Особенности работы с детьми с нарушениями зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Колупаева Галина Николаевна

Особенности работы с детьми               с нарушениями зрения во время адаптационного периода

в условиях ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_adaptatsiya_2016g.docx332.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида

«Семицветик»

Особенности работы с детьми               с нарушениями зрения во время адаптационного периода

в условиях ДОУ

                                                                             

maxresdefault.jpg

 Подготовила: Галина Николаевна Колупаева,

                                                         учитель-дефектолог (тифлопедагог)

                                                             

2016год

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это может вызвать страх у маленького человека. Ребенок с нарушением зрения находится в более тяжелых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Именно поэтому, адаптационная работа с детьми, имеющими нарушение зрения, начинается со знакомства с зонами группы: приемная, туалет, игровые зоны. Рассказ об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы поможет ребенку в преодолении страха незнакомого пространства. Желательно проводить эту работу в игровой форме.

Можно предложить следующие игры для знакомства с групповым пространством:

1. «Найди игрушку». Педагог прячет игрушку в группе, в одном из её помещений, и предлагает ребенку найти её. Инструкция: «Игрушка лежит в спальной комнате на кровати. Давай найдем ее». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т.д.). Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения (“Там моют посуду”) и т.д.

2. После того, как дети познакомятся с группой можно провести игру: «У нас в гостях Мишка». Дети должны познакомить Мишку со всеми игровыми зонами и их назначениями.

Следующим шагом будет знакомство со взрослыми, которые будут окружать и, конечно же, со сверстниками. Обычно ребенок с глазной патологией испытывает страх перед общением, поэтому нужно научить его общаться, играть с другими детьми. Кроме того, ребенку, который никогда до этого не имел опыта общения со сверстниками, очень сложно принять и понять, что ему придется играть, делиться и считаться с другими детьми.

В педагогической работе со слабовидящими детьми необходимо учитывать состояние функций зрительного анализатора, возможность формирования зрительных функций педагогическими методами. В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции. Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций. По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагог проводит с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.

В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врач-офтальмолог предлагает проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, игры с мозаикой. Для активизации зрения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажигается», «Проследи за огоньками» «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?». Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные задания детям на занятиях. В таких заданиях активно упражняется зрение. И это способствует лечебно-оздоровительному процессу

В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста используются такие упражнения, как накладывание одного изображение на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений. Даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений и дети должны наложить их на нарисованные изображения. Зная зрительные возможности детей, педагог может целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепляя результаты лечебно-восстановительной работы.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые педагог использует на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям; яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснениям, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и направленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

 Как надо готовить родителям ребенка с нарушением зрения к поступлению в детский сад.

Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения. Надо с самого начала дать понять ребенку, что вы его любите, но в то же время вы не можете уделять ему столько времени, сколько он хочет, потому что у вас есть еще важные дела. Если есть возможность приводить к нему в гости других маленьких детей, чтобы он знал, что он не один в мире маленький, есть еще такие же и даже меньше.

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Потому что при поступлении в детский сад под действием стресса, его иммунная система ослабевает и достаточно чихнуть рядом с ним, как он тут же заболеет. Это ведет за собой прерывание адаптационного процесса, что ухудшает процесс адаптации. Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо повысить роль закаливающих мероприятий. По поводу закаливания можно проконсультироваться у врача.

Заранее узнать все новые режимные моменты в детском саду и ввести их в режим для ребенка дома. Это поможет вашему ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Ребенку с нарушением зрения очень сложно привыкнуть к новому окружению, а тут еще будет новый режим дня. Из-за непривычки он может отказаться от еды, сна. Что влечет за собой в дальнейшем отсутствие аппетита, сна. Это в свою очередь, усложняет процесс адаптации.

Если есть возможность, как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Волнующие вас проблемы, связанные с детским садом обсуждать при условии, если малыш вас не слышит. Он не должен знать, что детский сад стал источником проблем для мамы и папы. Детский сад станет чем-то плохим в воображении ребенка, а это значит, что там его ничего хорошего не ждет.

Необходимо настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.

Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Ведь для ребенка очень важно, что вы его уже считаете взрослым. Необходимо внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Он будет делать все, чтобы не разочаровать вас. Еще лучше будет, если он знает ребенка постарше, который ходит в тот же детский сад. Объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим. Ребенку необходимо знать, что вы его любите.

Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад. Знайте, что все ваши переживания, тревоги передаются ребенку и разворачиваются в его крохотном сознании с полным размахом.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день и даже сначала посидеть вместе с ним. Пусть первые дни посещения детского сада станут для него приятными и оставят положительный отпечаток.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

Как можно раньше забирать домой. Это необходимо для того, чтобы ребенок привыкал постепенно к новому окружению. Ребенок с нарушением зрения очень быстро утомляется, а в первые дни на него обрушивается много впечатлений. Поэтому поступление новой информации должно быть по-степенным.

Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для слабовидящего ребенка изменение окружения всегда стрессирующий фактор. Он находится в постоянном нервном напряжении, для него все, что неизвестно – все опасно. Поэтому, когда он приходит домой необходимо создать все условия, чтобы его нервная система отдыхала, то есть щадить его ослабленную нервную систему. Ведь если еще и в семье будет напряженная обстановка это может привести к нервному срыву, а впоследствии к возникновению невроза.

На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости, немного сократить просмотр телевизионных передач. Ребенок с глазной патологией каждую новую информацию пропускает через себя, а в детском саду, особенно в первые дни, ее очень много. Вследствие этого он очень быстро утомляется. Необходимо, чтобы он привык к потоку информации. А походы в людные места (в цирк, в театр, в гости) не позволяют ребенку мобилизовать свои силы. И это наслоение может так же спровоцировать возникновение невроза.

Как можно раньше сообщить врачу, воспитателям о личностных особенностях малыша. Это необходимо для того, чтобы правильно организовать адаптацию ребенка. При организации различных режимных моментов, лечении воспитатели, врач будут учитывать личностные особенности ребенка и в связи с этим, будут строить общение с ним, а это, в свою очередь, облегчит адаптацию ребенка.

Одевать его так, как необходимо в соответствие с температурой в группе. Его иммунная система в период адаптации ослабевает, поэтому любая инфекция может привести к заболеванию. Это, конечно же, прервет процесс адаптации, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.

Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.

Как построить работу воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОУ.

1. Все данные на ребенка узнать заранее (диагноз, личностные особенности, привычки, пристрастия). Это необходимо для того, чтобы при поступлении ребенка в детский сад воспитатель, в соответствии с его особенностями, подобрал индивидуальный подход, что в свою очередь смягчит период адаптации ребенка.

2. Разрешить родителям в первые дни присутствовать в группе. Для ребенка с нарушением зрения незнакомая обстановка всегда стрессирующий фактор. Присутствие родителя придает ему уверенности и смелости, за эти дни может убедиться, что ничего страшного и опасного его здесь не ждет.

3. В первый день познакомить ребенка со всеми помещениями группы. У ребенка с глазной патологией нарушена ориентировка в пространстве. Он плохо видит это пространство и, как следствие, ребенок его боится. Поэтому необходимо вместе с ним пройти по всем игровым зонам и рассказать их назначения. Пусть он все сам рассмотрит, потрогает, поймет, что это не несет опасности. Надо сразу показать ему, что можно трогать, а что нельзя.

4. Познакомить ребенка со сверстниками. Ребенок с нарушением зрения, как правило, до поступления в детский сад не имеет опыта общения со сверстниками. Поэтому необходимо помочь ребенку овладеть навыками общения с другими детьми. Задача воспитателя – научить ребенка общаться со сверстниками, понять и принять свой новый социальный статус.

5. Познакомить ребенка с взрослыми, которые будут его окружать. Обычно дети с нарушениями зрения привязываются к тому воспитателю, который его принимал в первый день. Необходимо познакомить ребенка с другими взрослыми (няня, врач, педагоги) и сформировать у него положительное отношение.

6. Познакомить ребенка с правилами поведения в группе, чтобы избе-жать ситуации наказания. Период адаптации для ребенка с нарушением зрения сам по себе служит сильнейшим фактором возникновения неврозов. По-этому любое наказание должно носить символический характер, так как наказание может стать отправной точкой для невроза.

Как построить работу узких специалистов в период адаптации детей к условиями ДОУ.

1. Узнать заранее личностные особенности ребенка. Это необходимо, чтобы найти индивидуальный подход к нему, и тем самым облегчить адаптационный процесс.

2. Познакомить с кабинетом. Желательно это знакомство проводит не только с одним ребенком, а с подгруппой. Это связано с тем, что для ребенка с нарушением зрения посещение любого незнакомого помещения служат источником напряжения, стресса. Если же он будет с другими детьми – это, несомненно, снижает уровень стрессирующего воздействия.

