Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ракевич Елена Петровна

Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение. 

Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.

На базе (нашего детского сада) МБДОУ детский сад № 31  делаются  первые шаги в создании системы ранней помощи детям с ОВЗ. Специалистами нашего детского сада проводится работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ.  Актуальной для нас эта проблема стала в связи с деятельностью на базе нашего сада «Центра игровой поддержки  ребенка от  1.5 года до 3 лет.  

С 2011 года на базе нашего детского сада  создан Центр Игровой поддержки ребенка (ЦИПР) для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения. 

Деятельность ЦИПР  представляет собой вариативную  форму дошкольного образования для детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Это повзоляет нам осуществлять взаимодействие семейного и общественного воспитания детей от 1.5 года до 3 лет, создать единое образовательное пространство.

Целью нашей работы в ЦИПРе является адаптация детей раннего возраста к социуму, и гармонизация детско-родительских отношений.  В ходе работы мы заметили, что  к нам чаще стали поступать дети имеющими проблемы в развитии, отклонения от  возрастной нормы. И перед нами стала необходимость внести дополнения в нашу работу. Таким образом в ЦИПРе появилось еще один блок работы: работа с детьми раннего возраста имеющими отклонения в развитии.

Сейчас мы уделяем особое внимание выявлению, профилактике и коррекции имеющихся у детей отклонений.

Цель этой работы является оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития.

Мы поставили перед собой задачи:

  • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
  • Оказание комплексной помощи детям группы риска и детям с выявленными отклонениями в развитии.
  • Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
  • Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

 

Выделили для себя три основных направления деятельности:

1. Консультативно-диагностическое

2. Коррекционно-развивающее

3. Информационно-методическое

  1. Консультативно-диагностическое направление

Задачи этого направления представлены на слайде.

· определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

· максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

· анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

· консультирование родителей по вопросам;

· обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

· реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

· создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

· консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

На этапе осуществления работы по первому направлению мы проводим диагностику, включающую в себя наблюдение, диагностику НПР детей, беседы с родителями. На этом этапе мы уточняем трудности, выявляем отклонения в развитии.

На всех этапах работы самым главным условием является тесное, эффективное взаимодействие с родителями.

Сотрудничество с родителями – непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей коррекции.

Наш опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.

Работа с родителями осуществляется как в групповой форме так и в индивидуальном порядке.

На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.  

В работе с родителями я использую анкеты, с помощью которых можно было более полно узнать о семье, о взаимоотношениях в семье и много другой информации.  Также были использованы тематические опросники, проективные рисунки, что помогает выстраивать свою работу с семьей.

Также у нас проводятся  Дни открытых дверей  родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Совместно с родителями, в течение года реализуются краткосрочные проекты, выставки, праздники, круглые столы, тренинги.

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашем детском саду  является родительский клуб «Вместе в жизнь», которые проводятся в активных формах с участием педагогов. На таких собраниях тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

Клуб  строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, людей объединяют общие проблемы  и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье. Целью клуба является психологическая поддержка родителей, формирование адекватного отношения к ребенку с нарушениями развития, ознакомление с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с «особым» ребенком. 

Рекомендации, обсуждаемые на заседаниях клуба, собираются и помещаются в тематических буклетах, которые мы раздаем родителям. А также вся информация размещается в группе в социальной сети. Также специалисты детского сада  проводят  по скайпу онлайн  консультации. 

Итогом занятий родительского клуба стало снижение уровня тревожности у родителей по отношению к своему ребенку «на данный момент» (мой ребенок сегодня) и при восприятии ребенка в будущем.

Работа с родителями позволила улучшить сотрудничество взрослых и детей. Эмоциональная близость и сотрудничество способствует налаживанию лучшего взаимопонимания и формирования чувства МЫ.

Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему.

А далее мы начинаем консультативно-коррекционную работу. И здесь особое значение имеет эффективное взаимодействие с родителями.

   2. Коррекционно-развивающее направление

Задачи на данном направлении представлены на слайде.

· разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

· обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

· проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

Для осуществления коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда.  Оборудован кабинет, для проведения занятий, оснащенный дидактическими играми и пособиями, наглядными материалами.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в нашем детском саду создана и оформлена сенсорная комната.  Сенсорная  комната является многофункциональным комплексом, наполненным различного рода стимуляторами, которые делятся на  основные блоки.

Развивающий блок предназначен для проведения диагностических процедур, развивающих занятий. В зоне активизирующего блока используются различные игры с зеркалом, напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.

Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствуют развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.

Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.) Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы,  развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.

Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, крупы и др.)  способствуют развитию творческого воображения, развивают слуховые анализаторы.

В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

Оснащение игровой комнаты позволяет использовать в работе элементы арт-терапии: психологическая песочница и набор мелких фигур для песка, световой стол для рисования сыпучими материалами (песок, манка), разнообразные средства для проективного рисунка, музыкальный центр и записи музыкальных произведений. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в работе могут также использоваться  игровая терапия, телесно-ориентированная  терапия .

Занятия за световым столом дают возможность  развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук. 

Необыкновенно приятный на ощупь песок и его текучие свойства дают возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение.

Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Также на световом столе (за счет светодиодной подсветки) идет гармонизация цветом: в работе с гиперактивными детьми используется синий - успокаивающий цвет, с более пассивными детьми используется красный - активный цвет.

При организации обучающих коррекционных занятий мы исходим из возможностей ребенка: предлагаемое задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

В групповых помещениях оборудованы уголки, зоны, для организации различных видов деятельности детей.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся совместно с родителями,  с детьми, имеющими близкий уровень развития.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом

Очевидно, что для успешной коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого. В комплексном сопровождении развития ребенка педагог также  является одним из главных «сопровождающих», так как именно он реализует рекомендации специалистов повседневной работе с ребенком, а поэтому от профессионального взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность системы сопровождения детей с ОВЗ.

На практике педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации режимных моментов, коррекционной работы с детьми. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

  1. Информационно-методическое направление:

· информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.

· информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

· создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

· повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

Заключение

Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка

Подводя итоги нашей деятельности, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. т.е., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rakevich_e.p._mbdou_31_2.pptx832.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийская конференция РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития Подготовила педагог-психолог МБДОУ д/с № 31 г. Североморска Ракевич Елена Петровна Круглый стол « Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста»

Слайд 2

Цель – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями. Задачи: Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста. Оказание комплексной помощи детям группы риска и детям с выявленными отклонениями в развитии. Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми. Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

Слайд 3

Направления деятельности : 1. Консультативно-диагностическое 2 . Коррекционно-развивающее 3 . Информационно-методическое

Слайд 4

определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста; максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка; анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка; консультирование родителей по вопросам; обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений; реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста. Консультативно – диагностическое направление:

Слайд 5

разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами ДОО совместно с родителями ребенка; обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста. Коррекционно-развивающее направление:

Слайд 6

информирование родителей об услугах, предоставляемых специалистами ДОО по оказанию ранней психолого-педагогической помощи, в т.ч . в СМИ. создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста; повышение квалификации педагогов групп раннего возраста. Информационно-методическое направление:

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

Психолого-педагогическая сущность адаптации детей раннего возраста

В данном материале говорится опонятии "адаптация", о задачах,  сущности адаптации, о проблемах адаптации, ......

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В презентации представлен материал, посвященный проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От с...