Рабочая программа "Песочная терапия"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Цель- используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pesochnaya_terapiya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Песочная терапия»

2017


Пояснительная записка

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".

Цель программы: используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.

Задачи программы:

  • релаксация, снятие мышечной напряжённости;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • концентрация внимания, памяти;
  • развитие логики и речи;
  • стабилизация эмоционального состояния;
  • развитие творческих (креативных) способностей;
  • способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребёнка.

Целевая аудитория: программа рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Уровень сложности может варьироваться в зависимости от уровня развития познавательной сферы ребенка.

Сроки и периодичность проведения занятий:

Программа вариативна по объёму содержания и срокам обучения. Цикл состоит из 17 индивидуальных занятий, длительность одного занятия от 20 до 40 минут. При необходимости можно увеличить количество занятий за счет дополнительных упражнений.

Ожидаемые результаты:

- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности.

Форма подведения итогов реализации программы

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики состояния эмоционально-волевой сферы, проводимой перед началом курса и по завершении занятий по программе, наблюдений за детьми на каждом занятии. Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительное изменение в развитие познавательной деятельности, замеченное психологом и родителями, фиксируется как успешность в обучении. Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.

Учебно - тематический план

название занятия

всего часов

В том числе

форма контроля

теоретических

практических

1

«Знакомство с песком»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

2

«Мой песочный мир». 

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

3

«Моя сказка»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

4

«Страна наших чувств»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

5

Игра «Наоборот». 

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

6

«Что изменилось?»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

7

«Меняем местами»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

8

«Я создаю мир». 

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

9

«Однажды…»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

10

«Минута»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

11

«Кто самый ранний?»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

1213

14

15

«Времена года».

2ч. 12 мин.

-

2ч. 12 мин.

наблюдение

16

«Выйди из лабиринта»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

17

«Мой песочный мир»

0.7ч

-

0.7ч

наблюдение

Итого

11ч.

-

11ч.

Содержание программы

Занятие 1.

Знакомство с песочницей:

Проговаривание ощущений, возникающих в ходе манипуляций с песком. Создание композиции из песка. Обсуждение.

Занятие 2.

Развитие тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта. «Мой песочный мир»:

Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения.

Занятие 3.

Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции, игровой деятельности. «Моя сказка».

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок  описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.  Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение.

Занятие 4

Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения,

установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния. Развитие навыков саморегуляции. «Страна наших чувств»:

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Занятие 5

Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. «Во саду ли, в огороде»:

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Ребенку предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Занятие 6

Развитие внимания, зрительной памяти. «Что изменилось?»:

В песочнице выкладываются фигурки в определенном порядке. Дается время на запоминание фигурок. Ребенок выходит из кабинета или отворачивается, меняется расположение сначала одной фигурки, если у ребенка не вызывает сложности обнаружить изменения, меняется расположение большего числа фигурок. В конце занятия дается задание вспомнить, как располагались фигурки в самом начале.

Занятие 7

Развитие произвольности. «Меняем местами»:

Дается задание внимательно посмотреть на фигурки, выложенные в ряд. Потом инструкция: «Поменяй местами носорога и лису, убери собаку, а на ее место поставь обезьяну». Так можно играть, постепенно усложняя правила. Потом психолог меняется местами с ребенком, и выполняет его инструкции. В конце занятия обсуждается, в какой роли было интереснее находиться.

Занятие 8

Развитие воображения, мышления. «Я создаю мир»:

На этом занятии без помощи взрослого ребенок сам создает мир в песке, населяет его героями, рассказывает об их жизни, о характерах.

Занятие 9

Развитие воображения, мышления. Эмоциональная разрядка. «Однажды…» :

Инструкция: «В созданном на прошлом занятии мире (картина не разбирается) что-то произошло». Начинается работа со слов «однажды». Дальше ребенок сам придумывает выход из ситуации, им же придуманной. При необходимости можно задавать наводящие вопросы, предлагать вводить персонажи. В ходе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы выйти из положения.

Занятие 10

Развитие восприятия длительности временного интервала «Минута»:

Ребенку показываются песочные часы или часы с секундной стрелкой. После того как он проследит за движением и определит, что такое минута, попросить его отвернуться и просидеть минуту. Когда, по его мнению, пройдет минута, он должен об этом сообщить. Далее предлагается за минуту проделать задания, например:

-вырезать из бумаги полосу,

- соорудить в песке горку,

- принести со стола фигурку и расположить в песочнице и т.д.

Упражнение можно повторять и на последующих занятиях, чтобы сформировать и закрепить восприятие длительности временного интервала.

Занятие 11

Развитие представления о частях суток, внимания «Кто самый ранний?»:

Дается задание подобрать фигурки и расположить их в песочнице по принципу, «кто раньше всех встает». Утро может символизировать петух или корова, день - собака, вечер-кошка, ночь - сова или другие. По ходу деятельности ведется обсуждение:

- как расположено солнце в разное время суток?

- какие еще признаки времени суток мы знаем?

- какая история случилась с нашими персонажами?

- что произойдет, если перепутать время суток?

Занятие 12,13,14,15

Развитие пространственно- временного представления, воображения. «Времена года»:

На каждом из занятий дается задание создать в песке картину одного из времен года. Например, «зима». Для создания картины можно использовать различные материалы. В ходе работы обсуждаются вопросы, касающиеся представления об этом времени года, например:

- какие основные признаки зимы?

- какие месяцы зимние?

-в каких странах зимой особенно холодно, в каких тепло?

- всегда ли зимой идет снег?

- какая история могла произойти у нас в песочнице в это время года? И т. д.

Занятие 16

Развитие произвольности, умения соблюдать правила «Выйди из лабиринта»:

На песке чертится лабиринт, в центре кладется фигурка. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее вывести фигурку из лабиринта, соблюдая при этом правила:

  1. не отрывать фигурку от песка
  2. сразу начинать движение, не пытаясь заранее просмотреть путь следования.
  3. не разрушать стенки лабиринта,
  4. не поворачивать назад.

Время выхода- 1 минута, для тренировки можно придумывать каждый раз более сложные варианты. Ребенок может сам придумать лабиринт. Дополнить занятие можно упражнением «минутка».

Занятие 17

Рефлексивная часть «Мой песочный мир»:

Задание состоит в том, что ребенку предлагается вспомнить, чем мы занимались на занятиях, рассказать о том, что ему понравилось, что было сложно, и затем перенести свои впечатления на песочную картину, создав свой песочный мир, из любых фигурок, лабиринтов, времен года, или чего-то еще.


Список литературы:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005;
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
  4. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2006,-224с. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.-126с.
  5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...

Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза парал...

Педагогический проект «Рабочая программа. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ (с задержкой в психологическом развитии и когнитивными нарушениями)». Педагога-психолога: Заугольниковой М.А.

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится вс...

Рабочая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело играть»

программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...