Роль артикуляционной гимнастики
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Климова Марина Витальевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx87.42 КБ

Предварительный просмотр:

Роль артикуляционной гимнастикиhttps://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/frame/ramki14.jpg

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности

органов артикуляционного аппарата, отработки

определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

При проведении артикуляционной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т. е. возможностью перехода от

одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/frame/ramki14.jpg

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Детям очень нравится выполнять гимнастику, делая упражнения из сказки о Веселом Язычке. Взрослый рассказывает и показывает движения – ребенок повторяет.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

«…Жил – был Веселый Язычок. (Показать язык). Был у него домик (спрятать язык в рот). Построил Язычок заборчик вокруг домика (губы в улыбке, зубы сомкнуты «заборчиком»), выглянул в окошко (высунуть язычок, подвигать в стороны в уголках рта влево - вправо), был у Язычка друг – Носик (тянемся языком к носу), он с ним поздоровался (язык вверх к носу тянем несколько раз), позвал Язычок Носик кататься на качелях-каруселях, сначала - на больших (язык вверх-вниз, тянем к носу, к подбородку), затем на маленьких (рот открыт, язык на верхнюю-на нижнюю губу). Затем Язычок решил покататься на лошадке («поцокать язычком»). Приехал к бабушке. А у бабушки были вкусные блины (широкий край языка положить

на нижнюю губу и подержать несколько секунд),

с вареньем (рот полуоткрыт, язычок облизывает верхнюю губу в одну сторону несколько раз, затем – верхнюю губу в другую сторону). Дала бабушка Язычку конфетку (рот закрыт, язык

               упирается в щеки, как будто конфетку спрятали за

                         щекой). Покушал Язычок, надо зубки почистить

                         (проводим язычком по верхним, затем по нижним

                         зубкам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения.

Информация для родителей (в прикреплённом файле)...

Роль артикуляционной гимнастики

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-логопедической работе. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики....

"Роль артикуляционной гимнастики"

Что такое артикуляционная гимнастика.Зачем нужна артикуляционная гимнастика....

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Индивидуальное открытое логопедическое занятие для педагогов Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка» Лексическая тема: «Зима»

Программные задачи:развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;продолжать работу над выработкой четких артикуляционных позиций губ и языка;улучшать координацию движений пальцев рук;вырабат...

Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи»

ЦЕЛЬ: «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка»....

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...