Игра - основа познания аутичного ребёнка
статья по коррекционной педагогике

В статье говорится о последовательности обучения игре,об особенностях поведения и развития аутичного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_osnova_poznaniya_autichnogo_rebyonka.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Кириченко Любовь Николаевна

учитель-дефектолог

МБДОУ д/с № 63

г. Таганрог

Игра – основа познания аутичного ребёнка

        Все дети рождаются со способностью к игре. Игра для ребёнка – это познание окружающего мира, но дети с аутизмом не играют. Все, кто сталкивается с аутичными детьми, убеждались много раз, что проблема не только в том, что ребёнок не может играть с другими детьми, но и в том, что он не способен играть сам.

        Игра имеет неоценимое значение как в обучении ребёнка языку и социальному поведению, так и в развитии его когнитивных способностей и моторики. С самого начала процесса обучения надо осознать все трудности ребёнка. Если обобщить проблемы, то можно сказать, что для детей с аутизмом особенно тяжело:

  • Увидеть или понять значение игры с другим ребёнком или взрослым;
  • Определить, когда игра началась и когда закончилась;
  • Понять, кто играет и какие роли у кого;
  • Изменять свою роль и приспосабливаться к изменениям других ролей;
  • Наблюдать и следовать указаниям тех, у кого главная роль в игре;
  • Понять систему игры и её правила;
  • Понять функции символов и использовать вещи символически.

          Поэтому уже с первых шагов занятий надо обязательно начинать обучать ребёнка какой-нибудь простой игре. Вначале это может быть игра в догонялки, кидание мяча или ещё что-то совершенно простое. Главное, чтобы ребёнок повторял всё и делал это по очереди. Занятия за столом должны сменяться игрой, и каждый день родители должны отводить час игре с ребёнком, можно назвать это «игровой час».

        Очень важно, чтобы в это время ребёнок играл согласно его способностям. Для ребёнка с аутизмом невозможно понять правила игры или присоединится к играющим детям, поэтому не надо планировать такие игры, а надо разучивать элементы игры. Долго играть такому ребёнку сложно, и он быстро захочет сменить игру – к этому надо быть готовым.

        Можно напоить зверушек чаем или кофе, для этого надо поставить стол, рассадить игрушки, поставить им чашки и дать символические печенья, например порезанные коричневые кусочки бумаги. Можно построить мост и повозить зверушек через мост на машине. Можно варить кашу. В большинстве случаев ребёнок не будет включаться в игру и вносить свои добавления, наоборот, он будет следовать инструкциям, но постепенно будет вовлекаться в процесс и давать свои первые маленькие инициативы. Тут важно подхватить их и следовать, а не улучшать или исправлять, если что-то не так. Ребёнок должен почувствовать вкус к игре.

        Для маленьких детей, если позволяет их развитие, можно организовать простые игры с предметами, чтобы стимулировать развитие грубой моторики. Например, есть масса игр с предметами, которые можно тащить за собой, кидать, складывать из них пирамидки или просто класть предметы друг на друга, и, главное необходимо учить ребёнка играть с мячом. Если всё это ребёнок не умеет, то ему сложно идти дальше в игровом развитии, поскольку каждое умение соответствует своему возрасту, и взрослому надо чётко осознавать, на каком уровне находится ребёнок.

        Чтобы иметь правильное направление в обучении игре, надо всегда исходить из игровых умений нормальных детей, возраст которых соответствует возрасту аутичного ребёнка.

        Цель – чтобы ребёнок начал играть сам, спонтанно, без поддержки взрослого. Пока идут занятия с ребёнком один на один, можно приводить ребёнка на детские площадки, где он может играть в присутствии других детей на своих условиях. Хотя не забывайте о том, что порой у ребёнка после занятия может просыпаться желание более близкого общения с другими детьми, но поскольку делать это он ещё не умеет, его поведение может стать деструктивным. Например, ребёнок, играя в песочнице со своими игрушками, захочет игрушку другого ребёнка, но такую ситуацию он может разрешить только агрессивными методами, и возникает тяжёлая конфликтная ситуация. В таких случаях его надо немедленно увести и начать тренировки на обмен игрушками и просьбы дать поиграть. Если ребёнок не понимает очерёдности при скатывании с горки, то надо учить его понятию очереди.

        Если ребёнок оценивается как имеющий сильные нарушения в грубой моторике и значительное отставание в речи, то упор тренировок для него должен быть на эти умения, но ничто не препятствует ребёнку играть с взрослым в игры на его уровне. В этом цель – научить ребёнка игровым рутинам.

        Ребёнку надо помогать находить себя в игре, и, даже если он уже готов играть, вначале с ним должен быть педагог, чтобы помочь разобраться в возникающих ситуациях, поскольку учиться следует в естественных условиях.

        Дети с аутизмом всячески избегают игровых ситуаций, поэтому необходимо на занятиях проходить игровые моменты, характерные для разных игр.  Для этого педагог выбирает игру и создаёт программу обучения игре по шагам, используя следующую методику:

1. Создать цепочку действий для данной игры.

2. Разучить звенья по методике цепочки действий.

3. Выбрать вознаграждение, которое подходит к такой игре.

4. Отрабатывать несколько раз первый шаг и потом переходить к другому, когда готов первый.

5. Использовать вознаграждение и переходить от одного звена цепочки к другому.

6. Во время игры ребёнок должен овладеть тем навыком и словарным запасом, который подходит к этой ситуации, поэтому всё время нужно повторять подходящие слова.

        Чтобы правильно оценить ситуацию, надо всегда собирать полную информацию о том, что ребёнок понимает и как действует в игре.

        Чтобы различать, какой уровень игры вы тренируете у ребёнка, надо дать определение каждой игре.

        Функциональная игра – ребёнок играет в обычные игры с игрушками или другими предметами. Это простые ситуации, где участвует ребёнок и взрослый или другой ребёнок, когда они играют в гараж, с куклами или другими игрушками.

        Организованная игра – её инициирует взрослыми, давая различные предложения, например, предлагая девочке быть мамой и идти на работу, а мальчику папой и болеть, или просто играть в школу, семью или детский сад.

        Простая игра с правилами по очереди – к таким играм относятся прятки, догонялки, прятание предмета и т.д.

        Игра с воображаемыми предметами – ребёнку предлагается пойти в магазин и купить что – либо. При этом надо представлять, что мороженное будет мячик, хлеб – кубик, деньги – листики и т.д.

Изображаемая игра – правила такой игры основываются на том, что дети объединяются определённой идеей и играют согласно правилам этой идеи, например больница, школа, отпуск.

Ролевая игра – ребёнок присваивает себе какую – то роль в игре и прислушивается к тому как играют другие. Допустим: «Мы играем в колобка. Я буду Колобок, а ты Волк».

        Аутичные дети сами могут выучиться немногому, но это не значит, что каждое ваше движение или обращение к ребёнку должно быть направленно только на учёбу или тренировку. Ваш ребёнок нуждается не только в развитии, но и в любви и общении. Он должен понимать, что вы его любите, и должен общаться с вами, а значит, вам надо иметь время и понимать, как создать с ребёнком такие отношения, которые приведут к доверию, взаимопониманию и создадут позитивный настрой.        

Литература

1. Кимельман, Т.

 Родительский взгляд на АВА (Разбор методики обучения «особых детей») / Тамара Кимельман. — Ставрополь : «Коннект-Сервис», 2015.

2. Сайт «Аутизм. Помощь родителям» http://www.autism.forum2x2.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общаться с аутичным ребёнком: как?

Из опыта работы педагога-психолога. В статье сформулированы некоторые практические принципы психологической работы, позволяющие установить контакт с ребёнком-дошкольником, страдающим РДА....

Аутичный ребёнок. Какой он?

Что понимают под термином аутизм? Причины аутизма. Формы проявления аутизма. Подходы к коррекции РДА. Правила работы с аутичными детьми. Игры которые могут послужить началом коррекционной работы....

« Игра - основа познания ребёнка дошкольного возраста”

Основное желание ребёнка - игра. И как важно это понимать людям, от которых зависит будущее ребёнка: физиологию процесса, как меняется игра с возрастом и как грамотно построить этот процесс, чтобы игр...

Сенсорные игры, как результат взаимодействия с аутичным ребёнком»

Играя с ребенком в сенсорные игры, вы  научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночест...

Игры с аутичным ребёнком»

В коррекционной работе наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом. представлены виды игр. Даны рекомендации ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАТРУДНЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ ИГР....

Особенности развития игры аутичного ребёнка

Благодаря играм дети познают окружающий мир. Игры развивают мышление, чувства, волю детей, формируют взаимоотношения их с ровесниками, вызывают положительные эмоции....