семинар для воспитателей Аутичный ребёнок в детском саду
презентация к уроку ( группа) на тему

Массарова Любовь Владимировна

аутизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm_seminar_2016.pptx2.69 МБ
Файл autizm_doklad.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие с детьми, имеющих аутистические расстройства» Педагог- психолог детского сада № 211 ОАО «РЖД» Л.В. Массарова

Слайд 2

Статистика

Слайд 3

Статистика Каждый 68 ребёнок из 1000!

Слайд 5

Адаптация аутичного ребёнка

Слайд 8

Работа с аутичными детьми посредством пооперационных карт

Слайд 9

Пооперационные карты

Слайд 10

Пооперационные карты

Слайд 12

Пожелание Тем, кто хочет помочь аутичным детям, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» ( Р.Шнайдер – педагог и философ).

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Доклад подготовила:

 педагог-психолог детского сада № 211 ОАО «РЖД»

 Л.В. Массарова

Доклад к семинару для воспитателей

« Взаимодействие с детьми. В детском саду, имеющих аутистические признаки»

( Слайд 2)По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребёнка из тысячи.

 ( Слайд 3)В повседневной практике, в детском саду, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки, по статистике, таких детей 10 из тысячи.

( Слайд 4)Специальной системы детских дошкольных учреждений для аутистов  не существует. Многие малыши с неглубокими нарушениями могут посещать  и массовые муниципальные детские сады вместе со здоровыми детьми. Здесь всё зависит от личности педагога. В самых обычных детских садах могут быть хорошие, чуткие, внимательные воспитатели, которые помогут адаптироваться  в группе. Аутичному ребёнку тяжелее адаптироваться к новым условиям и требованиям, чем его здоровым сверстникам. Он более тревожный, его страхи легче формируются и фиксируются на более долгое время. . Поэтому в детском саду ему нужно уделять больше доброжелательного внимания, помогать общаться с другими детьми и вписаться в режим.

Роль воспитателя в формировании навыков общения  аутичного ребёнка очень важна. Коль в вашей группе оказался ребёнок с признаками аутизма, вы должны принимать его таким, какой он есть, учитывая его особенности, вы должны помочь приспособиться  к миру. Как вы уже знаете, аутичный ребёнок живёт в своём мире, он очень замкнут. И чтобы  до него достучаться, для того, чтобы он открыл вам дверь к себе- тут вам придётся искать путь самим. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.д. и это принято делать всем вместе. Могу только порекомендовать, не оказывать никакого давления, иначе дверь перед вами ещё плотнее закроют.  Адаптация аутичного ребёнка к детскому саду- процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала детского сада. Такой ребёнок требует дополнительного внимания, которое может проявляться , в частности, в следующем:

( Слайд 5)В- первых: пребывание ребёнка в детском саду должно быть дозировано, в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность посещения и  и определённые режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и  аккуратно поддерживаться. Это создаст определённый привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребёнка, а соблюдение проговоренных и эмоционально осмысленных деталей будут давать малышу также ощущение стабильности и комфорта.

Во- вторых- такой малыш нуждается в особом внимании со стороны взрослых. Воспитателю необходимо постараться помочь ребёнку понять смысл всего того, что происходит в группе, поэтому комментируем для него  всё происходящее и намечаемые  действия ( «Сейчас все собираются на музыкальные занятия, и ты пойдёшь на него; потом будем одеваться  на прогулку, а когда вернёмся- будем обедать») и если нужно, взять за руку, отвести туда, куда нужно. Крайне важно, чтобы хватало терпения не выдёргивать его с занятия, за которым он предпочитает проводить время ( например, за игрой в конструктор или складыванием паззлов), а дать ему возможность довести начатое дело до конца.

В – третьих-, помогаем ребёнку налаживать контакт с другими детьми: стараемся вовлекать в общие игры, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, дать возможность понаблюдать со стороны. В какие то общие занятия можно дозировано включаться вмесите с ребёнком ( держа его за руку или даже на руках), но не исключать его из общей жизни детского коллектива. При соблюдении мягкости, осторожности и настойчивости одновременно такой ребёнок может хорошо удерживаться в режиме.

