«Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

яловая людмила николаевна
Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Именно по этим причинам наша работа,  направлена на развитие эмоционального мира, она  очень актуальна и важна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

Подготовила

старший воспитатель МБДОУ №223

Яловая Л.Н.

Актуальность темы.

     В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:

- неустойчивость эмоционально – волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.

- трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

- проявление эмоциональных расстройств: нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.

- симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.

Цель:   Познакомить педагогов со способами коррекции у детей психоэмоционального напряжения доступными для детей дошкольного возраста средствами и освоение их на практике, систематизировать   работу по развитию эмоций дошкольников в процессе воспитания и обучения.

Задачи:

Активно использовать  разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения.

Повысить  уровень профессиональной компетентности всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, воспитателей, логопедов, муз. руководителя)по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Организовать совместную работу с родителями воспитанников по обучению способам выражения эмоций и приемам саморегуляции.

Ход мастер-класса

1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую  сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой):

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло и уютно, комфортно.

2.Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

 -Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, весел и здоров  и тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».

Что понимают под эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект – это набор способностей, позволяющих человеку выразить свои эмоции и понять чувства других людей, используя речевые и невербальные средства.

Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, осложнениям в общении, трудностям в выражении своих эмоций.                    Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

«Факторы риска психоэмоционального здоровья и благополучия ребенка-дошкольника» - их можно разделить на две группы:

•        средовые (сюда входят неблагоприятная семейная обстановка или психотравмирующие ситуации в детском саду);

•        субъективные (характер, темперамент, самооценка).

     Именно по этим причинам работа  педагогов,  должна быть направлена на развитие эмоционального мира дошкольников.

В современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. Мы обратили внимание на таких детей. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Мы отметили, что эти дети слишком эгоцентричны и капризны.

     Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.

   Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.

     Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.

     Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия.

     Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.

НОД включает:

  • Игры: подвижные, дидактические, психологические
  • Психогимнастика
  • Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт
  • Коммуникативные упражнения
  • Мимические и пантомимические этюды
  • театрализованная деятельность
  • Музыкотерапия
  • Рисование под музыку
  • Сказкопетерапия

     Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:

1.        Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.

2.        Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей.

3.        Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.

4.        Специальные игрушки. Такие игрушки пока что можно найти не в каждом магазине, но приобрести их можно через интернет, причем предназначены они для детей с самого юного возраста. Это может быть игрушка-рукавичка (крольчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.

5.        Совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством или, например, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.

     Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

     Огромное значение  на формирование психоэмоционального здоровья имеют навыки конструктивного общения с сверстниками и непосредственно с педагогами. Воспитатель вступает с детьми в личностное общение. Его главная цель — научить детей говорить о себе, своем опыте прошлого и настоящего, говорить о чувствах, мыслях и поступках. Воспитатель учит слушать другого, быть к нему внимательным, учит принимать других людей и проявлять к ним доброжелательность.

     Следует помнить, если мы хотим видеть подрастающее поколение дружным, радостным и здоровым, для этого необходима единая нравственно-здоровая среда. И поможет нам в этом тезис: «Чтобы помогать детям становиться лучше, необходимо самим становиться такими, какими мы хотим видеть их».

Практическая часть.

Сегодня я хочу вам предложить несколько упражнений, которые помогут  создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой, помогут усвоению моральных норм и правил поведения.

Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик - восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный     –  бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть

                      в подвижные  игры;

желтый     –  веселое настроение – хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –хочется дружить с другими детьми,

                      разговаривать и  играть    с ними;

синий         –   спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать

                      интересную  книгу, посмотреть в окно;

малиновый –  мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и

                        не слишком плохое;

серый          –   скучное настроение – не знаю чем заняться;

коричневый –  сердитое настроение – я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение –  мне грустно, я расстроен

- Мы отправим мячик по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.Педагоги обозначают цветом свое настроение.

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

Ежедневные традиции применяемые нами в работе:

1.        Традиция каждое утро начинать с помощью общего приветствия. Например,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка земля,

Здравствуйте, мои друзья!

После общего приветствия необходимо выяснить, кто из детей отсутствует. Если ребенок болен, то позвонить ему или написать коллективное письмо с пожеланиями быстрого выздоровления.

2.Традиция подведения итогов дня. В конце дня дети совместно с педагогом мысленно возвращаются к прожитому дню и складывают хорошие поступки в копилку добрых дел.

3.        Традиция преподнесения всем детям регулярных подарков в виде различных, привлекательных для них предметов.

     Упражнение (Сюжетная сказка “ Разноцветные звезды”).

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, релаксация.

(Включается музыка, всем присутствующим предлагаются разноцветные звезды.)

     Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… бесцветная ! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала звездочка. А ты какая звезда? Ты что умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

— А я никакая... Ничего я не умею, ничего я не могу...

Так она расстроилась, что чуть не заплакала. Как вы думаете, что сделали звезды? Да, звезды могли сделать много хорошего, но в этот раз они решили поступить так: каждая звезда подлетела к звездочке, легонько прикоснулась к ней своим цветным лучом, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звезды, стала она... Правильно, разноцветная! Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу!“

    Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. А какими вы хотите видеть ваших воспитанников, детей?  И от вас зависит насколько будет комфортна эмоционально окрашена жизнь каждого ребенка, психоэмоциональное благополучие наших маленьких звездочек нашего будущего поколения.

    Мастер-класс для педагогов подошел к завершению. Я предлагаю всем нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Прикрепить свои цветы – настроение на общий лист – получится «букет эмоций».