3. Постепенно вводить его в учебный (лечебный) процесс. Дать возможность привыкнуть в своей социальной роли. Нагрузку увеличивать по-степенно. Правильно организованный учебный (лечебный) процесс позволит вам добиться наилучших результатов, а ребенку быстрее адаптироваться.

4. Заинтересовать ребенка, т.е. пробудить в ребенке желание ходить к вам, заниматься с вами.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.

Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.

Для чего нужны человеку глаза? Педагоги помогают решить этот вопрос детям на занятиях, используя дидактические игры, на прогулках, в повседневной деятельности. В процессе работы дошкольники осознают, что весь окружающий мир: людей, природу, предметы можно увидеть. Зрение позволяет любоваться палитрой красок, удивляться разнообразию форм, различать размер и положение предметов.

Нормально видящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми дети научаются выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.

Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. Самостоятельное выделение свойств и качеств предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой. Решать эти проблемы – функциональная обязанность педагога.

Вся система коррекционной работы направлена на развитие зрительного восприятия, на формирование у детей навыков зрительного обследования. Дошкольники учатся выделять цвет, форму, величину предмета; анализируют его строение; определяют с помощью зрения, из чего предмет сделан, для чего он нужен и т.д. У детей формируется система предметных представлений.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

— предметное лото,

— чудесный мешочек,

— найди пару по цвету (форме, величине); по двум (трем) признакам,

— чем похожи (различаются) предметы,

— мозаики,

— наложите одно изображение на другое,

— соедини два изображения в одно,

— подбери к контурному изображению силуэт и тому подобные.

 С помощью зрения дети ориентируются в своем теле, в большом и малом пространстве. Без сформированных навыков ориентировки не возможно эффективное и объективное познание окружающего мира. Определять положение предмета относительно себя, другого предмета педагог учит воспитанников на коррекционных занятиях. В работе используют дидактические игры и упражнения:

— погладь левой рукой левое колено,

— назови своего соседа справа,

— принеси игрушку, которая стоит справа на полке,

— что к тебе ближе дерево или куст,

— графические диктанты,

— обведи контур,

— штриховки

— и тому подобное.

Значимость зрения проявляется в контролирующей функции. Зрительный контроль за выполнением действий проявляется даже в случаях грубой глазной патологии. Научить правильно, без лишней нагрузки использовать глаза – задача педагога и родителей детей дошкольного возраста. Известен тот факт, что рациональное автоматизированное действие не требует постоянного зрительного контроля. Следовательно, формирование предметных действий с раннего возраста позволяет снять или снизить зрительное напряжение.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

— нарисуй домик с открытыми глазами, а теперь с закрытыми; какой красивее?

— пройди между столами с открытыми глазами, а теперь с закрытыми; когда легче?  И тому подобное.

При обучении дошкольников важен момент проговаривания. В процессе выполнения всех упражнений педагог предлагает детям последовательно и четко описать свои действия. Оречевление действия позволяет уточнить последовательность операций, запомнить ее, понять при каких приемах результат достигается быстрее и лучше. Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а даваемые ими словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися. Таким способом у ребенка формируется осознанное отношение к своим действиям, самостоятельность.

В дошкольном детстве человек получает первые навыки общения, учится соотносить себя с другими людьми. Важное место в этом процессе также отводится зрительному восприятию. Как выглядит собеседник, как относится к тебе, что чувствует. Все это можно узнать, внимательно посмотрев на человека. Педагог учит детей узнавать и изображать различные эмоции и состояния человека.

В работе используют дидактические игры и упражнения:

— Какое настроение у гнома,

— Подбери выражение лица к ситуации,

— Психогимнастика,

— Дорисуй и тому подобные.

Результатом целенаправленной работы становится осознание детьми роли зрения, важности заботы об органе зрения, значения соблюдения гигиенических правил для сохранения функций глаз.

 ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ

Важным разделом работы с детьми с нарушением зрения является формирование навыков гигиены органа зрения и ухода за очками. Чистота – залог здоровья. Данное высказывание верно и для здоровья глаз. Тщательное промывание глаз позволяет предотвратить различные инфекционные заболевания.

Очки – окно в мир для ребенка со зрительной глазной патологией. Чистота стекол чрезвычайно важна для адекватного формирования представлений об окружающем мире. Старший дошкольник может и должен самостоятельно следить и поддерживать чистоту очков.

У дошкольников формируют осознанное отношение к зрительной работе. Для сохранения зрительных функций необходимо соблюдать требования к рабочему пространству:

— Уменьшить нагрузку на глаза. Недопустимо рассматривание иллюстраций, чтение книг, выполнение графических заданий и т.п. при плохом освещении, лежа. Во время занятий расстояние от книги должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно дли-не руки от локтя до кончиков пальцев.

— Дома для занятий должно быть отведено светлое место у окна.

— В вечернее время суток следует пользоваться лампой 60 Вт с не-прозрачным колпаком. Поставить ее нужно так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени.

— Телевизор смотреть не более 2-3 часов в неделю в дни наименьшей зрительной нагрузки. Продолжительность просмотра не должна превышать 60 минут. Экран телевизора должен находиться на расстоянии 2-3 метра.

— Дети должны знать, что длительное зрительное напряжение (рассматривание и чтение книг, просмотр телепередач, игры за компьютером и т.п.) приводит к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности.

— Нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения.

— Следует соблюдать правильную позу при выполнении графических работ, дидактических упражнений, рассматривании картинок и чтении книг сидя за столом.

— Обязательно следует соблюдать режим чередования зрительной работы с расслаблением зрения.

Перечисленные требования необходимо соблюдать не только детям с нарушением зрения, но и нормально видящим дошкольникам и школьникам. Выполнение этих правил является гарантией сохранения и улучшения зри-тельных функций.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для развития и укрепления мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения. Они укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, так как тренируются мышцы, управляющие движениями глаз. Упражнения активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление.

Гимнастика для глаз важна всем детям дошкольного возраста.

Вот несколько очень простых упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 5-6 минут:

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (8-10 раз).

3. Посмотреть на кончик носа, потом вдаль, затем снова на кончик носа и потом снова вдаль (8-10 раз).

Развивая глазодвигательные мышцы, предупреждают развитие патологии рефракции в младшем школьном возрасте. Известен тот факт, что, систематически проводя зрительную релаксацию, соблюдая зрительный режим и выполняя гимнастику для глаз, улучшаются все зрительные функции.

Особенно значима эта работа для детей с функциональными расстройствами органа зрения (при амблиопии и косоглазии). Так как в период плеоптического лечения, составной частью которого является окклюзия, ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым. Повышается зритель-ная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. И, как следствие, общее психофизическое утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает. Для оптимизации учебного процесса каждые 7 — 10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Эффективен такой отдых для всех дошкольников. Для этого требуется 2 — 3-минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например в виде гимнастики для глаз и других видов упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий: коррекционных, общеобразовательных, по физической культуре в форме физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз.

Эффективно применять упражнение «Тренировка на оконное стекло».

Стоять у окна, смотреть напряженно на черный кружок диаметром 3 мм, наклеенный на оконное стекло на уровне глаз, в течение 10 сек. Затем расслабленно посмотреть вдаль (10 сек). И так по 2-4-7 минут ежедневно (1 раз в день), постепенно увеличивая нагрузку.

Данное упражнение для детей дошкольного возраста можно видоизменять, наклеивая на стекло предметные картинки. Например: «Посмотри, на стекло села бабочка! Рассмотри ее», или «Какой красивый цветок рас-цвел! Давай им полюбуемся!». Придание эмоциональной окраски упражнению снимает напряжение, повышает интерес к выполнению действия.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми при косоглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Вот некоторые из них:

 I. Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

Повернусь теперь я прямо

И закрою их руками.

 II. Взгляд налево отведу —

Шарик красный я найду.

Теперь вправо посмотрю —

Глазами шарик поищу.

 III. Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту,

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

 IV. Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

 V. Девочки и мальчики

Колпачки на пальчики

Ловко надевают.

Колпачки играют —

Глаза их догоняют.

 Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

 Система работы по формированию осознанного отношения к зрительной работе помогает предотвратить развитие патологии рефракции в младшем школьном возрасте или сохранить и улучшить зрительные функции у детей с амблиопией и косоглазием.

nmZVdIqY4MY.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.

работа в адаптационный период с дошкольниками имеющими нарушение зрения...

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все...

Особенности работы с детьми с нарушениями зрения

Презентация для воспитателей и специалистов, работающих с детьми с нарушениями зрения....

Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ

Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...