Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
методическая разработка
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Аленушка»
Родительское собрание на тему:
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Воспитатель: Курасова Т. Н.
с. Ладовская Балка
2016г.
Предварительная работа:
- Подобрать для каждой семьи русские народные пословицы и поговорки;
- Подготовить материалы для работы «Веселой мастерской»;
- Оформить групповую комнату детскими рисунками на тему «Герои русских сказок»;
- Организовать чаепитие;
- Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой.
Анкета для родителей.
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания нам необходимо знать Ваше мнение о теме предстоящего собрания.
- Считаете ли вы тему предстоящего собрания интересной и актуальной?
- Какие виды народного искусства вы знаете?
- Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки?
- Употребляете ли вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
- Какие русские народные промыслы вам знакомы?
- Поете ли вы ребенку колыбельные песни?
Спасибо за сотрудничество!
Ход собрания.
Родители приглашаются в группу, на доске обозначена тема собрания.
Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
(Выступление воспитателя)
1.Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, играющий огромную роль в развитии речи детей. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем детстве, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидя то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами перед другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это побуждает творческую активность ребенка – дошкольника, заставляет делать выводы, которые доступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, художественные ценности произведения и правильной организации последующей деятельности, сказки могут оказывать огромное воздействие на ребенка, на его речь.
Воспитатель предлагает родителям вспомнить названия народных сказок. Побеждает родитель, назвавший большее количество сказок.
Большой нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, в образной и лаконичной выражены практический опыт народа, его миропонимание всевозможные знания. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности. Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорится: «Пословица век не сломится». Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно формировать нравственные идеалы, воспитывать понимание прекрасного, плохого и хорошего, способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между противоположными, разнообразными предметами, явлениями.
Поскольку пословицы и поговорки обладают эмоциональной насыщенностью, то работа над ними предлагает одновременно интенсивную работу разума и чувств, ребенок должен приложить определенные усилия над собой в постижении сказанного, что является очень важным моментом в нравственно-эстетическом воспитании детей. Пословицы и поговорки учат детей любви к Родине, семье, уважению труда человека. Пословицы могут оказать огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка, обогащают их словарный запас. Как правило, в них, кроме хорошо видимого, существует и скрытый смысл, незаметный при первом знакомстве с ними. Чтобы понять его, надо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания.
2.Воспитатель знакомит родителей с пословицами, понятными детям, которые легки при запоминании и могут быть использованы родителями в воспитании ребенка.
О дружбе:
- Птица сильна крылами, а человек друзьями.
- Не мил свет, коли друга нет.
- Крепкую дружбу топором не разрубишь.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Старый друг лучше новых двух.
- Нету друга – так ищи, а нашел – так береги.
- Дружба и братство – лучше богатства.
О природе:
- Мороз не велик, а стоять не велит.
- Солнце пригреет, все поспеет.
- Первый снежок не лежок.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
- Зимою шубка не шутка.
- Лето собирает, а зима поедает.
- Вода на лугу, сено в стогу.
О труде:
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Без трудов нет и плодов.
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Делу время – потехе час.
- Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
- Муравей не велик, а горы копает.
3. «Веселая мастерская»
Пока звучит русская народная музыка воспитатель и дети переодеваются в народные костюмы.
Ведущий (воспитатель):
Здравствуйте, люди добрые,
Что вы сидите, грустите,
Друг на друга не глядите?
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
На скрипучей на телеге
Да на сивой лошади!
Ехал дед на хуторок,
Потерял свой коробок.
К коробу подходят дети.
1 ребенок.
Эй, заглянем в короб тот,
Может сказка там живет.
2 ребенок.
Ой, глядите, чудеса
Тут такая красота.
Дети достают предметы и показывают родителям.
3 ребенок.
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
4 ребенок.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
5 ребенок.
А вот поднос, сам всю дорогу нес.
Не цветы, а просто диво!
Нарисованы красиво.
Маки, лютики, ромашки
Оживут из русской сказки.
6 ребенок.
Поражает всех она,
Расписная хохлома!
Все изделия выставляются на общее обозрение.
Ведущий:
Дорогие гости, сидеть без дела не годится.
Ваше старанье нам пригодится.
Закатайте рукава,
Краски, кисточки, вода-
Все для вас имеется,
Пусть никто не ленится.
Родители вместе с детьми под фольклорную музыку раскрашивают дымковские игрушки, можно использовать плоские трафареты.
После завершения оформляется выставка работ.
В группу вбегает ребенок – скоморох, в руках у него леденцы на палочках.
Ой, люди добрые,
Люди умелые,
Дайте на красоту посмотреть,
На ваши работы поглазеть.
Вот так диво, как красиво!
Заслужили вы призы,
Вам в награду за уменье
Эти чудо – леденцы!
Воспитатель приглашает детей и родителей на чаепитие. В оформлении используются самовары, вязанки сушек, к чаю подаются ватрушки и блины.
4. Чаепитие «Самовар – барин да ватрушки – подружки».
5. Обмен мнениями, подведение итогов собрания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...
отчет по теме самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
в отчете довольно кратко отражена работа по теме самообразования...
План по самообразованию по теме: "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
В плане представлены мероприятия на год по данной теме....
Родительское собрание на тему: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» для родителей детей дошкольного возраста
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: пословицы, сказки, поговорки, пот...
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет» ...
Родительское собрание на тему:«Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
Родительское собрание...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...