Спасибо за приятное общение и внимание!

Приложение 1

Приложение 2

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы может содержать следующие формы и методы:

  • комфортная организация режимных моментов. Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий.

Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:

- Утренняя терапевтическая гимнастика, цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.

- Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.

- Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

- Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Обучающие беседы, рассказ воспитателя.

  • Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллек-та.
  • Игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач.
  • Арт-терапия – представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
  • Психогимнастика – один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
  • Психолого – педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
  • Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течении дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
  • Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
  • Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, дидактические и творческие игры.

Приложение 3

Методика мотивационных предпочтений

(«три желания», «цветик-трехцветик», «волшебная палочка»)

     Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений: «три желания», «волшебная палочка», «цветик–семицветик», «поздравление к новому году», «колесо желаний», «хрустальный шар», которые отличаются обычно количеством желаний (ребенок должен задумать от одного до семи) и формой предъявления (Л.И. Божович, 1968, Й. Шванцара. 1978).

Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5-9 лет. С дошкольниками и школьниками, у которых сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально. С остальными – может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

Материал:

При индивидуальном применении - "волшебная палочка" (маленькая указка или карандаш), при групповом - лист бумаги с нарисованным на нем "волшебным цветком" (с тремя лепестками), либо чистый лист бумаги.

Процедура проведения:

Инструкция при индивидуальном проведении: "Представь себе, что это волшебная палочка (Показывается маленькая указка или карандаш). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне. Какие это желания".

При фронтальном проведении детям предлагается нарисовать "волшебный цветок" с тремя лепестками ("цветы" могут быть приготовлены психологом заранее и розданы детям) после того, как рисунок выполнен, дается инструкция:

"Представьте себе. Что это волшебный цветок. У него три лепестка. На лепестке можно написать одно желание. А всего каждый из вас сможет написать три самых заветных своих желания. Все поняли. Что надо сделать (отвечает на вопросы детей). Итак, начинаем..."

Обработка результатов и интерпретации:

1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к школе, детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («хочу, чтобы люди никогда не болели», «чтобы никто не убивал других людей», «нашли все полезный ископаемые» и т.д.).

Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний "для других" свидетельствуют о широте мотивации, выходящие за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания «для себя» полностью отсутствуют.

2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.

Наиболее часто здесь встречаются ответы, говорящие о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие то новые качества, способности, приобрести друзей. Повысить успеваемость. Выполнять требования воспитателей и др.

Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.

Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).

Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («я хотел бы всех избить, уничтожить», «чтобы отомстить всем», «чтобы избили всех тех, кто меня обижает»), так и жертвы агрессии: «чтобы меня не били», «чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».

Ответ "не знаю" является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, А также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.

3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.

4. Характер высказывания («я хочу», «я хотел бы»), использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.

Приложение 4

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Цель- выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.

Инструкция. Воспитатель предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

На рисунке 1 представлены фигуры, взятые за основу:

C:\Users\Нелли\Desktop\nguyen_minh_anh_62-600x190.png

Рисунок 1. Фигуры, используемые в методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»

Обработка результатов.

· 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;

· 1 балл – изображено человеческое лицо;

· 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).

Уровень развития эмоционального интеллекта:

· Низкий: 0 баллов;

· Средний: 1 – 2 балла;

· Высокий: 3 – 6 баллов

Приложение 5

Тест «Кактус» М.А. Панфилова

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

Материал: бумага (формат А4), карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

  • Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм: использование ярких цветов.
  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
  • Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
  • Интровертированность: изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
  • Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

Приложение 6

Еженедельные традиции:

Традиция открытия предстоящей недели. Каждая новая неделя начинается «Утром радостных встреч».

Цель проведения:

-снятие эмоционального напряжения у детей при переходе от дней отдыха и пребывания в семье к обстановке детского сада;

-развитие эмоциональной сферы детей и взрослых, рефлексии, раскрытие потенциальных возможностей детей.

Технологические этапы:

  • Подготовительный. В пятницу, прощаясь с детьми, педагог делится своими планами на выходные дни,  выражает радость по поводу того, что  и дети родители проведут эти дни вместе. Воспитатель обращает внимание на то, что он будет скучать без них в выходные, и с радостью будет ждать встречи в понедельник.
  • Когда соберутся все дети в понедельник, произносится коллективное приветствие.

Чтобы солнце нам сияло,

Чтобы горя мы не знали,

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  • Проводится «Минутка радостных воспоминаний». Детям предлагается вспомнить радостные события, которые они пережили в выходные дни. Воспитатель делиться своими воспоминаниями о выходном.
  • Педагог организует совместные игры и этюды с детьми. Например, «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Ты – лев», «Заряд бодрости» и т.п.
  • Музыкальная встреча детей:

- прослушивание нового музыкального произведения;

- разучивание нового хоровода;

- внесение нового музыкального инструмента и включение его в мини оркестр.

  • Воспитатель рассказывает о том, что нового и интересного ожидает  детей на этой неделе.
  • Завершается утро «Сюрпризным моментом». Сюрпризным моментом может стать:

- встреча детей со сказочным героем;

- сценка из кукольного театра;

- встреча детей воспитателем, одетым в костюм какого-либо героя;

- получение посылки, которую приносит «необычный житель» группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

«Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»

Доклад «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством ознакомления с портретной живописью»...

Лепбук «В мире эмоций» - приемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.

Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального...

Особенности развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.

         Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не може...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников

Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников...