Педагогический проект «Рабочая программа. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ (с задержкой в психологическом развитии и когнитивными нарушениями)». Педагога-психолога: Заугольниковой М.А.
проект по коррекционной педагогике

Заугольникова Мария Александровна

 

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья, и конечно с детьми ОВЗ.

Арт терапия включает в себя разные виды:

  1. Музыкотерапия
  2. Библиотерапия
  3. Драмотерапия
  4. Игротерапия
  5. Изотерапия
  6. Маскотерапия
  7. Коллаж
  8. Песочная терапия
  9. Цветотерапия
  10. Сказкотерапия
  11. Фототерапия
  12. Глинотерапия.

Результаты коррекционно-развивающей работы с помощью арт-техник:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Проблема работы педагога-психолога с детьми ОВЗ с когнитивными нарушениям - отсутствие или очень малое колличество дидактического материала по данному вопросу.

В материале представлено описание авторской программы в рамках долговременного педагогического проекта (4 года работы) - «Рабочая программа. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ (с задержкой в психологическом развитии и когнитивными нарушениями)»  педагога-психолога ГБОУ Школа № 2009, ДК - 9 Заугольниковой Марии Александровны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект педагога-психолога ДК 9 «Голубое озеро» ГБОУ Школа № 2009 г. Заугольниковой М.А.

«Рабочая программа. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ (с задержкой в психологическом развитии и когнитивными нарушениями)»

План проекта:

  1. Актуальность программы (темы) и общие результаты её реализации.
  2. Выявление проблемы.
  3. Цель, формулировка задач.
  4. План реализации проекта.
  5. Предполагаемый результат.

Актуальность программы.

Взоры многих современных исследователей всё чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств. Арт-терапия в наши дни становится все более популярной и широко используется в педагогике, психологии, психотерапии, в практике работы эмоционально – поведенческих нарушений детей с проблемами психофизического здоровья, и конечно с детьми ОВЗ.

Арт терапия включает в себя разные виды:

  1. Музыкотерапия
  2. Библиотерапия
  3. Драмотерапия
  4. Игротерапия
  5. Изотерапия
  6. Маскотерапия
  7. Коллаж
  8. Песочная терапия
  9. Цветотерапия
  10. Сказкотерапия
  11. Фототерапия
  12. Глинотерапия.

Результаты коррекционно-развивающей работы с помощью арт-техник:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Выявление проблемы. При подготовке в работе с детьми ОВЗ (синдром Дауна – 3 воспитанника; РАС – 3 воспитанника; умственная отсталость – 1 воспитанник, ЗПР – 1 воспитанник) в 2015-16 учебном году обнаружила нехватку дидактической базы (программ), которые были бы пригодны для работы с данным контингентом нашего ДОУ.

Цель: создание практической базы – программы для педагога-психолога, работающего с детьми ОВЗ (с задержкой психического развития и когнитивными нарушениями) для всех возрастных категорий дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подготовить базу для реализации программы (арт-комнату и материалы – кинетический и рассыпчатый песок, крупы, пальчиковые, гуашевые и акварельные краски, кисточки разного размера, губки, карандаши, фломастеры, цветная бумага разной фактуры, ткани и т.п.).
  2. Подобрать методическую и дидактическую литературу, необходимую для создания программы.
  3. Разработать и апробировать на практике содержание программы.
  4. Ввести данную программу в постоянное пользование для воспитанников ДОУ педагогом-психологом.

Тип проекта:

  • Исследовательский (поиск и разработка).
  • Практико-ориентированный (внедрение и реализация).

Средства реализации – оформленная рабочая программа педагога-психолога через арт-терапевтические методы и приемы.

План реализации программы:

  1. Подготовительный этап:
  • Определение проблематики, темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение базы-основы (кабинета и материалов) для реализации проекта с методистом и старшим воспитателем ДОУ.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического и дидактического инструментария.

  1. Основной этап.

  1.  учебный год. 
  • Создание программы работы с детьми ОВЗ с когнитивными нарушениями с использованием песочной терапии.
  • Совместно со старшим воспитателем создание арт-комнаты для реализации программы.
  • Апробация в течении учебного года; определение результатов и проблем, которые возникли в ходе её реализации.

2016-17 учебный год.

  • Создание полной, разновозрастной, поэтапной программы для детей ОВЗ с когнитивными нарушениями и задержкой психического развития с использованием различных арт-терапевтических методов и приемов.

По итогам апробации программы 2015/16 учебного года:

  • были получены неоднозначные итоги (в зависимости от возможностей воспитанников и динамики их развития)
  • новые результаты диагностики воспитанников ОВЗ (ресурсы воспитанников, с помощью которых с ними проще выстраивать успешную деятельность и реализовывать задачи);
  • освоены новые арт-терапевтические техники.

  • Апробация в течении учебного года. Дополнение по результатам учебного года.

2017-18 учебный год.

  • Добавление в программу вводного блока для детей 2-3-х лет.
  • Апробация программы в течении учебного года. Оформление.

2018-2019 учебный год.

  • Продление блока «Работа со сказкой» в работе с детьми от 3-х лет (разбивка, расширение и усложнение; с новыми задачами и арт-приемами).
  • Введение в последний год обучения (5-ый) блока «Графо-моторика», как необходимый компонент для подготовки ребенка к школьной ступени обучения.
  • В конце 2018-19 года добавление дидактического материала (заданий) на основе новой вышедшей литературы по данному направлению работы.
  • Окончательное оформление программы в единую и целостную структуру коррекционно-развивающей работы (май – июнь 2019 г.).

