Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
методическая разработка

Курасова Татьяна Николаевна

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Аленушка»

Родительское собрание на тему:

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»

Воспитатель: Курасова Т. Н.

с. Ладовская Балка

2016г.

Предварительная работа:

  • Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки;
  • Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;
  • Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;
  • Организовать чаепитие;
  • Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.

Анкета для родителей.

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать Ваше мнение о теме предстоящего собрания.

  1. Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
  2. Какие виды народного искусства вы знаете?
  3. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
  4. Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
  5. Какие русские народные промыслы вам знакомы?
  6. Поете ли вы ребенку колыбельные песни?

Спасибо за сотрудничество!

Ход собрания.

Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

(Выступление воспитателя)

     1.Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь.

Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.

      Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями.

       Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.

     2.Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.

О дружбе:

  • Птица сильна крылами, а человек друзьями.
  • Не мил свет, коли друга нет.
  • Крепкую дружбу топором не разрубишь.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Нету друга – так ищи, а нашел – так береги.
  • Дружба и братство – лучше богатства.

О природе:

  • Мороз не велик, а стоять не велит.
  • Солнце пригреет, все поспеет.
  • Первый снежок не лежок.
  • Снег на полях – хлеб в закромах.
  • Зимою шубка не шутка.
  • Лето собирает, а зима поедает.
  • Вода на лугу, сено в стогу.

О труде:

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Без трудов нет и плодов.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Делу время – потехе час.
  • Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
  • Муравей не велик, а горы копает.

    3. «Веселая мастерская»

Пока звучит русская народная музыка воспитатель и дети переодеваются в народные костюмы.

Ведущий (воспитатель):

Здравствуйте, люди добрые,

Что вы сидите, грустите,

Друг на друга не глядите?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

На скрипучей на телеге

Да на сивой лошади!

Ехал дед на хуторок,

Потерял свой коробок.

К коробу подходят дети.

1 ребенок.  

Эй, заглянем в короб тот,

Может сказка там живет.

2 ребенок.

Ой, глядите, чудеса

Тут такая красота.

Дети достают предметы и показывают родителям.

3 ребенок.

Из глины козлик в яблоках,

Собою хорош, очень пригож.

4 ребенок.

А вот олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в рогах.

5 ребенок.

А вот поднос, сам всю дорогу нес.

Не цветы, а просто диво!

Нарисованы красиво.

Маки, лютики, ромашки

Оживут из русской сказки.

6 ребенок.

Поражает всех она,

Расписная хохлома!

Все изделия выставляются на общее обозрение.

Ведущий:

Дорогие гости, сидеть без дела не годится.

Ваше старанье нам пригодится.

Закатайте рукава,

Краски, кисточки, вода-

Все для вас имеется,

Пусть никто не ленится.

     Родители вместе с детьми под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать плоские трафареты.

    После завершения оформляется выставка работ.

В группу вбегает ребенок – скоморох, в руках у него леденцы на палочках.

Ой, люди добрые,

Люди умелые,

Дайте на красоту посмотреть,

На ваши работы поглазеть.

Вот так диво, как красиво!

Заслужили вы призы,

Вам в награду за уменье

Эти чудо – леденцы!

Воспитатель приглашает детей и родителей на чаепитие. В оформлении используются самовары, вязанки сушек, к чаю подаются ватрушки и блины.

4. Чаепитие «Самовар – барин да ватрушки – подружки».

5. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста

                     Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет» ...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...