"Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Людмила Геннадьевна Мелешко

Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое мнемотехника?

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и

Вы поймете.

Конфуций

Каждый день, каждый час и каждую минуту ребёнок узнает что-то новое и

значимое, поэтому важно уделять достаточно внимания развитию его памяти.

Память, так же как и наши мышцы, необходимо тренировать.

Наиболее эффективным приемом для развития памяти дошкольников

является мнемотехника.

Мнемотехника - это совокупность методов и приёмов для запоминания и

воспроизведения дошкольниками информации, а также для развития их

мышления и речи.

Наш мозг устроен так, что не способен напрямую запоминать новую и

сложную информацию. Для запоминания такой информации мозг использует

связи и ассоциации. Мнемотехника позволяет создавать такие связи и

облегчает процесс запоминания и воспроизведения.

   Мнемотехники для дошкольников очень эффективны, потому что именно

в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и

запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Поговорим об основных методах и приемах мнемотехник.

Первое, большое внимание надо уделить развитию у дошкольников

 зрительного, слухового. кинестетического (движение глаза, руки, голосового

аппарата), обонятельного, вкусового, осязательного восприятия. Для

тренировки этих чувств на занятиях можно использовать разнообразные

игры и  упражнения.

Например, игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Второе, для формирования навыков запоминания любой информации

наиболее эффективны следующие методы:

 метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков,

зарисовок.   Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для

детей средней и старшей группы можно использовать более легкие

таблицы с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки

были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны

составить рассказ или связать их по смыслу. Коллаж - это

определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который

наклеиваются или рисуются различные картинки, буквы,

геометрические фигуры, цифры.

Например, упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо

-схему, которое они должны расшифровать.

 метод, использующий образное мышление, этот способ основан на

предположении о том, что существует люди, которые могут один раз

посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на

однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего

воображения. Информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как

фотография. Этот метод состоит из следующих этапов:

-Ребенок «переносится» в какую-либо воображаемую ситуацию.

-Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства.

-Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов.

-«Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденное

зарисовывает.

 метод ассоциативных цепочек. Слова связываются одно с другим в

небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со

2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро

запоминают цепочку слов.

 метод превращения или трансформации. Этот метод развивает не только

память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении

устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно

из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает.

Например, игра «Логические цепочки» (туча – дождь – лужа – сапоги –

тепло – лето – солнце – небо)

3. Нужно научить детей управлять своим вниманием. Через игры, игровые

упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и

такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение

внимания.

Например, «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди и вычеркни».

   Мнемотехника строится по принципу от простого  к сложному. Её можно

разделить на три этапа. 

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства

с символами - работа с мнемоквадратами. На начальном этапе воспитатель

предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия,

постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями

предметов.

 Например:  Ёжик (какой?)   - колючий

       На этом этапе работы можно проводить с детьми игры, например,

«Подскажи словечко», «Найди пару»

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4

символов - работа с мнемодорожками.

Например, при описании предметов детям предлагаются символы  для

обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём

хорошо использовать для работы с загадкой и с пословицами.  

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

О мнемотаблицах подробнее поговорим в следующей статье.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Буклет для воспитателей ДОО "Использование музыкально-дидактических игр в работе воспитателей с детьми дошкольного возраста"

Буклет предназначен для воспитателей ДОО, поможет педагогам развивать  знания воспитанников через музыкальные впечатления, с помощью разнообразных видов музыкальной деятельности, элементов т...

«Использование социо – игровой технологии в практической работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми поможет сформировать у дошкольников нравственный облик и нравственную позицию по отношению к жизненным ситуациям....

Сообщение из опыта работы «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» - Презентация

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи детей дошкольного возраста....

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...

Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...

Работа с родителями - буклет "Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.  Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все ...