Консультация для воспитателей "Адаптация ребёнка в детском саду"
консультация (младшая группа)

Скубченко Татьяна Валерьевна

     Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предпоагает, что человек находится в гармонии с самим собой , партнёрами по общению и окружающим миром в целом. Чтобы помочь детям адаптироваться к новым условиям, необходимо знать факторы влияющие на успешную адаптацию, особенности адаптации детей, разные степени прохождения адаптационного периода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3»

Консультация для педагогов  

«Адаптация ребенка в детском саду»

Выполнила: воспитатель

Скубченко Т. В.

Полысаевский городской округ

Адаптация ребенка в детском саду

      Цель: расширение представлений педагогов об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

ХОД ВСТРЕЧИ

       Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

        Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации? (Беспокойство, страх, заторможенность  (повышенная возбудимость),  капризность, раздражительность, упрямство)

      Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям, выражается следующими состояниями:

  • нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
  •  сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
  • регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
  •  снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
  • агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
  • понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

      Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

  • Легкая: у ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении. При обращении глядит в глаза педагогам. Способен озвучить просьбу о помощи, первым идёт на контакт с ровесниками. Может занять себя на короткий промежуток времени. С лёгкостью подстраивается под дневной распорядок. Адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики. Рассказывает родителям, как проходили занятия в саду. У ребенка в течение месяца нормализуется поведение по всем показателям, он спокойно и с радостью идет в детский сад. Аппетит улучшается к концу первой недели. Сон налаживается в течение 1-2 недель. Снижение защитных сил (иммунитета) выражено незначительно, через 2-3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
  • Средняя: нарушение в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и протекают дольше.
         
    Сон и аппетит восстанавливаются через 20-30 дней, настроение неустойчивое в течение месяца. Значительно снижается активность, наблюдается плаксивость, ребенок не стремиться исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Такие изменения сохраняются до 1,5 месяцев.

     Отчетливо заметны сдвиги в деятельности вегетативной системы. Может нарушиться стул, появиться бледность, потливость, темные круги под глазами, нездоровый румянец. Нередко усиливаются проявления экссудативного диатеза. Особенно выражены эти симптомы перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

      Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к ситуации.

  • Тяжелая:  малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.

      Дети начинают длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти сразу сменяется другим, защитные силы организма почти подорваны и уже не выполняют свою роль.

       Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. При другом варианте тяжелой адаптации возникает неадекватное поведение ребенка: оно настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием: он постоянно плачет, безучастен, ничем не интересуется, судорожно сжимает свою любимую игрушку или носовой платок.

      Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, плачущий, вызывает меньше опасения у детских психологов, чем малыш, впадающий в оцепенение, безразличный ко всему – к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду.

    Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Что влияет на адаптацию ребёнка?

    К числу важнейших факторов специалисты относят: возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

     Возраст ребёнка. Нередко родительницы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдают малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками.      Конечно, каждый ребёнок – яркая индивидуальность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду – и это 3 года. 

     Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, следовательно, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов.

     Почему не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение? В возрасте 1 — 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная разлука с мамой вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру. Кроме того, нельзя не отметить и большую самостоятельность трёхлеток: они, как правило, обладают горшечным этикетом, умеют пить из чашки, отдельные ребятишки уже пытаются одеваться собственными силами. Подобные навыки существенно облегчают привыкание к саду.

     Состояние здоровья. Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже.

     Перед поступлением в дошкольное учреждение дети обязаны пройти медосмотр. Не нужно этого пугаться, наоборот, у родителей появится возможность ещё раз посоветоваться с врачами по поводу того, как пережить адаптацию с минимальными потерями.
   
Степень психологического развития. Ещё один момент, который может воспрепятствовать успешному привыканию к ДОУ – отклонение от усреднённых показателей познавательного развития. Причём привести к дезадаптации может как задержанное психическое развитие, так и одарённость. В случае задержки умственного становления применяют особые коррекционные программы, помогающие восполнить пробелы в знаниях и повысить познавательную активность малышей. При благоприятных условиях такие дети к школьному возрасту догоняют ровесников. Одарённый ребёнок, как это ни удивительно, также попадает в группу риска, поскольку его познавательные способности выше, чем у сверстников, к тому же он может испытывать сложности с социализацией и коммуникацией с одногруппниками.
   
Уровень социализации. Адаптация ребёнка к детскому саду предполагает рост контактов с ровесниками и с незнакомыми взрослыми. При этом существует определённая закономерность – скорее привыкают к новому обществу те малыши, чей социальный круг не ограничивался родителями и бабушками. Те же ребятишки, кто редко взаимодействовал с другими детьми, наоборот, сложно адаптируются к изменившимся условиям.      Слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик. Безусловно, данный фактор во многом зависит от педагогов. Если воспитатель хорошо ладит с ребёнком, адаптация заметно ускорится. 

Этапы адаптации маленького ребёнка к детскому саду

     Первый этап – он же острый. Основная его особенность – максимальная мобилизация детского организма. Ребёнок постоянно возбуждён и напряжён, неудивительно, что родители и педагоги отмечают плаксивость, нервность, капризность и даже истеричность. Помимо психологических изменений, можно обнаружить и физиологические перемены. В некоторых случаях отмечается увеличение или уменьшение частоты сердечного ритма, показателей кровяного давления. Повышается восприимчивость к инфекциям.

     Вторую фазу называют умеренно острой, поскольку выраженность негативных реакций снижается, а ребёнок приспосабливается к изменившимся условиям. Отмечается снижение возбудимости и нервности малыша, улучшение аппетита, сна, нормализация психоэмоциональной сферы. Однако говорить о полной стабилизации состояния пока не приходится.

     Третий этап – компенсированный – стабилизирует детское состояние. В заключительном адаптационном периоде происходит полное восстановление психофизиологических реакций, ребёнок успешно вливается в коллектив. Более того, он может приобрести новые умения – например, пользование горшком или самостоятельное одевание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ребёнок в детском саду».

Консультация для родителей «Ребёнок в детском саду»....

Консультация "Опрятный вид ребёнка в детском саду"

В данной консультации подробно описано в каком виде ребёнок должен посещать детский сад! Внешний вид,причёска, обувь , какие вещи нельзя брать!...

Консультация : «Маркировка одежды ребёнка для детского сада.»

Сразу возникает вопрос, для чего и для кого нужна маркировка одежды ребёнка. Пока ребёнок маленький, он может перепутать свою одежду и обувь с чужой. И в первую очередь маркировка нужна для взрослых.....

Консультация: "Разлука с ребёнком в детском саду"(2022год)

Рекомендации родителям о том,как правильно приучить ребёнка к детскому саду....

Групповая консультация «Как подготовить ребёнка к детскому саду»

В данной консультации даются рекомендации психолога, соблюдая которые, родители смогут сделать период адаптации ребенка к детскому саду наиболее безболезненным и интересным....