Главные вкладки
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
родительского собрания в 1 младшей группе
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3х лет»
Разработала:
воспитатель МБДОУ №131
Саянова Е.В.
Дзержинск, 2018
Цель: показать значение устного народного творчества в развитии речи детей 2-3х лет.
Задачи:
1.Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.
2.Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.
3.Способствовать использованию родителями фольклора в развитии и воспитании детей.
Предварительная работа: Опрос родителей по теме «Фольклор в вашей семье».
Средства: выставка книг с фольклорным содержанием, выставка дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества, информационная папка «Потешки в жизни нашей группы», буклеты для родителей «Потешки для вашего малыша».
План:
1.Выступление воспитателя о роли устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста.
2.Конкурс для родителей « Узнай и назови» (назвать жанр фольклорного произведения по озвученному тексту)
3.Демонстрация дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества.
4.Презентация развлечения « Путешествие в сказку »
5.Презентация буклетов для родителей «Потешки для вашего малыша»
Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания «Влияние устного народного творчества (фольклора) на развитие речи детей 2-3х лет» выбрана не случайно.
Устное народное творчество-это прекрасный речевой материал. Кроме того, детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму.
Как показал опрос на тему: «Фольклор в вашей семье» вы используете для развития и воспитания ребенка сказки, загадки, потешки, поете своим деткам колыбельные песни.
Но существует еще много фольклорных жанров, используя которые в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.
Давайте попробуем все вместе вспомнить эти жанры, а чтобы вам было легче это сделать, я буду знакомить вас с наиболее известными произведениями устного народного творчества для детей раннего возраста.
Воспитатель зачитывает текст, родители называют жанр фольклора (если родители затрудняются с ответом, воспитатель помогает им)
«Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька
Пройди по дорожке
Топни Катя ноженькой…» (Потешка)
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.
«Это кто у нас проснулся , кто так сладко потянулся?
Потягуши-потягунюшки от носочков до макушечки .
Вот так, вот так мы идём.
Вот так, вот так мы растём…» (Пестушка )
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
«Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь поливай!» (Закличка)
Закличка-это обращения к явлениям природы
«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит- выходи!» (Считалка)
Считалки – короткие стишки которыми распределяют роли в игре .
«Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела» (Прибаутка)
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история)
«Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький» (Поговорка)
Поговорка- это образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление
«Баю- бай, баю-бай, ты собаченька не лай
Бело-лапа не скули нашу Таню не буди…» (Колыбельная)
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка.
«От топота копыт пыль по полю летит» (Скороговорка)
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов.
«Висит груша — нельзя скушать» (Загадка)
В загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт
А еще есть сказки, небылицы, пословицы, частушки, песни игровые и хороводные.
Кто все это сочинял неизвестно. Эти произведения устного народного творчества передаются в устной форме из поколения в поколение. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны.
Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в «сороку», в «ладушки» или в «каравай», без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое.
А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке сообразительность, развивают логическое мышление.
Сказки учат ребенка понимать где добро, где зло, где героизм, где трусость, где доброта, где жадность, т.е. они помогают ребенку уяснить нормы поведения. Первые сказки, с которыми мы знакомим детей «Репка», « Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок».
Предлагаю вашему вниманию выставку дидактических игр и пособий по развитию речи с использованием устного народного творчества, которые мы используем в работе с детьми.
(Родители рассматривают игры и пособия)
Одной из эффективных форм работы по развитию речи с использованием элементов фольклора являются развлечения. Эта форма работы позволяет закреплять и совершенствовать знания детей в непринужденной обстановке.
Предлагаю вашему вниманию развлечение «Путешествие в сказку»
(просмотр видеофильма)
Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. А чтобы вы запомнили нашу сегодняшнюю встречу, мы дарим вам буклеты «Потешки для вашего малыша», где подобраны потешки, которые вы можете использовать в разных жизненных ситуациях.
Презентация буклета.
План работы с детьми первой младшей группы во время режимных моментов
с использованием фольклорного материала
НА ПРОГУЛКЕ | РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | ВО ВРЕМЯ ЕДЫ | НАБЛЮДЕНИЯ |
Уходи с дороги, кот, Наша Танечка идет. Топ – топ – топ – топ, Никогда не упадет. | Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. | Пышка- лепешка В печке сидела, На нас глядела- В рот захотела! | Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба каравай. Дождик, дождик, припусти, Дай капустке подрасти. |
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет | Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке. | Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку | Синичка, синичка, Воробью сестричка. Воробей – воришка Залез в амбаришко. Клевать просо- Тупым носом. |
Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ, топ. | Идет коза рогатая За малыми ребятами. Ножками — топ- топ, Глазками — хлоп- хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьет— Забодает, забодает! | Гу-ту-ту, гу-ту- ту, Варю кашу круту. Подливай молочка, Накорми казачка. | Ой ты зимушка- зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет. |
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя деточки, Ждут малолеточки. | Мальчик- пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. | Ой да, ой да, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем Ванюшу накормить. Один скажет — кашкою, Другой — простоквашкою. | Ты, мороз, мороз, мороз. Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки — Самокаточки |
Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая, Маша чернобровая. | Водят мыши хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. | Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки! | Как на горке - снег, снег. И под горкой - снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише, - не шуметь. |
Завяжи потуже шарф, Буду делать снежный шар. Я шар покачу, Гулять хочу. | Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну а этот взял и съел, Потому и потолстел. Бабушка очки надела И внучонка разглядела. | Дубы, дубочки, пеку блиночки, Блиночки горячи, не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные, с маслицем, сметаною. | Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. |
Чики – чики – чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня на тележке Щелкает орешки. Поехали, поехали, С орехами, с орехами, К дедке по репку, По пареньку, По сладеньку. | Курочка- тараторочка По двору ходит, Цыпляток водит, Хохолок раздувает, Своих деток подзывает: — Куд-куда, куд-куда! | Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить. | Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты, где была? Ты с чем пришла? За морем бывала, Погоду добывала, Несу, несу Весну-красну! |
Вот они, сапожки: Этот — с левой ножки, Этот — с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки. Этот — с правой ножки, Этот — с левой ножки. Вот так хорошо. | Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет. | Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала. Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил - Тебе ничего нет! | Иди, весна, Иди, красна, Принеси ржаной колосок, полной снопок, Большой урожай В наш край! |
Еду, еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам. Все прямо и прямо, А потом вдруг В ямку — бух! | Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивительной красы, Глаза смелые, зубки белые. | Ой, дуду, дуду, дуду... Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - На-ка, МИЛЫЙ пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашку варить, Сашу кашей кормить. | Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще. |
. Использовать потешек в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...
Актуальная тема самообразования...
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развит...

Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...