Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Саянова Елена Вячеславовна
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobranie.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

родительского собрания в 1 младшей группе

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»

                                 Разработала:

                                                         воспитатель МБДОУ №131

                                                                      Саянова Е.В.

Дзержинск, 2018

Цель: показать значение устного народного творчества в развитии речи детей 2-3х лет.

Задачи:

1.Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

2.Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

3.Способствовать использованию родителями фольклора в развитии и воспитании детей.

Предварительная работа: Опрос родителей по теме «Фольклор в вашей семье».

Средства: выставка книг с фольклорным содержанием, выставка дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества, информационная папка «Потешки в жизни нашей группы», буклеты для родителей «Потешки для вашего малыша».

План:

1.Выступление воспитателя  о роли  устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста.

2.Конкурс для родителей « Узнай и назови» (назвать жанр фольклорного произведения по озвученному тексту)

3.Демонстрация дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества.

4.Презентация развлечения « Путешествие в сказку »

5.Презентация буклетов для родителей «Потешки для вашего малыша»

Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания  «Влияние устного народного творчества (фольклора) на развитие речи детей 2-3х лет» выбрана не случайно.

Устное народное творчество-это прекрасный речевой материал. Кроме того, детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму.

Как показал опрос на тему: «Фольклор в вашей семье» вы используете  для развития и воспитания ребенка сказки, загадки, потешки, поете своим деткам колыбельные песни.

Но существует еще много фольклорных жанров, используя которые в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.

Давайте попробуем все вместе вспомнить эти жанры, а чтобы вам было легче это сделать, я буду знакомить вас с наиболее известными произведениями устного народного творчества для детей раннего возраста.

Воспитатель зачитывает текст, родители называют жанр фольклора (если родители затрудняются с ответом, воспитатель помогает им)

«Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька

Пройди по дорожке

Топни Катя ноженькой…» (Потешка)

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

«Это кто у нас проснулся , кто так сладко потянулся?

Потягуши-потягунюшки от носочков до макушечки .

Вот так, вот так мы идём.

Вот так, вот так мы растём…» (Пестушка )

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

«Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь поливай!»  (Закличка)

 Закличка-это обращения к явлениям природы

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит- выходи!» (Считалка)
 

 Считалки – короткие стишки которыми  распределяют роли в игре .

«Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела»  (Прибаутка)
 

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история)

 «Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький» (Поговорка)

Поговорка- это образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление

«Баю- бай, баю-бай, ты собаченька не лай

Бело-лапа не скули нашу Таню не буди…» (Колыбельная)

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.

«От топота копыт пыль по полю летит» (Скороговорка)

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.

«Висит груша — нельзя скушать» (Загадка)

В загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт

А еще есть сказки, небылицы, пословицы, частушки, песни игровые и хороводные.

Кто все это сочинял неизвестно. Эти произведения устного народного творчества передаются в устной форме  из поколения в поколение. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.

 Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в «сороку», в «ладушки» или в «каравай», без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое.

 А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке сообразительность, развивают логическое мышление.

Сказки учат ребенка понимать где добро, где зло, где героизм, где трусость, где доброта, где жадность, т.е. они помогают ребенку уяснить нормы поведения. Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», « Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок».

 Предлагаю вашему вниманию выставку дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества, которые мы используем в работе с детьми.

(Родители рассматривают игры и  пособия)

Одной из эффективных форм работы по развитию речи  с использованием элементов фольклора  являются развлечения. Эта форма работы позволяет закреплять и совершенствовать знания детей в непринужденной обстановке.

Предлагаю вашему вниманию развлечение «Путешествие в сказку»

(просмотр видеофильма)

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. А чтобы вы запомнили нашу сегодняшнюю встречу, мы дарим вам буклеты «Потешки для вашего малыша», где подобраны потешки, которые вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.

Презентация буклета.

Страница 1 из 21

Страница 13 из 21

План работы с детьми первой младшей группы во время режимных моментов

с использованием фольклорного материала

 НА ПРОГУЛКЕ

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

НАБЛЮДЕНИЯ

Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ – топ – топ

– топ, Никогда не упадет.

Ай,        лады,        лады, лады,

Не        боимся        мы воды,

Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

Пышка- лепешка

В печке сидела, На нас глядела- В рот захотела!

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет

Чистая водичка умоет Саше личико,

Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке.

Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку

Синичка, синичка, Воробью сестричка. Воробей – воришка Залез в амбаришко. Клевать просо- Тупым носом.

Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Идет коза рогатая За малыми ребятами.

Ножками — топ- топ,

Глазками — хлоп- хлоп.

Кто каши не ест, Молока не пьет— Забодает, забодает!

Гу-ту-ту, гу-ту- ту,

Варю кашу круту.

Подливай молочка, Накорми казачка.

Ой ты зимушка- зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет.

Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя деточки, Ждут малолеточки.

Мальчик- пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Ой да, ой да, люленьки, Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить.

Один скажет — кашкою, Другой —

простоквашкою.

Ты, мороз, мороз, мороз.

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки

Самокаточки

Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая.

Водят мыши хоровод,

На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод.

Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Как на горке - снег, снег.

И под горкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь. Тише, тише, - не шуметь.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу.

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот взял и съел,

Потому и потолстел. Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Дубы, дубочки, пеку блиночки, Блиночки горячи, не хотят сидеть

в печи.

Блиночки румяные, с маслицем, сметаною.

Ветер-ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щелкает орешки. Поехали, поехали,

С орехами, с орехами,

К дедке по репку,

По пареньку, По сладеньку.

Курочка- тараторочка

По двору ходит, Цыпляток водит,

Хохолок раздувает, Своих деток подзывает:

— Куд-куда, куд-куда!

Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать,

Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить.

Ласточка, ласточка, Милая касаточка,        

Ты, где была?

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Погоду добывала, Несу, несу

Весну-красну!

Вот они, сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет, Наденем сапожки.

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Вот так хорошо.

Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка,

Частая походка. Рано утром встает,

Красны песенки поет.

Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала,

Этому дала, Этому дала, Этому дала. Этому не дала:

Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе ничего нет!

Иди, весна, Иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

полной снопок, Большой урожай В наш край!

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке

На одной ножке, В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг В ямку — бух!

Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы,

Глаза смелые, зубки белые.

Ой, дуду, дуду, дуду...

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла, Пастушку я отдала.

- На-ка, МИЛЫЙ

пастушок,

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит,

На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашку варить,

Сашу кашей кормить.

Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.

. Использовать потешек в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...