РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
методическая разработка (младшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психолого-педагогическое сопровождение
процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года
к условиям ДОУ»
Автор:
воспитатель Александрова Л.А.
Дата начала: 01.08.2019 г.
Дата окончания: 29.05.2020 г.
г.о. Отрадный
2019-2020 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего дошкольного возраста 2 – 3 лет
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ
2.2 Этапы работы по программе
2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы
по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
2.5 Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 План работы 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период
3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата» на 2019 –
2020 уч. г.
Список литературы
Приложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_rp.doc | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОТРАДНЫЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.
Структурное подразделение детский сад № 9
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор ГБОУ ООШ № 4
протокол №_________ __________ А.В. Касатиков
от «__» _________ 2019 г. приказ № ______
от «__» _________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Психолого-педагогическое сопровождение
процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года
к условиям ДОУ»
Автор:
воспитатель Александрова Л.А.
Дата начала: 01.08.2019 г.
Дата окончания: 29.05.2020 г.
г.о. Отрадный
2019-2020 уч.г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего дошкольного возраста 2 – 3 лет
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ
2.2 Этапы работы по программе
2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы
по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
2.5 Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 План работы 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период
3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата» на 2019 –
2020 уч. г.
Список литературы
Приложения
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Актуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Цель этого процесса – адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это полезно для здоровья и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад – это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
С поступлением ребенка 2-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и, как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненным. Воспитателями группы Александровой Л.А., Трифоновой Е.И. был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «В детский сад хожу без слез».
Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данные документы определяют направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития.
Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
В связи с этим актуальным является осуществление целенаправленной организации процесса привыкания детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния.
Решение вышеупомянутого вопроса легло в основу разработки программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к ДОУ.
1.2 Цель и задачи основной образовательной программы
Данная рабочая программа определяет содержание и организацию деятельности психолого-педагогической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста (2 – 3 лет) в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Целью программы является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей.
Основной задачей психологического сопровождения детей в период адаптации является сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях путем оптимальной организации педагогического процесса через:
- создание благоприятного психологического климата в группе детей;
- формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности;
- формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым;
- помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей;
- помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, с сотрудниками детского сада.
Данная рабочая программа разработана с учетом основных требований к организации и содержанию службы практической психологии в образовании, возрастных особенностях детей и реализуется посредством основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также в соответствие со следующими нормативными документами:
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее - СанПиН).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Уставом ГБОУ ООШ № 4.
- Лицензией на образовательную деятельность.
- Принципы и подходы к формированию программы
Концептуальной основой программы являются следующие принципы:
- Принцип гуманизма как основополагающий – предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых. Требования должны посильными и развивающими.
- Принцип природосообразности и индивидуализации – предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
- Принцип развития – предполагает, что смысл адаптационного процесса состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка с взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Таким образом, приспособительной концепции адаптации противостоит конструирующая концепция.
- Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком – предполагает, что взрослые овладевают методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
- Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения – акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских отношений «семья – дошкольное учреждение».
- Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста 2 – 3 лет
Второй год жизни характеризуется предметной ведущей деятельностью детей, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Для ребенка этого возраста характерна ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном исследовательском стремлении, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничестве с взрослым. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать культурно-фиксированными действиями с предметами. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и др.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
В общении с взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
Взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия.
Ребенок раннего возраста очень чувствителен к оценке взрослого. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой – усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
Ребенок использует достаточно богатый репертуар коммуникативных средств. К ним относятся экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные жесты (ребенок смотрит взрослому в глаза, улыбается, смеется или сердится, принимает позу, выражающую просьбу взять его на руки, показывает на предметы); предметные действия, такие, как вкладывание игрушки в руку взрослого, обмен игрушками, совместные действия; предречевые вокализации, среди которых основное место занимает лепет. Основной характеристикой речи на этом этапе остается понимание ребенком речи взрослых.
Активная речь появляется в 1,5 года. Это период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. На протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка с взрослым все больше начинает опосредствоваться словом. К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.
Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка – процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.
Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка с взрослым остается прежней – ситуативно-деловой. Это общение, как и на предыдущем этапе, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве с взрослым. В то же время на этом этапе возрастного развития в общении ребенка с взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи.
Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение все более становится, не только предметно-действенным, но и речевым. Дети все чаще обращаются к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимают речь взрослого. Развитие активной и пассивной речи на третьем году жизни является важным показателем психического развития ребенка. Речь в этом возрасте включена в общение; она формируется и развивается, прежде всего, как средство общения с взрослым.
На третьем году жизни предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребенка, но приобретает новые черты. Ребенок становится все более самостоятельным и умелым. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает назначение бытовых предметов (ложки, щетки, расчески и др.) и хорошо умеет пользоваться ими.
Во второй половине раннего возраста существенно возрастает познавательная активность ребенка. Познавательная активность и предметная деятельность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса.
Познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интересе к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. Ее отличительной чертой на третьем году жизни является настойчивое стремление к достижению результата, что побуждает ребенка обращаться за помощью к взрослому и более внимательно, чем раньше, следовать его инструкциям и пояснениям.
К концу раннего детства для ребенка становится значимым не только процесс действия, но и его результат. С середины третьего года жизни ребенок ставит цели, достижение которых соответствует значимому, общепринятому результату, например, правильно сложить пирамидку, сделать домик из кубиков в соответствии с образцом и пр. Важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходном замыслом. С возникновением этой способности ребенок обретает такое важное личностное качество, как самостоятельность, т.е. способность без внешних побудителей инициировать, исполнять и оценивать свои действия.
Самостоятельно и правильно выполненное действие доставляет ребенку огромное удовольствие, дает чувство собственной компетентности и независимости. Именно в этом возрасте ребенок начинает произносить известную фразу «я сам» и ограничивать участие взрослых в своих делах. Однако, несмотря на относительную самостоятельность, ребенок испытывает потребность в одобрении собственных действий, в подтверждении их правильности и успешности со стороны взрослого.
Все большее значение в развитии предметной деятельности начинает приобретать речь. Ребенок все чаще комментирует свои действия, обращается ко взрослому с вопросами и просьбами, что помогает ему лучше регулировать свою деятельность.
На третьем году жизни углубляется дифференциация предметно-познавательной и игровой деятельностей, которая лишь намечалась на предыдущем этапе. Если предметно-познавательная деятельность осуществляется как познание и усвоение определенных, культурно-нормированных действий со знакомыми и малознакомыми предметами, то игровая – предполагает элементы творчества и становление игровых замещений.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
После внедрения Программы адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» будет проведен анализ уровня адаптации, который определит в числовом значении высокий, средний и низкий уровни адаптации.
По результатам проведённого анализа можно сделать вывод об успешности проведения периода адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в 2019 – 2020 учебном году.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса адаптации к ДОУ
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия.
Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом.
Новые условия, характеризующие ДОУ, объединяются в три группы:
- Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым:
- знакомство с новым взрослым и необходимость выполнять его требования;
- очень активные, неожиданные или незнакомые ребенку действия взрослого, адресованные ребенку или выполняемые поблизости от него;
- жесткая регламентация условий выполнения задач;
- изменение ситуации общения с взрослым, когда ребенок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы;
- поощрение и порицание взрослым действий;
- ограничение времени на выполнение действий, в том числе бытовых.
2. Условия, связанные с новой организацией среды:
- выход за пределы знакомого помещения;
- необходимость действовать самостоятельно в организованной свободной деятельности.
3. Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками:
- встреча с коллективом ровесников;
- необходимость осуществлять все процессы жизнедеятельности вместе с другими детьми;
- наличие у ровесников незнакомых ребенку форм поведения в типичных ситуациях.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
- особенности обменных процессов;
- тип нервной системы и темперамента;
- тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Утрата многих традиций семейного воспитания привела к тому, что у многих детей, поступающих в ДОУ, не формируются в соответствии с возрастом навыки самообслуживания и общения. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. А общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.
Тяжело протекает адаптация также в том случае, если она неправильно организована:
- не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребенка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике;
- процесс адаптации ускоряется взрослыми;
- неправильно оценивается процесс привыкания ребенка к новым условиям.
Проявления дезадаптации зависят от типа нервной системы ребенка (Е.И. Морозова). У возбудимых, расторможенных детей первый этап адаптации является негативистическим. Их поведение характеризуется острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации.
Однако при неверной оценке поведенческих реакций ребенка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое деструктивное поведение ребенка может привести к формированию патологических черт характера.
У тормозимых, боязливых детей первым является депрессивный этап. Активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В ДОУ дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создает ложное впечатление хорошей адаптации. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игры. Не наблюдается экспрессивных проявлений, недовольства. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате. Возникают навязчивые движения, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери, предпочтение тактильного контакта в общении сл взрослым всем остальным формам общения.
Второй этап получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер. На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления, что выражается в нарастании тревожности, сензитивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении – приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии и негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «болезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с ДОУ, ситуации.
Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют следующие критерии:
- положительный эмоциональный фон;
- продуктивность действий в новых условиях;
- гибкость реакций на изменение привычной ситуации;
- инициативность в контактах с взрослым, сверстником;
- организованность поведения, отсутствие дискомфорта при выполнении режима дня, бытовых процессов;
- наличие самостоятельной деятельности по интересам.
Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, в пище и пр.), так и социальных (в доверительных контактах и сотрудничестве с взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.
2.2 Этапы работы по программе
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по программе осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки.
Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов.
Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, консультирование педагогов и совместный анализ адаптированности детей к ДОУ, с внесением корректив в процесс адаптации, анализ проделанной работы.
2.3 Содержание деятельности воспитателей и педагога-психолога на основных этапах работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
I этап: подготовительный | |||
август | – совместное участие адми-нистрации ДОО, педагога-психолога и воспитателей, принимающих детей, в сос-тавлении подвижного гра-фика поступления детей в группу; – разработка мер психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации на основе выявленных индиви-дуальных особенностей; – составление психолого-педагогического заключе-ния по итогам первого этапа | – психолого-педагоги-ческое просвещение:
| – психолого-педагогическое просвещение:
- информационный обмен;
|
II этап: основной | |||
август – октябрь | – систематические наблюде-ния за поведением детей в ходе адаптационного про-цесса; – осуществление текущей диагностики хода адаптаци-онного процесса: заполне-ние листов адаптации (Приложение 4); – конкретизация группы адаптации ребенка; – корректировка мер психо-лого-педагогического сопро-вождения; – разнообразная индивиду-альная совместная деятель-ность с детьми «группы риска» с целью торможения негативных эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к новым взрослым и сверстникам; – реализация системы груп-повых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряже-ния, формирование благо-приятного психологического климата в адаптационных группах |
|
|
III этап: заключительный | |||
ноябрь | – наблюдение за эмоцио-нальным состоянием детей, их включенности в воспи-тательно-образовательный процесс ДОУ; – анализ течения процесса адаптации детей ДОУ (дан-ные «Листов адаптации») с целью принятия решения о завершении адаптационного процесса; – анализ причин эмоцио-нального неблагополучия и затруднений вхождения в воспитательно-образователь-ный процесс ДОУ отдель-ных детей; – разработка мер индивиду-альной помощи дезадапти-рованным детям |
|
|
2.4 Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в два этапа.
1 этап – первичная диагностика
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Методы:
1) анкетирование родителей
Анкетирование проводится по двум направлениям.
Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.
Анкета «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ» (приложение 1) направлена на определение индивидуальных особенностей развития ребенка, его привычек и степень социализации до поступления в ДОУ. Вопросы предусматривают ответы в балловой системе, по результатам которой подсчитывается общее количество баллов, характеризующее степень адаптации.
Анкета №1 «Давайте познакомимся» (приложение 2)
Вопросы в анкете характеризуют следующие особенности ребенка:
1 группа – психофизиологические;
2 группа – социально-психологические;
3 группа – стереотипы в общении с взрослым;
Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.
Выявленные в результате анкетирования индивидуальные особенности ребенка позволяют составить его целостный психологический портрет, а также ориентировочно выявить возможные факторы дезадаптации.
2) данные анкетирования дополняются по необходимости беседой с родителями.
Задачи первой встречи с семьей:
- выявить особенности семейного воспитания;
- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
- прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
- дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада.
Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни» (см. приложение 3), определяется прогноз на течение адаптации
2 этап – текущая диагностика
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ (см. приложение 4).
Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:
- беспричинный плач;
- двигательное возбуждение;
- отсутствие самостоятельной активности;
- навязчивые движения или действия;
- вредные привычки;
- нарушения тактильных контактов с взрослым.
Результат: в конце первого месяца выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.
3 этап – итоговая диагностика
Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.
Метод: наблюдение
Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.
Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.
2.5 Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.
Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.
Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей;
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Примерное перспективное планирование занятий
по профилактике дезадаптации детей 2-3 лет
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Материалы |
1 | «Божья коровка» |
| игрушка божья коровка, большие и маленькие ма-шинки, матрешки, куклы, кубики и т.п. |
2 | «Листопад» |
| большой зонт; колонка, флэшка с записями шума дождя, медленной спо-койной музыки; два кле-новых листа для каждого ребенка |
3 | «Мячик» |
| большой мяч; матерча-тый мешочек, маленькие пластмассовые мяч и ку-бик, соразмерные по ве-личине |
4 | «Прогулка в осенний лес» |
| картина «Осенний лес»; игрушка ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый клено-вые листья для каждого ребенка; красная, желтая и зеленая корзинки |
5 | «Веселый Петрушка» |
| игрушка (кукла бибабо) Петрушка; игрушка па-ровозик, с привязанной длинной лентой; белье-вая прищепка синего цвета для каждого маль-чика; бельевая прищеп-ка желтого цвета для каждой девочки; обруч, с привязанными лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кук-ла для каждого ребенка |
6 | «Мячики» |
| большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); колонка, флэшка с за-писью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии |
7 | «Зайка» |
| мягкие игрушки: заяц и лиса; колонка, флэшка с записью веселой плясо-вой музыки; матерчатый мешочек с набором плас-тиковых овощей |
8 | «Мыльные пузыри» |
| набор для выдувания мыльных пузырей; ко-лонка, флэшка с записью плавной мелодии; мячи; мячи для подскоков (хоппы) |
9 | «Мишка» |
| игрушка медвежонок; ко-лонка, флэшка с записью пения птиц |
10 | «Непослуш-ные мышата» |
| игрушечная мышка; розовый и черный косме-тические карандаши; большие игрушечные ча-сы; колонка, флэшка с запи-сью плясовой музыки |
11 | «Колобок» |
| куклы бибабо-персонажи сказки «Колобок»; матер-чатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ре-бенка); дидактич. набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине) |
12 | «Котята» |
| ноутбук, запись «Голоса животных и птиц»; жел-тые, красные, синие, зе-леные бабочки размером с детскую ладошку по количеству детей; игруш-ки или предметные кар-тинки желтого, красного, синего и зеленого цвета |
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.
Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми, как психологом, так и воспитателем.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.);
- «Поймай солнечного зайчика»;
- игры с воздушными шарами;
- использование во время занятий элементов арт-терапии дети рисуют разными способами (традиционными и нетрадиционными – пальчиками, ладошками, что помогает снять тревожность и отвлечь от переживаний);
- игры с водой, песком, крупами, пальчиковые игры, лепка, музыкотерапия, элементы сказкотерапии.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 План работы в 1 младшей группы «Малышата» в адаптационный период
Работа с родителями
месяц | тема | форма работы |
август | «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду». «Мама, не уходи! или В детский сад без слез». «Адаптация детей в детском саду, адаптационный период». Знакомство родителей с особенностями адаптации детей, задачами воспитания и обучения на год. | Вводное родительское собрание Анкетирование родителей Консультации, наглядная инфор-мация по адаптации, папки-пере-движки на странице сайта детского сада и в группе детского сада |
сентябрь | Все о воспитании. Сообщение на тему «Разный темперамент – разная эмоциональность». Подведение итогов по адаптации детей и родителей. Выбор родительского комитета. | Памятки родителям. Беседы с родителями. Круглый стол. Родительская гостиная «Мы – ВМЕСТЕ!» |
1. Знакомство с группой 2. Ознакомление с условиями пребывания детей в детском саду:
3. Социальное и медицинское анкетирование 4. Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение:
5. Посещение родителями прогулок с детьми 6. Анкетирование родителей по определению готовности поступления ребенка в детский сад |
Работа с детьми
Содержание | Форма работы | |
1. | Знакомство детей с дет-ским садом, друг с другом | Знакомство-беседа с родителями и ребенком. Знакомство с группой, игрушками. Заполнение адаптационных листов. Рассматривание детской художественной литературы, чтение потешек. |
2. | Развитие культурно-гигие-нических навыков | Привитие детям кгн и навыков культурного поведения, навыков самообслуживания: приучение детей к самообслуживанию: показы-вать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки. Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться» |
3. | Снятие эмоционального напряжения и тревожнос-ти в течении дня. Профилактика стресса. | Достигается посредством пальчиковых игр, подвижных игр и упражнений; посредством театрализованных представлений русских народных сказок и потешек. Игры-«обнималочки», игрушки-забавы, хороводные игры, игры с мягкими модулями, конструктором и пособиями по сенсорике. |
4. | Развитие эмоциональной сферы, коммуникативнос-ти | «Праздник мыльных пузырей», «Праздник воздушных шаров». Игры «Утро у зайчиков». «Цветок посадили», вариация «Дерево посадили». Игры на групповое взаимодействие «Приглашение на чай», «Построим теремок». |
5. | Дидактические игры | «Мышка в домике», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Кто чем питается» и т.д. |
Работа воспитателей
1. Создание предметно-развивающей среды
2. Поэтапный прием детей в группу
3. Наблюдение за поведением детей
4. Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе
5. Индивидуальные беседы с родителями
6. Ведение листов адаптации
7. Оформление родительского уголка по адаптации
8. Оформление папки-передвижки по адаптации
9. Сбор информации о семьях потенциальных воспитанников в ДОО
10. Диагностика детей
3.2 Перспективный план работы по адаптации детей 1 младшей группы «Малышата»
на 2019 – 2020 уч.г.
1 неделя – 05-09 августа 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Давайте познакомимся» | «Кто это» | «Покажи, кого назову» | «Поездка на машине в мага-зин игрушек» | «Кто с нами рядом живет» |
Подвижные игры | «Карусель» | «Пузырь» | «Зайчик серень-кий сидит» | «Соберем мячи в корзину» | «Солнышко и дождик» |
Пальчиковые игры | «Сорока, сорока кашу варила» | «Сидит белка на тележке» | «Пароход плывет по речке» | «1,2,3,4,5! Вы-шли пальчики гулять» | «Стол», «Стул» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Кто из нас хороший» | Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико» | Чтение потешки «Ладушки, ладушки» | Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» | Потешка во время прогулки «Солнышко» |
2 неделя – 12-16 августа 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Давайте познакомимся» | «Кто это» | «Покажи, кого назову» | «Поездка на машине в мага-зин игрушек» | «Кто с нами рядом живет» |
Подвижные игры | «Карусель» | «Пузырь» | «Зайчик серень-кий сидит» | «Соберем мячи в корзину» | «Солнышко и дождик» |
Пальчиковые игры | «Сорока, сорока кашу варила» | «Сидит белка на тележке» | «Пароход плывет по речке» | «1,2,3,4,5! Вы-шли пальчики гулять» | «Стол», «Стул» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Кто из нас хороший» | Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико» | Чтение потешки «Ладушки, ладушки» | Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» | Потешка во время прогулки «Солнышко» |
3 неделя – 19-23 сентября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Превращение в зверушек» | «Чудесный мешочек» | «Кто это?» | «Шли-шли, что-то нашли» | «Кто с нами рядом живет» |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» | «Бегите ко мне» | «Мы топаем ногами» | «Котята» | «Пузырь» |
Пальчиковые игры | «Стол», «Стул» | «Домик» | «Лодка» | «Где же наши ручки?» | «1,2,3,4,5! Вы-шли пальчики гулять» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико» | Чтение песенки- потешки «Баю, бай …» | Потешка «Петушок» | Рассказывание сказки «Курочка Ряба» | Потешка «Баю-баюшки, баю, не ложися на краю» |
Конструктивная деятельность | Лесенка из кирпичиков | Машина | Стул | Построим теремок | Стол |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Узнай и назови» | «Поручения» | «Листопад» Выкладывание цветной мозаики | «Сделай как я» | «Угадай, кто поет песенку» (домашние животные) |
Элементы теат-рализованной деятельности | Инсценировка сказки «Репка» | ||||
4 неделя – 26-30 сентября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Бегите ко мне» | «Напоим куклу чаем» | «Найди что назову» | «Чудесный мешочек» | «Кто что услышит» |
Подвижные игры | «Самолеты» | «Лохматый пес» | «Поезд» | «Кто попадет в корзину?» | «Догони мяч» |
Пальчиковые игры | «Сорока кашу варила» | «Шарик» | «Дождик кап, кап, кап» | «Домик» | «Лодка» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Ладушки, ладушки» | Рассказывание сказки «Теремок» | Потешка «Вот они сапожки» | Рассказывание сказки «Репка» | Потешка «Чики, чики, чикалочки» |
Конструктивная деятельность | Стол и стул | Диванчик | «Домик из кирпичиков» | Башенка из кубиков | «Домик» из конструктора |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | «Поручения» | Выкладывание цветной мозаики | «Узнай и назови овощи» | Дидактическая игра «Спрячь мышку» | Дидактическая игра «Принеси игрушку» |
Элементы теат-рализованной деятельности | Инсценировка сказки «Колобок» | ||||
1 неделя – 02-06 сентября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Паровозик» | «Принеси игрушку» | «Курочка и цыплята» | «Покажи, кого назову» | «Угадай, что делать» |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» | «Огуречик» | «Птички летают» | «Карусель» | «Мы топаем ногами» |
Пальчиковые игры | «Засолка капусты» | «1,2,3,4,5- вышли пальчи-ки гулять» | «Цветок» | «Лодка» | «Шарик» |
Фольклор, художественная литература | Разучивание потешки «Петушок» | Рассказывание сказки «Колобок» | Чтение стих. А. Барто «Лошадка» | Потешка «Умни-ца Катенька, ешь кашку сладеньку» | Чтение ст. «Смотрит солнышко в окошко» |
Конструктивная деятельность | «Широкая дорога» | «Лесенка из кирпичиков» | Строим из конструктора | «Башенка из кубиков» | «Скамейка для кукол» |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | «Парные картинки» | «Назови овощи, фрукты» | «Узнай и назови зверей» | Выкладывание цветной мозаики | Шнуровка «Разноцветные цветы» |
Элементы театрализованной деятельности | Настольный театр «Репка» | ||||
2 неделя – 09-13 сентября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Поручения» | «Часы тикают» | «Чудесный мешочек» | «Найди и принеси» | «Паровозик» |
Подвижные игры | «Лохматый пес» | «Самолеты» | «Догони мяч» | «Огуречик» | «Бегите ко мне» |
Пальчиковые игры | «Домик» | «Сорока-белобо-ка, кашу варила» | «Пальчик-маль-чик, где ты был?» | «Засолка капусты» | «Цветок» |
Фольклор, художественная литература | Чтение стих. А. Барто «Зайка» | Потешка «Петушок и его семья» | Потешка «Солнышко – ведрышко» | Потешка «Вот они сапожки» | Рассказывание сказки «Теремок» |
Конструктивная деятельность | «Узкая дорожка» | Строим из конструктора | «Дом» (круп- ный строитель) | «Заборчик» | «Мостик» |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | Выкладывание цветной мозаики | «Найди маму» | «Кто как кричит» | «Разложи по цвету» | «Узнай и назови овощи» |
Элементы теат-рализованной деятельности | Инсценирова-ние потешки «Курочка Рябушка, куда ты пошла?» | ||||
3 неделя – 16-20 сентября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Принеси игрушку» | «Курочка и цыплята» | «Покажи, кого назову» | «Угадай, что делать» | «Найди и принеси» |
Подвижные игры | «Поезд» | «Пузырь» | «Воробышки и автомобиль» | «Огуречик» | «Птички летают» |
Пальчиковые игры | «Дождик» | «Лодка» | «Шарик» | «Пальчик-маль-чик, где ты был?» | «Засолка капусты» |
Фольклор, художественная литература | Рассказывание сказки «Маша и медведь» | Чтение стих. А. Барто «Мишка» | Рассказывание сказки «Заячьи слезы» | Чтение стих. Е. Благининой «Маша обедает» | Чтение стих. А. Барто «Кто как кричит» |
Конструктивная деятельность | «Стул для Мишутки» | «Диванчик» | «Дорожка и ворота» | «Заборчик для цыплят» | «Башенка с заборчиком» |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | «Парные картинки» | Д/и «Спрячь мышку» | Шнуровка «Разноцветные цветы» | Выкладывание цветной мозаики | «Разложи по цвету» |
Элементы теат-рализованной деятельности | Инсценирова-ние потешки «Киска, киска брысь!» | ||||
4 неделя – 23-27 сентября 2019 г. | |||||
Игры с воспитателем | «Что в корзи-ночке лежит?» | «К Мишутке в гости» | «Шли, шли, что-то нашли» | «Кто что ест?» | «Поездка на автобусе» |
Подвижные игры | «Пузырь» | «Воробышки и автомобиль» | «Птички летают» | «Лохматый пес» | «Самолеты» |
Пальчиковые игры | Пальчики здороваются | «Засолка капусты» | «1,2,3,4,5 – вы- шли пальчики гулять» | «Дождик, дождик кап, кап, кап» | «Ладушки, ладушки» |
Фольклор, художественная литература | Чтение стих. А. Барто «Лошадка» | Потешка «Вот они сапожки» | Рассказывание сказки «Козлята и волк» | Потешка «Солнышко – ведрышко» | Чтение стих. А. Барто «Слон» |
Конструктивная деятельность | Загородка для цыплят | Ворота | Лодка для зайчат | Ступеньки из кубиков | Постройки из крупного строителя |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | «Чудесный мешочек» | «Разложи по цвету» | Выкладывание цветной мозаики | Шнуровка «Разноцветные цветы» | «Узнай и назови зверей» |
Элементы теат-рализованной деятельности | Имитация животных: заяц, медведь, бабочка | ||||
1 неделя – 30.09-04 октября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Кто живет в лесу?» | «Воздушные шарики» (игра на развитие речевого дыхания) | «Самолеты» | «Мы топаем ногами» | «Напоим куклу чаем» |
Подвижные игры | «Поезд» | «Солнышко и дождик» | «Догони мяч» | «Бегите ко мне» | «Птички летают» |
Пальчиковые игры | «Где же наши ручки?» | Пальчики здороваются | «Засолка капусты» | «Веселый оркестр» | «Пароход» |
Фольклор, художественная литература | Разучивание потешки «Дождик, дождик кап, кап, кап» | Потешка «Тень-тень, потетень» | Рассказывание сказки «Колобок» | Чтение ст. А. Барто «Наша Таня громко плачет» | Рассказывание сказки «Маша и медведь» |
Конструктивная деятельность | Высокие и низкие ворота | «Кроватка» | Строим из конструктора «ЛЕГО» | «Диванчик» | «Гараж для машины» |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | «У кого какая мама?» | «Что лежит в корзине?» («Овощи-фрукты») | «Кто к нам в гости пришел?» | Игры с прищепками | Выкладывание цветной мозаики |
Элементы теат-рализованной деятельности | Имитация животных: заяц, медведь, бабочка | ||||
2 неделя – 07-11 октября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Найди, что назову» | «Чудесный мешочек» | «Шла коза по лесу» | «Надень и попляши» | «Воздушные шарики» (игра на развитие речевого дыхания) |
Подвижные игры | «Карусель» | «Мой веселый звонкий мяч» | «Воробышки и автомобиль» | «Огуречик» | «Лохматый пес» |
Пальчиковые игры | «Пальчик-мальчик» | «Цветок» | «Веселый оркестр» | «Пароход» | «Где же наши ручки?» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Ладушки, ладушки» | Рассказывание сказки «Теремок» | Потешка «Пошел котик на Торжок» | Рассказывание сказки «Козля-та и волк» | Потешка «Петушок» |
Конструктивная деятельность | «Стол и стул» | «Широкая дорожка» | «Башенка из кубиков» | «Кроватка, Диванчик» | Строим из конструктора |
Сенсорное воспитание Дидакт/игры | «Чудесный мешочек» | «На птичьем дворе» | Игры с прищепками | «Разложи по цвету» | «Спрячь мышку» |
3 неделя – 14-18 октября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Назови друга ласково» | «Мой веселый звонкий мяч» | «Мы топаем ногами» | «Шла коза по лесу» | «Ветерок» (иг-ра на развитие речевого дыхания) |
Подвижные игры | «Зайка беленький сидит» | «Птички летают» | «Самолеты» | «Поезд» | «Пузырь» |
Пальчиковые игры | «Веселый оркестр» | «Засолка капусты» | «1,2,3,4,5 - вышли паль-чики гулять» | «Пальчик-мальчик» | «Цветок» |
Фольклор, художественная литература | Чтение С.Я. Маршак «Детки в клетке» | Рассказывание сказки «Колобок» | Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» | Потешка «Тень-тень, потетень» | Потешка «Вот они сапожки» |
Конструктивная деятельность | «Башенка с заборчиком» | Строим из конструктора | «Стол для Чебурашки» | «Домик для матрешки» | «Ворота и заборчик» |
Сенсорное воспитание Дидакт.игры | «На птичьем дворе» | «Кто где живет?» | «У кого какая мама?» | Игры с прищепками | «Разложи по цвету» |
Элементы теат-рализованной деятельности | Игра имитация «Медведь» | ||||
4 неделя – 21-25 октября 2019 г. | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Шла коза по лесу» | «Назови, что покажу» | «Бабочка, лети» (игра на развитие рече-вого дыхания) | «Кто к нам в гости пришел» (домашние животные) | «Помоги найти маму» |
Подвижные игры | «Догони меня» | «Воробышки и автомобиль» | «Зайка беленький сидит» | «Мой веселый звонкий мяч» | «Карусель» |
Пальчиковые игры | «1,2,3,4,5 – вышли паль-чики гулять» | «Шарик» | «Пароход» | «Где же наши ручки?» | «Веселый оркестр» |
Фольклор, художественная литература | Рассказывание сказки «Маша и медведь» | Чтение ст. А. Барто «Грузовик» | Потешка «По-шел котик на Торжок» | Рассказывание сказки «Репка» | Чтение ст. Е. Благининой «Маша обедает» |
Конструктивная деятельность | «Дорожка узкая и широкая» | Постройки из крупного строителя | «Башенка из кубиков» | Строим из конструктора | «Кроватка, диванчик» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Цветное домино» | «Что лежит в корзине?» («Овощи-фрукты») | «Разложи по цвету» | Игры с прищепками | Выкладывание цветной мозаики |
Элементы теат-рализованной деятельности | Имитация животных: заяц, медведь |
Список литературы
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006
- Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2005
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006
- Терехина О.А. Здравствуй, детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терехина, В.С. Богословская. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2006
- Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003
- Смирнова Е.О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет – М.: АНО «ПЭБ», 2007
- Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012
Приложение 1
Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни
Компонент адаптации | Факторы благополучной адаптации | Факторы риска дезадаптации |
Психофизиологи-ческий | Стабильное чередование сна и бодрствования Умение сигнализировать о своих нуждах Координация движений, двигатель-ная целенаправленность Сформированность мелких движений рук | Нарушения сна. Повышенная возбудимость или пассивность, заторможенность. Двигательное беспокойство, нецелена-правленность движений. Слабая координированность движе-ний. Ручная неловкость. Избирательность в пище. Неумение сигнализировать о своих нуждах, дискомфорте. Тремор конечностей. Нарушение терморегуляции. Повышенная чувствительность к сенсорным раздражителям. |
Индивидуально-психологический | Способность к самостоятельным действиям. Целенаправленность действий, нас-тойчивость в достижении целей. Избирательность, активность внима-ния. Положительный эмоциональный фон Разнообразие эмоций и способов их выражения. Любознательность, исследователь-ская активность. | Пониженный или повышенный фон настроения, резкие перепады настроения. Монотонный плач. Вредные привычки, невротические действия. Частые аффективные реакции. Сниженный интерес к окружающему. |
Социально-психологический | Доброжелательность. Готовность к коммуникативному отклику. Инициативность в общении. Положительное отношение к поруче-ниям, просьбам взрослого, стремле-ние их выполнять. Интерес к действиям взрослого и ровесников. Стремление к активному подража-нию. Умение выражать свои желания, намерения. Стремление демонстрировать свои достижения взрослому. Положительное отношение к оценке взрослого, адекватная реакция на замечания, запреты. | Негативные личностные образования: замкнутость, застенчивость, пугли-вость, капризность. Недостаточно выраженная способ-ность к активному подражанию. Негативный опыт общения с людьми. Экзальтированная, тревожная привя-занность к одному из членов семьи. Эмоциональная холодность в общении с матерью. Бедность коммуникативного опыта. Пассивность в общении. Боязнь новых взрослых, сверстников. |
Приложение 2
НАБЛЮДЕНИЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Ф.И. ребёнка ___________________________________________
Дата рождения _________________ Возраст ________________
Дата поступления в ДОО ________________________________
Адаптационный период | Дни наблюдений | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
Настроение | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Аппетит: завтрак, обед, полдник | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Сон: засыпание, длительность | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Активность в игре, в речи | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения с детьми | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимоотношения со взрослыми |
Приложение 3
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем детском саду.
Уверены, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно! Давайте познакомимся?
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут создать безопасную среду пребывания Вашего ребёнка в ДОУ, организовать плодотворную совместную деятельность и лучше узнать особенности и желания Вашего ребёнка – для создания благоприятных условий его развития
Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Место регистрации ребёнка ____________________________________________________________
Место фактического проживания _______________________________________________________
Жилищные условия (подчеркнуть): снимают, общежитие, 1-ком., 2-х ком., 3-х ком. и более, дом
Ф.И.О. матери _______________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
Образование ________________________________________________________________________
Место работы, должность, рабочий телефон ______________________________________________ ____________________________________________________________________________________
Личный телефон _____________________________________________________________________
Увлечения, интересы __________________________________________________________________
Ф.И.О. отца __________________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________________
Образование ______________________________________________________________________
Место работы, должность, рабочий телефон ______________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Личный телефон _____________________________________________________________________
Увлечения, интересы __________________________________________________________________
Состав семьи (нужное подчеркнуть): полная, неполная, приёмная, опекаемая, многодетная
С кем проживает ребенок _____________________________________________________________
К кому из членов семьи ребенок больше привязан _________________________________________
Количество детей в семье (Ф.И. ребёнка, дата рождения, что посещает или где учится) __________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Кто сможет забирать ребёнка из детского сада при необходимости? (Ф.И.О., телефон, адрес проживания, родственная связь с ребенком) ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ______________________________________
Основные виды игр и занятий дома _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно (нужное подчеркнуть): ест; пить из бокала; одеваться; мыть руки? Посещения туалета ребенком (самостоятельно; просится; контроль взрослых)
Есть ли у ребёнка аллергия (на что)? ____________________________________________________
Часто ли ребенок болеет, какие заболевания, травмы перенёс ________________________________
Как ребенок просыпается утром (нужное подчеркнуть): активен, в хорошем настроении; с капризами, настроение улучшается к 11-12 часам
Охотно ли вступает в контакты и общение (нужное подчеркнуть):
– с детьми своего возраста да нет; – с детьми старшего возраста да нет;
– с незнакомыми взрослыми да нет; – с родными да нет;
Каким Вы считаете своего ребёнка (подчеркнуть): спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным
Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам трудности дома (нужное подчеркнуть): подъём, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите) ______________________________________
Какой аппетит у Вашего ребёнка (нужное подчеркнуть): хороший; ест всё; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще кормят с ложки взрослые; ест аккуратно/не очень аккуратно; добиваемся, чтобы ел всё, что дают; разрешаем не есть то, чего не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой
Как засыпает ребёнок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые
Какие игрушки любит, кто их убирает __________________________________________________
Любимые игры ______________________________________________________________________
Любимые занятия, интересы (нужное подчеркнуть): лепка, рисование, конструирование; подвижные игры, физическая активность; книги, познавательные игры; другое ________________
Какие дополнительные сведения о ребёнке должны знать воспитатели? ______________________
_____________________________________________________________________________________
Каким видом деятельности Вы могли заняться в группе (нужное подчеркнуть или добавить свои предложения): оформление помещений группы, ремонт оборудования, изготовление игровых атрибутов, организация досуга, хозяйственная деятельность, организация работы родительского комитета __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Спасибо, что ответили на вопросы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"
программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»
В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в проце...