Из опыта работы педагога –психолога "Диагностика эмоционально –личностного развития дошкольников."
презентация по коррекционной педагогике

Из опыта работы педагога –психолога

МАДОУ ЦРР-д/с№ 2

Брилевой М.Г.

«Диагностика эмоционально –личностного

 развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагога –психолога

МАДОУ ЦРР-д/с№ 2

Брилевой М.Г.

«Диагностика эмоционально –личностного

 развития дошкольников.

СЛАЙД 2

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста.

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

 адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

 дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

 широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций.

 адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

СЛАЙД 3

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются

наблюдение,

эксперимент
и проективные рисуночные тесты
.

СЛАЙД 4

Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

 невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, мы не ограничиваемся только научными представлениями, но и включаем в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

СЛАЙД 5

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко,что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:

  • приход в детский сад;
  • незнакомая, удивительная игрушка;
  • плач, крик сверстника, друга; и т.д

Гнев:

  • уход матери, близкого взрослого;
  • желание иметь что-то, что нельзя взять;
  • сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

Радость:

  • совместная игра;
  • смешные незнакомые звуки;
  • воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

  • уход матери, близкого взрослого;
  • невнимание со стороны взрослого;
  • наказание, порицание взрослого;
  • трудности при выполнении задания;

Интерес:

  • приход в группу, прогулка;
  • незнакомый взрослый;
  • незнакомый сверстник;
  • рассказ взрослого или показ чего-либо;
  • проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;
  • подготовка к праздникам.

Удивление:

  • появление чего-либо/кого-либо в группе;
  • незнакомая игрушка;
  • на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;
  • новая игра;
  • близкий взрослый общается иначе.

СЛАЙД 6

Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации, и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта.

При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируются по соответствующей индивидуальной схеме.

СЛАЙД 7

Следующую метод который я бы хотела представить Вашему вниманию

Цветовой тест отношений

Цветовой тест отношений является диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям, в том числе и к самому себе, и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений, а также:

        -   при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в детском саду;

         - при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;

        -    при диагностике ситуации в семье;

       -     для выявления отношений ребенка к детскому саду в период адаптации;

          -  для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

  ЦТО как метод изучения отношений применим в работе с детьми, начиная с 3 -4 летнего возраста. Время процедуры (5- 15 мин).

СЛАЙД 8

В предварительной беседе с родителями или педагогами ребенка психолог составляет примерный список лиц из непосредственного окружения ребенка, а также других значимых для него людей.

       Конкретное содержание списка зависит от задач исследования, личности ребенка и т.п. (список для детей старшего дошкольного возраста: мама, папа, дедушка, бабушка, соседка, тетя, воспитательница, нянечка, друг, детский сад, группа и т.п.), также могут быть определены какие-либо значимые понятия, характер восприятия которых необходим психологу для оценки эмоционально-личностных характеристик ребенка.

        Нередко имеет смысл получить дополнительные сведения от самого ребенка.

СЛАЙД 9

       Проводить тест желательно при дневном свете, светлый фон материала, на котором раскладывают цветовые стимулы (карточки Люшера М. 8 цветов). Может быть использован в индивидуальной игрупповой форме.

Инструкция

1-й этап.

         Перед ребенком в случайном порядке раскладываются полукругом цветные карточки, желательно, чтобы они не наезжали друг на друга и находились прямо в поле зрения ребенка. После этого ребенку дается инструкция.

Инструкция № 1: «Посмотри, здесь расположены цветные карточки. Сейчас ты будешь подбирать карточку, подходящую к тому или иному человеку, к его характеру, или выбери цвет который больше подходит маме, когда ты о ней думаешь». Главное дать понять, что он будет подбирать цвет, подходящий именно к человеку, а не к одежде. Психолог при  любом выборе  дает одобрительную оценку, замечая при этом, что каждый цвет может быть выбран столько раз, сколько нужно.

СЛАЙД 10

       Примечание: Желательно использовать определенную последовательность предъявляемых ребенку значимых лиц. Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть наименее значимые называются первыми.

           Все решения тестируемого по поводу его выбора в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.
            После того как ребенок сделал выбор, цветовая карточка кладется на свое место. В последнюю очередь ребенка просят  выбрать цвет, подходящий к его собственному характеру. Все выборы , а также реакции ребенка на процедуру на этом этапе фиксируются в разделе протокола «1-й этап. Цветоассоциативный  выбор» в цветовом виде.

2-й этап.

       После завершения процедуры, карточки накрываются белым листком бумаги или откладываются в сторону вне поля зрения ребенка) и желательно некоторое время занять ребенка каким-либо посторонним интересным занятием (5-7 мин.)

      Далее цветовые карточки открываются и цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная от самого приятного. Предпочтение проводится один раз.

Инструкция . «Посмотри  еще раз на эти цветные карточки, какая из них тебе кажется самой приятной. Выбери только одну». «А теперь выбери самую приятную из оставшихся»  и т.д.( до 4 –х цветов). «А теперь выбери самый неприятный цвет, самый противный из оставшихся» и т.д.

         После выбора данная карточка убирается из поля зрения ребенка, а оставшиеся сдвигаются. Выбор ребенка фиксируется в разделе протокола «2-й этап».

СЛАЙД 11

По окончанию процедуры психолог получает цифровой ряд, характеризующий цветоассоциативные предпочтения ребенка от наиболее приятного к наименее приятному для ребенка цвету.

СЛАЙД 12  Анализ и интерпретация результатов

          Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, сверстников или педагогов, тем с более предпочитаемым цветом это лицо ассоциируется и тем меньше ранг данного выбора.

Напротив, отвергаемый человек ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке, занимающими в раскладке последние места – соответственно, ранг этого лица увеличивается.

СЛАЙД 13      Графическая методика «Кактус»

Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше четырех лет.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги и простой карандаш. Так же возможно и использование восьмицветных карандашей «люшеровских» цветов.
В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели – та кие, как характеристики иголок (размер, расположение, количество).

СЛАЙД 14

В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:

Агрессия – наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные «кактусы».

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Экстравертированность– наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно увиденная картинка кактуса и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

СЛАЙД 15          Методика «Паровозик»

Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Она применяется индивидуально с детьми с 3 лет.

В качестве стимульного материала используются:  паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на поверхности стола.

Даетсяинструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветные вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

СЛАЙД 16

Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.

Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый – на вторую позицию; красный, желтый, зеленый –
на седьмую, синий – на восьмую.

Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий – на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.

При 4–6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС); при 7–9 баллах – как НПС средней степени; больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада.

Для этого определяется сумма всех Позитивных Психических Состояний (а) и Негативных Психических Состяний (б), разница между ними делится на количество детей и умножается
на 100 %.

70 % и выше – высокая степень благоприятного психологического климата (сБПК);

42–69 % – средняя степень благоприятного психологического климата (сБПК);

26–41,9 % – незначительная степень благоприятного психологического климата (сБПК);

0 до 25 % – неблагоприятный психологический климат в группе

СЛАЙД 17

Тест тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжетных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемым (детям 4–7 лет) предлагается выбрать предлагаемое лицо на рисунке – «грустное» или «веселое». Картинки делятся по половому признаку: для девочек – картинки с девочкой, для мальчиков – с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:

  1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.
  2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.
  3. Дети сличной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.
  4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д.)

В связи с этими трудностями предлагается применять на практике следующую модификацию данного теста, состоящую из 2-х частей.

СЛАЙД 18.

I.

Инструкция.«На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) – желтым карандашом ».

При анализе данного задания учитывается адекватность рисунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка нарушено восприятие мимики лица, то прежде, чем предлагать тест «тревожности», необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

II.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без дополнительных рисунков

Инструкция.«Один знакомый художник нарисовал картинки, но не смог; нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему поможем!»

Протоколы обследования подвергаются качественному и количественному анализу.

 СЛАЙД 19.

Количественный анализ.На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14):

Но ИТ дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ > 50 %);

б) средний уровень тревожности (20 % < ИТ<50 %);

в) низкий уровень тревожности (0 % <ИТ<20 %).

СЛАЙД 20 Качественный анализ.Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и подобной ей). Особенно проективным значением обладают рисунки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие
в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях
2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Результаты диагностики оформляются в специальную таблицу, которая позволяет ежегодно (или чаще) производить сравнительный анализ развития ребенка.

СЛАЙД 21

Исследование «Лесенка»
(Н. В. Нижегородцева)

Цель: изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я».

Подготовка исследования. Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, из которых средняя имеет вид площадки, и объясняют задание.

Проведение исследования.

Предлагается задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для наглядности можно предложить поместить на нужную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка).

После того как ребёнок сделает пометку, он должен ответить на вопросы: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Покажи, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». На какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница)?».

Используется стандартный набор характеристик: хороший / плохой, добрый / злой, умный / глупый, сильный / слабый, смелый / трусливый, старательный / небрежный. Количество характеристик можно сократить.

Слайд 22

В процессе исследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если он не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Характеристика особенностей выполнения задания (свойственная детям с завышенной, адекватной
и заниженной самооценкой)

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1

2

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; в качестве аргумента приводит мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала»

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свой выбор, называет некоторые недостатки и промахи, но мотивирует их внешними, не зависящими от него факторами; считает, что оценка взрослых в отдельных случаях может быть ниже его собственной: «Конечно,

я хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный»

Завышенная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку; подкрепляет свой выбор реальными примерами и достижениями; считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже

Адекватная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»

Заниженная самооценка

СЛАЙД 23

Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наугад. Завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Слайд 24

      Лев Семенович Выготский и Александр ВладимировичЗапорожец. указывали что
Только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний».


Слайд 25

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика эмоционально- личностной сферы детей дошкольного возраста Выполнил: Педагог-психолог МАДОУ ЦРР-д/с №2 Брилева Мария Геннадиевна

Слайд 2

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста . При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

Слайд 3

Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника Наблюдение Э ксперимент П роективные рисуночные тесты

Слайд 4

Наблюдение Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений как: эмоциональный фон выраженность эмоций эмоциональная подвижность

Слайд 5

С итуации , в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко : Страх Гнев Радость Печаль Интерес Удивление

Слайд 6

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей Шкала оценки проявления эмоционального состояния Степень выраженности Характеристика Способы проявления 1-я степень Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно _ 2-я степень Эмоциональные проявления выражены средне Мимика, поза, слова и т. д. 3-я степень Эмоции выражены сильно Мимика, речь, двигательная активность Оценка эмоционального состояния ребенка в группе детского сада Дата Деятельность в режимные моменты Индивидуальное поведение Поведение в общении Р-Р Р-В Р-С Дата Организованная деятельность (учебная, развлекательная) Индивидуальное поведение Поведение в общении Р-В Р-С Код ребенка __________ возраст ____ группа ______

Слайд 7

Цветовой тест отношений (Эткинд А.М.) Это компактный невербальный диагностический метод исследования эмоциональных компонентов отношений . Применим в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста . Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент.При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера

Слайд 8

Процедура тестирования : испытуемому нужно подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариант проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций . Порядок проведения ЦТО : 1 . Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имеющих для него существенное значение. 2. Цвета раскладываются на белом фоне в случайном порядке. , В кратком варианте ЦТО от испытуемого требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте тестируемый ранжирует все 8 цветов в Порядке соответствия понятию, от «самого подходящего» до «самого неподходящего». 3 . После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным».

Слайд 9

Стимульный материал.

Слайд 10

Протокол цветового теста отношений по А.М.Эткинду - таблица

Слайд 12

Интерпретация. Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому родителю, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является и значение самого цвета.

Слайд 13

Методика проводится с детьми с 4-х лет. ЦЕЛЬ – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. МАТЕРИАЛ – бумага (формат А4), карандаш. ИНСТРУКЦИЯ: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Графическая методика: «Кактус» ( Автор: М.А. Панфилова)

Слайд 14

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ : Агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим Эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа Демонстративность , открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм - использование ярких цветов Тревога - использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов Интровертированность - изображен только один кактус Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус

Слайд 15

Методика « Паровозик» ( Велиева С.В.) Цель методики : Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПО) психического состояния. Она применяется индивидуально с детьми с 3 лет. Стимульный материал : паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный ). Проведение обследования : Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить нео­бычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д .». Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Слайд 16

Протокол по методике « Паровозик». 1 2 3 4 5 6 7 8 цвет Высказывание Ребенка. Обработка данных. 1балл – вагон фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый на - 3 позицию; красный, желтый, зеленый – на 6. 2балла - вагон фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый на - 2 позицию; красный, желтый, зеленый – на 7; синий на – 8. 3 балла – черный, серый, коричневый – 1 позиция; синий на – 7; красный, желтый, зеленый – на 8.

Слайд 17

Тест тревожности Р.Тэммл , М.Дорки . Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет. Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5*11 см . Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Инструкция . В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение . Ребенок должен выбрать одно из двух выражений лиц , представленных ниже на картинке, подходящее, по его мнению, к изображенной ситуации.

Слайд 18

Стимульный материал к тесту тревожности Р.Тэммл , М.Дорки .

Слайд 19

Обработка . Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами». Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом». Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается». Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми». Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать». Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной». Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки». Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?» Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой». Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест». Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Слайд 20

Ключ, интерпретация. Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14): ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100% 14 В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). Качественный анализ. Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Слайд 21

Методика «Лесенка» Цель: м етодика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой . « Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Стимульный материал: р исунок «лесенки» для изучения самооценки

Слайд 22

Инструкция (групповой вариант) У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок ». А на какую ступеньку поставит вас ваш воспитатель? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа? Затем повторить инструкцию еще раз . Инструкция (индивидуальный вариант) При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Слайд 23

Обработка результатов и интерпретация: При анализе полученных данных исходите, из следующего : Ступенька 1 – завышенная самооценка. Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка Ступенька 4 – заниженная самооценка Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Слайд 24

Только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний» , указывал Л . С. Выготский и А. В. Запорожец.

Слайд 25

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности (из опыта работы педагога-психолога).

13.02.2020г. во время проведения Всероссийского семинара "Проектная деятельность в ДОО: требования ФГОС" был представлен доклад по теме: Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деяте...

Из опыта работы. Забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье дошкольников с ОВЗ посредством Арт-терапии.

Арт-терапия. Виды арт-терапии. Активизация познавательного интереса детей с ОВЗ, привлечение их внимания к совместной целенаправленной деятельности, стабилизация психо-эмоционального состояния и корре...

Практикум для педагогов «Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством коммуникативных игр».

Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»

Материалы из опыта работы по теме: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театрально-игровой деятельности с использованием кейса «Фетровые фантазии»...