Отчет работы воспитателя Владыкиной Татьяны Васильевны по теме самообразования «Применение релаксации, психологических игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми».
материал по коррекционной педагогике

Владыкина Татьяна Васильевна

 Методическая разработка адресована психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_otchet_tema_samoobrazovaniya_vladykina_t.v.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА», ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

(ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА», ФИЛИАЛ ДЕТСКОГО САДА «СВЕТЛЯЧОК»)

Отчет работы воспитателя Владыкиной Татьяны Васильевны по теме самообразования «Применение релаксации, психологических игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми».

С 2014 - 2020 год веду работу по самообразованию на тему: «Применение релаксации, психологических игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми». Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают разные формы агрессии, впоследствии подражали действиям взрослых. Так же подражанию в первую очередь способствуют средства массовой информации, транслирующие очень много фильмов – и тем более мультфильмов – агрессивной тематики. После просмотра таких фильмов дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны. Моя работа  с агрессивными детьми направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, необходимо иметь представление о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это – агрессивные, гиперактивные  и тревожные дети.

Работа с агрессивными детьми проводилась в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а воспитателю – беспрепятственно провести занятие может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях - «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.). Перед началом занятия каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу, газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, все эти предметы способствуют снижению эмоционального и мышечного напряжения.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды упражнения и игры, а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний. Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего – ощущению своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: ребенок рассказывает, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Обучение детей умению распознавать свое эмоциональное состояние и способностью управлять им будет успешным лишь в том случае, если работа будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому важной работой было развить у ребят чувства эмпатии. Одной из форм такой работы является ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка, или Тигренка, или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Общее обсуждение проблемы способствует сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении помогает детям с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самим адекватно относиться к происходящему.

Эффективной работой по преодолению детской гиперактивности, тревожности и агрессии служит кружок: «Минутки здоровья».

В целях коррекции я использую релаксационные техники, пальчиковые игры, самомассаж, дыхательную гимнастику. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение таких упражнений делают детей более спокойными, уравновешенными. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача для современного педагога.

Список литературы:

1. Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. Игры для детей от трех до семи лет. – СПБ.: Речь, 2008.

2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.

3. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему: «Развитие художественных способностей дошкольников».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38. Доклад  из опыта работы воспитателя Титовой Анны Васильевны на тему:...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» комбинированного вида п. г. т. Уруссу Ютазинского муципального района РТ Из опыта работы воспитателя Маркеловой Татьяны Николаевны по теме:

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования ег...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными и тревожными детьми.

Здесь предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здор...

Картотека игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми

В пособии предлагаются игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здоров...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными детьми

Комплекс игр и упражнений для работы с гиперактивными детьми...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми.

Сборник адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психологическом здоровье детей....

Картотека игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми

Картотека игр и упражнений для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми...