Общаться с аутичным ребёнком: как?
статья по теме

Денисова Ирина Владимировна

Из опыта работы педагога-психолога. В статье сформулированы некоторые практические принципы психологической работы, позволяющие установить контакт с ребёнком-дошкольником, страдающим РДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_obshchatsya_s_autichnym_rebyonkom_kak.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общаться с аутичным ребёнком: как?

Денисова Ирина Владимировна,

педагог-психолог МКОУ ЦППРИК,

г. Куровское

        За последние пять лет к нам в Центр стали всё чаще обращаться родители, дети которых имеют своеобразное развитие, характеризующееся наличием аутистичеких черт. Некоторым из этих детей уже поставлены медицинские диагнозы (РДА, аутистический тип развития); другие никогда не были на приёме у психиатра или невропатолога, но родители в своих рассказах о ребёнке дают яркую клиническую картину аутизма.

        Аутизм - особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза, нарушение развития по типу искажения, основным показателем которого является не только существенная выраженность асинхронии развития отдельных функций или их систем, но и грубое нарушение, искажение адаптационных и приспособительных систем организма.

        Клиническая картина аутизма крайне разнообразна. Отечественные учёные (лаборатория Никольской О.С.) выделяют в ней следующие важные черты:

  1. во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми;
  2. во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов;
  3. в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций.

        Симптомы и поведение изменяются по мере взросления ребёнка и его развития и с течением времени могут измениться до неузнаваемости. Но эти изменения, как правило, -  вариация на тему, уже от¬раженную в понятии «триада аутизма», которая впервые была сформулирована Лорной Винг:

  1. качественной ухудшение в сфере социального взаимодействия;
  2. качественной ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения;
  3. крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов.

        Коррекционную работу с аутичным ребёнком мы выстраиваем по двум направлениям: редукция причин аутизма и коррекция его симптомов. Исходя из этого мы, выделяем следующие основные задачи психологической коррекции:

  1. формирование мозгового обеспечения  психических процесов;
  2. преодоление дифицита внимания;
  3. гармонизация аффективного взаимодействия ребёнка со средой, развитие общения;
  4. редуцирование стереотипности, расширение спектра видов активности;
  5. развитие психологических основ речи.

         Наладить взаимодействие с аутичным ребёнком крайне непросто.  В этой статье нами предлагаются практические принципы работы, позволяющие установить контакт с ребёнком дошкольного возраста, страдающим РДА.

        В работе с аутичным ребёнком особо важным является установление так называемого «терапевтического отношения», которое базируется на двух принципах.

        Во-первых, людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть. Особенности поведения аутичных детей, даже самые нелепые и вычурные,  можно рассматривать как целесообразные, направленные на разрешение определённых жизненных задач (например, защиту и гиперкомпенсацию). К вопросу о толерантности: мы все разные и выживаем, как можем.

        Во-вторых, это «постановка правильного аффективного дыхания» (Никольская О.С.)

        У детей с аутизмом центральным нарушением является врождённая недостаточность в установлении аффективного контакта с людьми. В силу этого очень важным является постоянное «отзеркаливание» взрослым не только поступков, но и эмоциональных переживаний ребёнка и прояснение своих чувств и мотивов. К примеру, такой случай. Анна, 5 лет, рисует. Я собираюсь подвинуть краску, чтобы она не упала со стола. Анна неправильно квалифицирует мой жест как стремление забрать краску, отталкивает мою руку и закрывает все принадлежности, ложась грудью на стол. «Аннушка, - говорю я, - ты думала, что я хочу взять краску себе. Нет, я хочу подвинуть краску тебе ближе, а то она может упасть». Понадобилось несколько таких разборок в подобных ситуациях, чтобы Анна перестала видеть проявление агрессии в моих действиях.

        Соблюдение этих двух принципов само по себе уже терапевтично и приводило к улучшению поведения ребёнка уже после нескольких занятий.

        Следующий принцип условно назван нами «Идём от ребёнка». В работе с аутичным ребёнком, особенно на первых порах, важно танцевать от печки, т.е. от конкретного ребёнка. Как правило, что-то предложить аутичному ребёнку, как запланировано в конспекте, вряд ли получится. Поэтому мы «идём за ребёнком», т.е. присоединяемся к той деятельности, которая заинтересовала его. Например, с одним мальчиком общение началось налаживаться в игре «Суп»: он резал пластмассовые овощи, складывал и х в кастрюлю и ставил на плиту. Только в этой игре он слышал психолога, выполнял простейшие инструкции в контексте игры и давал немногие речевые отклики. В течение полугода наши занятия начинались с фразы мальчика «Давай суп!», мы обыграли этот суп со всех сторон, обогащая сюжет и используя все резервы для развития мышления, речи и социальных навыков, потом игра «в суп» стала наградой в конце занятия, а теперь у нас много других видов деятельности.

        В других случаях психолог сначала просто присутствует в комнате, на той дистанции, которая комфортна для ребёнка. Потихоньку вводит комментарии. Постепенно сближает дистанцию: присоединяет эмоциональную оценку (поначалу – только похвала!) и физически придвигается ближе. Потом начинает присоединяться к игре ребёнка и постепенно расширять её стереотипные рамки: вводить новых персонажей, какой-либо сюжет, помогает, если что не получается и не отчаивается, если ребёнок это отвергает. Пробует это снова и снова, пока  вдруг что-то не щёлкает в сознании ребёнка, и он становится способным принять эти нововведения.

        Это очень радостный момент! Щелчок - начало получения ребёнком с РДА удовлетворения (удовольствия) от социального контакта – появление «вкуса к общению»

        Часто этот «щелчок» означает поворот в наших отношениях и развитии ребёнка – у него как бы развивается вкус к общению и он с радостью погружается в совместную игру. Становится возможным использовать взаимодействие в игре, как источник развития – теперь можно активнее предлагать новые игры и задания и как некий стимул для привлечения аутичного ребёнка со слабой мотивацией к познавательной деятельности: «Хочешь, будем играть с песком?  Хорошо. Только сначала, давай сделаем это…» - и подсовываем что-нибудь новое.

        Когда долго не происходит такого «щелчка» приходится применять приём «материнские объятия» - физическое удерживание ребёнка во время выполнения задания. Ребёнок может активно вырываться, плеваться, кричать, кусать себя и вас… Главное, сохранять эмоциональное равновесие и, как ни странно это звучит, любить ребёнка. Возможно, тогда это становится похожим на холдинг-терапию. После того, как ребёнок сделает хоть что-то из предложенного задания (а поначалу, хотя бы просто посидит у психолога на коленях) отпускаем его с похвалой, которую выражаем словами и поглаживанием. В течение занятия подобная процедура повторяется 2-3 раза. Постепенно это входит в стереотип и ребёнок становится более выносливым и больше времени может посвятить продуктивной деятельности.

        Кроме нарушения коммуникационной стороны речи у детей с аутизмом не развита и содержательная сторона речи. Поэтому на занятиях много времени уделяется речевому развитию.  Так как формирование речи в онтогенезе совершается под влиянием кинестетических импульсов, то для развития речевых основ - гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов и их свойств – эффективно использование зрительно-моторного комплекса. Предметы обводятся указательным пальцем ребёнка, им даётся словесное определение, называются свойства. После используется конструирование этих предметов из частей, предварительно показывая порядок действий и используя разнообразные виды деятельности: сюжетную игру, рисование, аппликацию, лепку.  

        Поскольку аутичные дети имеют выраженные мотивационные нарушения, то приходится  быть крайне изобретательными в поисках способов, стимулирующих ребёнка на занятии. Это может быть оральная стимуляция (предложение ребёнку чего-нибудь «вкусненького», конфетки или печеньица), аффективная стимуляция (кружение, качание, звучащие игрушки, музыка), похвала (поглаживание, аплодисменты, словесное одобрение), обещание любимой игры или занятия, а также использование игровых приёмов.

        В своей работе мы используем так называемые консультативно-коррекционные занятия, когда родители присутствуют на занятии и обучаются приёмам взаимодействия, которые впоследствии используют в повседневной жизни и занимаясь с ребёнком дома.

        Жизнь детей с расстройствами аутистического спектра требует большого усилия. То, что обычным детям даётся легко, усваивается стихийно, детям с РДА приходится «брать», пробиваясь через слабость воли, через особенное восприятие, когда мир распадается на тысячи фрагментов и специфичное, тяготеющее к конкретике мышление. «Дети спектра» в мире нейротипиков – настоящие герои, марсиане, осваивающие Землю. И они – не хуже, они – другие и им очень нелегко…

Литература

  1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006
  2. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом. В кн. «Детский аутизм» Сост. Л.М. Шипицына. С-Пб., 2001
  3. В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Диагностика и коррекция эмоциональных расстройств (на примере раннего детского аутизма). М., 1990
  4. http://www.autistic-society.narod.ru/sumbol.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аутичный ребёнок. Какой он?

Что понимают под термином аутизм? Причины аутизма. Формы проявления аутизма. Подходы к коррекции РДА. Правила работы с аутичными детьми. Игры которые могут послужить началом коррекционной работы....

Организация сна аутичного ребёнка

Нарушение сна-это серьёзный стресс для всей семьи. Терпение родителей часто подвергается суровому ожидаю, порой несколько часов, пока ребёнок уснёт. Несколько советов по организации сна аутичного ребё...

Как уменьшить вокализации аутичного ребёнка

Консультативный материал для педагогов и родителей работающих с детьми с РАС....

Реакции аутичного ребёнка

Консультативный материал для педагогов и родителей которые столкнулисьс проблемой РАС...

Буклет на тему " как научить аутичного ребёнка есть ложкой"

Одни из первых навыков самообслуживания, которые осваивает малыш — это умение есть ложкой и пить из чашки. Подготовку к самостоятельному приему пищи нужно начинать еще до года. Если правильно по...

Буклет «Как общаться с аутичным ребенком»

Общаясь с ребёнком необходимо убедиться в том, что Вы оказались в сфере его внимания, что он в той или иной мере готов к контакту с Вами. Вы можете обратиться к ребёнку несколько раз, прежде ч...