кукол –марионеток.

        Развитие театрализованной деятельности в дошкольном учреждении, накопление опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Участие в совместной театрализованной деятельности родителей, детей и педагогов помогло повысить воспитательный потенциал семьи, способствовать переходу на более высокий уровень развития семейных взаимоотношений. В жизни детей и их родителей навсегда останутся их совместные постановки, праздники, творческие мастерские.

        Таким образом,  развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста формируются   в театрализованной деятельности при условии эффективности и содержательности педагогической деятельности, при активном участии и включении родителей воспитанников дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005

2. Соловьев, В.Б. Азбука актера, режиссера и педагога любительского театра/ В,Б. Соловьев, - Сыктывкар. 1994

3. Токмакова, И.П. Золотая птица!/ И.П. Токмакова, - М.: Просвещение.1996

4. Вышеславцев, Б.П. Этика приображенного Эроса/ Б.П. Вышеславцев, - М.: Республика 1999

5. Мир детства: Младший школьник – М.: Педагогика. 1981

6. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005

7. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"

Вашему вниманию предлагается сценарий педагогического совета на тему: "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность"...

Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Задачи: Развивать устойчивый интерес детей к театральной деятельности. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки с помощью атрибутов к сказкам. Развивать воображение. Закреплять знани...

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Конспект по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность «Проказы Бабушки Яги» для детей старшей возрастной группы

Сюжет игровой деятельности  строиться на выполнении заданий, которые дает детям сказочный персонаж -  Баба-Яга. В процессе выполнения разнообразных упражнений и театрализованных этюдов...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Мастер класс "Через опыт- к творчеству". Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Мастер-класс Цель мастер-класса: Повысить педагогическую компетентность педагогов.Задачи: • представить педагогам методы и приемы работы по развитию творческих способностей дошкольников...