Родительское собрание на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи»
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Гаврилюк Екатерина Сергеевна

ЦЕЛЬ: «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_sr.gr_.2008.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

(Средняя группа)

ТЕМА: «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи».

ЦЕЛЬ: «Дать информацию родителям о том, какую роль играет артикуляционная гимнастика в развитии речи ребенка».

ЗАДАЧИ: 1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.

                   2. Дать рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

МАТЕРИАЛ: Наглядные иллюстрации для развития артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И. М. Сеченов отмечал: «… всякое ощущение по природе смешанное…к нему обязательно примешивается мимическое ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими». Следовательно, мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующих по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их особенности перестраиваться и работать координированно.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.    

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Родительское собрание на тему «Роль родителей в социально-личностном развитии детей» в средней группе.

Родительское собрание  на тему «Роль родителей в социально-личностном развитии детей» в средней группе...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»...

Родительское собрание На тему «Роль художественного творчества во всестороннем развитии детей»

Цель: Создание условий для овладения  техниками рисования родителями для совместной деятельности с детьмиЗадачи: повышать педагогическую компетентность родителей в художественно ...

Родительское собрание на тему: " Роль художественного творчества во всестороннем развитии детей"

  Цель: установление доверительных отношений между участниками образовательных отношений.Задачи:1. Обогатить теоретическими и практическими навыками родителей  воспитанников...

Родительское собрание по теме «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей в 3-4 года»

Родительское собрание по теме «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей в 3-4 года»...