( Слайд 6- чёрный ) А теперь давайте с вами поиграем в одну игру, которую рекомендуют проводить с детьми, аутистами так, как она помогает ощутить и осознать своё тело. Я сейчас вам буду называть части  своего тела, вы показывайте на себе названные части тела- повторяете мои движения. Затем я вас буду путать, называть буду одну часть тела, а показывать другую. Вы должны заметить это и не повторить неверные движения.

ИГРА «ПОКАЖИ НОС»

Так у ребёнка аутиста отсутствует длительный глазной контакт «Глаза в глаза», ему очень сложно воспринимать инструкции и отвечать на вопросы. И чтобы почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении, мы с вами поиграем в игру « Сосед слева».   Я сейчас буду к вам обращаться и задавать по одному вопросу, на этот вопрос  отвечает не тот, на кого  я смотрю, а тот, кто сидит слева от вас.

(ИГРА).

( Слайд 7)Перед психологами и родителями  стоит вопрос, как общаться с ребёнком, постоянно находящимся «внутри себя». Так вот, при работе с аутичным ребёнком нужно включать наблюдение. Вашим инструментом может быть интерес. Вам придётся искать то, что нравится этому ребёнку, что ему интересно. Говорить с ним через понятия принуждения  бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» его оставят равнодушным и невозмутимым. Ищите его конёк- это может быть что угодно: музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы, или, что то ещё. На языке того, что ему нравится, и тогда, вы сможете с ним обо всём договориться. Сумеете заинтерисовать - считайте, дело сделано.

( Слайд 8)Аутичный ребёнок видит смысл, какой- либо деятельности только тогда, когда она чётко заранее запрограммирована: ребёнок должен знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.

( Слайд 9)Здесь большим помощником может стать пооперационные карты. Применение таких карт помогает чётко организовать деятельность ребёнка. Он видит конечный результат, которого ему необходимо достичь, благодаря чему, снижается эмоциональный дискомфорт ребёнка.

( Слайд 10)С этой целью в группе, где находится аутичный ребёнок, рекомендуется размещать эти карты, на которых, в виде символов обозначена чёткая последовательность действий. Так схему, отражающую нужную последовательность действий ребёнка при сборах на прогулку, можно разместить на шкафчике. Пооперационные карт в виде блокнота, фотоальбома, кубика, календаря плаката и др. Эти карты являются своеобразной формой коммуникации с аутичным ребенком. Они применяются в групповой и индивидуальной работе с детьми, а также в режимных моментах. Карты находятся в раздевалке, в групповом помещении, на столах во время занятий. Применение пооперационных карт помогает ребенку в дальнейшем легче адаптироваться в детском коллективе сверстников. Благодаря такой карте ребенок будет четко знать, что будет, происходит в следующий момент. Это будет способствовать уменьшению тревожности ребенка и снижению проявлений возможных негативных поведенческих реакций. При включении ребенка в коллектив сверстников у него появляется возможность чувствовать себя уверенней и действовать в определенных ситуациях на уровне остальных детей.

( Слайд 11)Вот посмотрите, я вывела на экран «Говорящую инструкцию»

Расскажите, что нужно сделать ребёнку, глядя на эту карту?

А теперь у меня вам задание: разделиться на подгруппы и сделать свои пооперационные карты. Сейчас каждая подгруппа получит карточку с заданием составить пооперационную карту для работы с детьми.

  1. Сбор на прогулку
  2. Лепка фигуры животного
  3. Дежурство перед обедом
  4. Рисование животного

По завершению выполнения задания ходит общее обсуждение.

Конечно, такие меры требуют от нас, сотрудников детского сада, большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребёнка, сделать его более упорядоченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Готовимся к встрече с детьми. Что нужно знать о детях заранее. Взаимопонимание с родителями необходимо. Союз двух воспитателей и их помощника....

Консультация для молодых воспитателей «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Родители, отдавая ребёнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу....

Консультация для воспитателей "Адаптация ребёнка в детском саду"

   Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предпоагает, что человек находится в гармонии с самим собой , партнёрами по общению и окружающим м...

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"

Городской семинар для воспитателей "Особый ребенок в детском саду"...

Семинар для воспитателей «Физкультурное занятие в детском саду»

Семинар для воспитателей«Физкультурное занятие в детском саду»         Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития чело...

Семинар - практикум для воспитателей "Первые дни ребёнка в детском саду"

Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.Задачи:Представить теоретическую информацию об особенностях адап...