Предполагаемый результат проекта – действующая рабочая программа педагога-психолога для работы с детьми ОВЗ с задержкой психического развития и когнитивными нарушениями.

Немного детальнее о программе.

Программа включает такие арт-терапевтические методы:

  1. Изотерапия (пальчиковая, с губками, кисточками и т.п.).
  2. Игротерапия (работа со сказкой).
  3. Аппликация (разные виды бумаги, детали из разных материалов)
  4. Работа с пластилином.
  5. Работа с песком (рассыпчатый, кинетичекий). 

Принципы и подходы к формированию программы

  1. Принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
  2. Принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
  3. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
  4. Принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
  5. Принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
  6. Принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; -принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
  7. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

На всех этапах реализуются основные коррекционно-развивающие задачи (как основа программы):

  1. развитие адекватного, полноценного взаимодействия и навыка коммуникации со взрослым и сверстниками;
  2. развитие моторных навыков (крупной и мелкой моторики), работа руками – как основа успешной практической деятельности у данной категории детей ОВЗ;
  3. формирование и развитие социально-бытовых навыков (уборка за собой, мытье рук и т.п.);
  4. осознание ценности своего и чужого труда.

На каждом этапе реализуются свои специфические задачи коррекционно-развивающей работы, которые в той или иной мере связаны с дефектологией как основной работы с данной категорией детей. 

Входная диагностика (по определению коррекционного блока):

  • адаптированный дидактический материал по Стребелевой Е.А., который применяется совместно с учителем-дефектологом и учителем-логопедом.
  • показатели развития общих навыков развития (Мамайчук И.В.)
  • путем наблюдения за воспитанником ОВЗ, с целью выявления навыка коммуникации и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; показатели развития игровых навыков, темпа работы, работоспособности, мотивации к деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанника (разработано приложение с критериями, необходимыми для работы с диагностики для ИАОП).

Непосредственная коррекционно-развивающая область состоит из 5 блоков по разным годам обучения, которые не привязаны к возрасту воспитанника, а базируются на его возможностях и ресурсах.

1 блок – вводный (для воспитанников 2-3 лет или тех, кто только поступил в ДОУ), где основная задача адаптировать ребенка к новым условиям, наладить контакт со взрослым; побудить к элементарным игровым действиям, снять негативизм или нежелательное поведение. Этот блок полностью базируется на сказке и работе с нею.

2 блок – совместно со сказкой вводится работа с пальчиковыми красками, как новая техника для проявления себя и своих способностей.

3 блок – предполагает работы с песком и сыпучими материалами, красками (вкупе с пальчиковыми вводится работа с красками при помощи губок, шаблонов); вводится пластилин и тесто.

4 блок – работа с карандашом и шаблонами, кисточками и акварельными красками; все виды аппликации и работа с пластилином/тестом.

5 блок – не отменяя деятельность с красками и пластилином, аппликациями, вводится блок «Графо-моторика»: работа с тетрадью в крупную клетку (линии разной длины, работа с клеткой, штриховка, рисование по точкам и т.п.).

Каждое занятие предполагает чёткую структуру и некоторую ритуальность (например, в приветствии или прощании):

  1. Ритуал приветствия.
  2. Моторные игры (крупная, мелкая моторика), которые косвенно связанные с развитием познавательной сферы, речи и.т.п.
  3. Непосредственная работа арт-терапевтическими методами (с обязательной рефлексией).
  4. Развитие социально-бытовых навыков и трудовых навыков.
  5. Ритуал прощания.

Оценка результативности и динамики освоения программы напрямую зависят от целей, которые ставятся в начале учебного года. Оцениваются по 2-х бальной шкале (по типу оценки ИАОП): 0-не сформировано, 1-с помощью; 2 – устойчивый навык. Каждая оценка вносится в специальный бланк (отдельный для своего блока); результаты учитываются для планирования работы с каждым ребенком на следующий учебный год.

С 2016/17 учебного года коррекционно-развивающие задачи данной программы находят отражение в ИАОП воспитанников ОВЗ, с которыми реализуются.

Данная программа, является некой основой и, на мой взгляд, удобна для работы педагога-психолога с данной категорией воспитанников. Однако, я думаю, что она не будет статична, ведь воспитанники ОВЗ данной категории имеют свои особенности; а так же появляются новые, интересные арт-терапевтические методы и приемы, которые будет возможно применить и включить в программу.

Практические результаты ежегодно представлены в рамках Арт-фестиваля «От сердца к сердцу» (который проходит в ГБОУ Школа № 2009 г. Москва ежегодно), где сами воспитанники и их родители могут полюбоваться своими работами в рамках общественного мероприятия, ощутить ценность своей работы, поднять свою самооценку; для родителей – подтверждение успешности своего ребенка.

Апробация показала, что при условии систематического посещения занятий наблюдается стабильная результативность и успешность в освоении программы.

Педагог-психолог: Заугольникова М.А.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 1 И 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (РДА, РАС, атипичный аутизм)

Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстро...

Коррекционно – развивающая программа учителя-дефектолога для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Актуальной проблемой педагогики на сегодняшний день является постоянный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии, и важным является как можно более раннее начало работы с детьми по коррекции ...

Педагогический проект "Арт-мозаика" (Арт-терапия в работе с родителями и детьми, имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере)

Арт-терапия - это один из методов, основанных на искусстве и творчестве, способствующий социальной адаптации дошкольника. Проблемами, которые эффективно решает арт-терапия, являются: развитие познават...

Педагогический проект «Эффективность метода кинезиологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями на логопункте»

Главной задачей дошкольных учреждений является коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии использования комплекса разнообразных средс...