Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
статья на тему

 

 

 

 

 

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изоляции от сверстников. Мимолетные встречи во дворе и парке, где гуляет ребенок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятные условия для нормальной социализации ребенка и становления доброжелательного отношения к другим детям и взрослым.

В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком детского учреждения, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе основной общеобразовательной программы, а также в основе заботы профессиональных педагогов и воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspech_2_yanvar.odt215.77 КБ

Предварительный просмотр:


Программа психолого-педагогического просвещения родителей

детей раннего возраста

 «Счастливый малыш»

Пояснительная записка

На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности  первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. В раннем возрасте складываются такие ключевые качества, как познавательная активность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей), следует искать в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляют существенные трудности и требуют больших затрат, чем их предотвращение.

Современный родители должны владеть знаниями об особенностях  раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изоляции от сверстников. Мимолетные встречи во дворе и парке, где гуляет ребенок, при отсутствии психолого-педагогического сопровождения, конечно же, не могут создать благоприятные условия для нормальной социализации ребенка и становления доброжелательного отношения к другим детям и взрослым.

В этой связи целесообразным и эффективным может быть посещение ребенком детского учреждения, где сохранение здоровья и его психическое развитие лежат в основе  основной общеобразовательной  программы, а также в основе заботы профессиональных педагогов и воспитателей.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития дошкольников, а также взаимодействия с родителями.  

 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения  с семьями детей для успешной реализации  основной общеобразовательной программы ДОУ. Государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирования родителей, должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования, что сможет обеспечить  эффективность деятельности родителей как воспитателей, повысить уровень их психолого-педагогических знаний, личностной зрелости и компетентности, может способствовать успешному освоению дошкольниками  общеобразовательной  программы детского сада.

Актуальность.

Социально-экономическое переустройство общества, происходящее в нашей стране, повлекло за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могло не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. Одной из особенностей современного  ритма жизни является то, что родители вынуждены отдавать ребенка в детский сад в раннем возрасте. В связи с этим увеличивается количество групп для детей раннего возраста, рассматривается возможность возвращения к тому периоду, когда в детский сад ребенка отдавали в возрасте до 1 года.

В возрасте от года до трех лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению часто проходит болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.

Анализ практики оказания помощи семьям в адаптации детей раннего возраста к посещению детского сада показывает, что большинство типичных проблем, связанных с этим периодом, может быть снято путем установления с родителями отношений диалога и партнерства.

Кроме того ранний возраст – это сенситивный период для развития речи ребенка. Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память. Поэтому задержка речевого развития ребенка от двух до трех лет является одной их наиболее важных проблем  его развития. По последним данным, задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержку речевого развития (ЗРР) диагностируют у детей до трёх лет. Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня. Ранняя профилактика ЗРР, а как следствие ОНР, одно из направлений нашей работы по психолого-педагогическому просвещению семьи.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда и других педагогов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьей является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей  базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.

        Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

В рамках данной программы восполняется недостаток практических знаний эффективного взаимодействия родителей с ребенком раннего возраста. Каждая новая информация порождает изменения в сознании родителей, способствует изменению их поведения, образа жизни семьи, а это напрямую влияет на поведение и развитие ребенка. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Они быстро заряжаются сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражают их действиям.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей раннего возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.


Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Счастливый малыш» направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, а также информационно-просветительскую деятельность с родителями (законными представителями)  детей раннего возраста.

Программа предусматривает консультации педагога-психолога, учителя-логопеда и других педагогов с родителями детей раннего возраста,  формирование положительных детско-родительских отношений и  совершенствование навыков общения, включает в себя лекции, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации, релаксационные упражнения и т.д.

Цель программы: создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, через освоение системы психолого-педагогических знаний, направленных на полноценное всестороннее развитие и раннюю социализацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка раннего возраста по основным направлениям (коммуникативному, познавательному, социальному, физическому, художественному), закономерностях и принципах воспитания и обучения;

2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей детей раннего возраста.

3. Повышать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

4. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми. Улучшение рефлексии взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия.

5. Стимулировать личностный рост, повышение социальной и психологической компетентности родителей.

6. Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Реализация программы рассчитана на один учебный год, содержание реализуется через подпрограммы, место реализации программы – МБДОУ детский сад № 7 «Золотая рыбка».

Участники программы:

- педагоги ДОУ;

- родители (законные представители) воспитанников детского сада № 7 «Золотая рыбка» групп для детей от 1,5 до 3 лет;

- родители детей раннего возраста, посещающих платную образовательную услугу «Развитие творческих способностей детей раннего возраста, не посещающих ДОУ»

- родители (законные представители) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

 Предполагаемые результаты по реализации программы:

1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

2. Осознанные отношения родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Повышение физического и психического уровня здоровья детей.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками психолого-педагогического процесса, можно не только решить многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, сформировать детско-родительские отношения и создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях, но и успешно преодолеть незначительные нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у детей раннего возраста.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед.

Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровню родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации программы, мониторинга адаптационного процесса  в ДОУ.

Каждая подпрограмма включает в себя три блока:

I блок. Информационно-просветительский.

II блок. Эффективное сотрудничество специалистов детского сада и семьи.

III блок. Консультативно-профилактический.

Подпрограмма

«Как, зачем и почему?»

(в рамках работы консультативного пункта).

Участники:

- педагоги ДОУ;

- родители (законные представители) детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

Подпрограмма предназначена для родителей, заинтересованных в получении информации и успешном развитии ребенка в соответствии с возрастом.

Консультативный пункт для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения,  является одной из первых ступеней адаптационной модели нашего детского сада.

Цель – создание условий для развития личностной зрелости психолого-педагогической культуры родителей детей раннего возраста.

Задачи:

1. Оказывать консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбору игровых средств и оборудования.

2. Вооружить родителей необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями для создания воспитательно-образовательной среды в семье.

3. Способствовать  повышению уровня всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

  1. Обучить родителей способам применения игровых средств и оборудования.

5. Повышать ответственность родителей за процесс воспитания, а также развитие у них умения самостоятельно решать проблемные ситуации.

6. Обеспечить условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении роли успешного родителя.

Основные направления работы Консультативного пункта:

  1. Консультирование родителей детей от 1,5 до 3 лет по различным вопросам развития, воспитания и обучения.
  2. Диагностика  нервно-психического развития детей раннего возраста по запросу родителей.

Содержание блока направлено на оказание психолого-педагогической помощи в вопросах воспитания и развития ребенка и организации совместной деятельности родителей и детей  в условиях семейного воспитания.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

1. Сформированность активной позиции родителей, помогающая им раскрыть потенциальные образовательные возможности в вопросах воспитания, развития и сохранности здоровья своих детей.

2. Повышение степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

  1. Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом детского сада.
  2. Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.

Организация деятельности

«КАК, ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?»

Встречи проводятся в музыкальном зале, кабинете педагога-психолога и учителя-логопеда.

Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.


Содержание психолого-педагогической работы

 по реализации подпрограммы

«Вместе с мамой, вместе с папой»

Участники:

- педагоги ДОУ;

- родители детей раннего возраста, посещающих платную образовательную услугу «Развитие творческих способностей детей раннего возраста, не посещающих ДОУ».

Цель: создание необходимых условий для активной, совместной, педагогически эффективной деятельности  родителей по проведению успешной адаптации детей детскому саду и педагогам ДОУ.

Задачи:

  1. Формировать компетентность родителей об особенностях ребенка раннего возраста, закономерностях  его развития, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний.
  2. Повышать образовательный уровень семьи через привлечение к процессу воспитания ребенка в детском саду, формировать навыки бесконфликтного детско-родительского общения.
  3. Научить новым приемам взаимодействия с ребенком, совместным играм, прогулкам и т.д.
  4. Активизировать родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом.

Сотворчество и сотрудничество  педагога, ребёнка и родителя вот главные составляющие для планомерной и продуктивной деятельности разработанной и реализуемой модели, которая объединяет все направления инновационной деятельности. Специально организованная среда обеспечивает оптимальный уровень формирования познавательных интересов детей, развития компетентности педагогов  и совершенствование организуемых форм взаимодействия с семьями воспитанников.

 

Для определения проблематики, постановки целей на ближайший цикл занятий родителям предлагаются анкеты и опросы. В организации практических занятий участвуют сами родители и педагоги ДОУ.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

1. Установление тесного контакта взаимопонимания с семьей, направленность родителей на активное взаимодействие.

2. Ранняя социализация и всестороннее развитие малышей.

3. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждения и преодоления возможных трудностей.

4. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитания и сохранности здоровья ребенка раннего возраста.


Подпрограмма «Дружная у нас в саду семейка»»

Участники:

- педагоги ДОУ;

- родители (законные представители) воспитанников детского сада № 7 «Золотая рыбка» групп для детей от 1,5 до 3 лет.

Цель: создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей с учетом ФГОС к основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения.

Ведущая задача: обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка и его всестороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей и темпов индивидуального развития в семье и детском саду.

Основными задачами реализации блока являются: обеспечение необходимой информацией родителей по внедрению основной общеобразовательной программы; повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах совместной деятельности детей и взрослых.

Формы взаимодействия с родителями:

-индивидуальные беседы, подгрупповое и индивидуальное консультирование, родительские собрания, направленные на ознакомление родителей с содержанием образовательной работы  в группе для детей раннего возраста, тренинги, способствующие улучшению взаимопонимания в семье,

-деловые игры, тематические встречи специалистов с родителями; совместные детско-родительские проекты, детско-родительские конкурсы сочинения «Мой ребенок!», открытые просмотры образовательной деятельности, совместные досуги, развлечения, совместные прогулки

- дни открытых дверей направленные на ознакомление с условиями, созданными для детей в детском саду, с организацией воспитательно-образовательной работы, режима пребывании в детском саду;

- информационные формы работы: стенды,  сменные выставки с фотоматериалами различных планов,  раскрывающие содержание основных вопросов в линиях развития детей, включенных в программу; газета для родителей «Счастливый ребенок», памятки с рекомендациями по созданию условий в домашней среде для успешного личностного развития ребенка, информационные буклеты;

-опросы для  определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников и выявления мнения о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, удовлетворенности  эффективностью мероприятий;

-учитывая занятость родителей, планируем использовать и такие формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». При этом любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Данный блок ориентирован на совместную деятельность детей и родителей в рамках  взаимодействия со специалистами детского сада с целью успешного формирования интегративных качеств воспитанников, расширение поля позитивного общения в семье. Для реализации данного блока выдвигается задача, связанная с привлечением родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе как равноответственных  и равноправных за результат освоения программы.


Предполагаемые результаты реализации  программы

«Счастливый малыш»

Инновационные формы работы с семьей, в период введения ФГОС, способствуют повышению разъяснительной и просветительской деятельности в работе с родителями в рамках психолого-педагогического просвещения, ориентировали на сближение воспитательно-образовательных позиций и взглядов родителей и педагогов, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. 

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, результаты которого дадут возможность воспитанникам значительно улучшить показатели освоения содержания и задач образовательных областей программы.

Активное  сотрудничество родителей с педагогами, включение в различные формы совместной работы.

Практические материалы: альбомы советов для родителей, дидактические материалы по оздоровлению и развитию ребенка, дидактические пособия и пакет рекомендаций по организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и художественно-продуктивной деятельности детей. 

Повышение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, активное обсуждение тем на форуме сайта детского сада.

Активное использование педагогами в работе новых технологий, учитывая запрос, интересы и заинтересованность родителей. 


Приложение

1. Учебно-тематический план.

2. Рекомендуемая литература для родителей по ознакомлению с особенностями развития  и воспитания детей  раннего возраста.        

3.  Инструментарий для анкетирования и опроса родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Психолого-педагогический тренинг для родителей детей раннего возраста

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...