Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год.
материал по коррекционной педагогике

Диана Александровна Лавренова
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_otchet_psihologa.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год.

Педагог-психолог

Лавренова Д. А.

Работа педагога-психолога в 2018-2019 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.

В 2018-2019 учебном году была поставлена следующая цель:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:

Задачи работы с детьми:

  1. Изучить уровень адаптации детей младших групп, вновь поступивших в ДОУ и оказать необходимую психологическую помощь детям в адаптационный период.
  2. Обеспечить психологическое сопровождение детей подготовительных групп посредством диагностики психологической готовности к школьному обучению, коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению в школе, консультационной и просветительской работы с родителями и педагогами.
  3. Осуществлять психологическое сопровождение детей средних и старших групп посредством индивидуальной и подгрупповой развивающей работы по запросам педагогов и родителей, направленной на выявление и решение возможных проблем.
  4. Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей посредством просветительской и консультативной работы.
  5. Повышать собственный профессиональный уровень.

Задачи работы с родителями:

1. Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников.

2. Повышать психолого-педагогическую осведомлённость в вопросах подготовки ребёнка к школе.

Задачи работы с педагогами:

1. Способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе  детского сада.

2. Повышать психологическую компетентность педагогов в вопросах развития эмоционально- личностной и познавательной  сфер ребёнка дошкольного возраста.

В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:

-психодиагностическая;

-коррекционно-развивающая;

-консультативная;

-профилактика и просвещение

-методическая

Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям: 

  1. Наблюдение за вновь прибывшими в ДОУ детьми
  2. Первичная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
  3. Обследование детей средних и старших групп по запросу родителей и педагогов

Психодиагностическая работа с родителями проводилась по следующим направлениям:

  1. Выявление уровня условной адаптивности ребенка к ДОУ.
  2.  Выявить уровень педагогической осведомленности родителей, понимания готовности детей к школе.

Психодиагностическая работа с педагогами проводилась по следующим направлениям:

А) Определить тип темперамента у педагогов.

Б) Совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации.

Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом:

- 5 групп ДОУ; процент охвата 80%

Работа в адаптационный период.

Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.

Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений воспитателя. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.

Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.

В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д

На начало октября 2018 г.  93 % детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 7%, с тяжелой степенью адаптации детей не наблюдалось. В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.

На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.

Психодиагностическая работа.

В 2018-2019 учебном году было проведено диагностическое обследование детей средних, старших, подготовительных групп. Обследование проводилось при помощи экспресс диагностики развития психологических процессов Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко,  тест тревожности «Выбери нужное лицо»,  «Кактус» Панфиловой, рисунок семьи, цветовой тест Люшера.

Цель: оценка уровня сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности, уровня развития познавательных процессов, а также развития эмоционально-волевой сферы у детей средних, старших, подготовительных групп.

Психодиагностическая работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:

  1. Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе.
  2. Диагностика познавательных  процессов детей средних и старших групп.
  3. Диагностика эмоционально-волевой сферы

По итогам обследования были получены следующие результаты:

Средняя группа 1:

 Начало года

  • высокий уровень - 9 человек (22.5%)
  • средняя уровень - 28 человек (70%)
  • низкий уровень – 3 человек (7.5%)

Конец года

  • высокий уровень-15 человек (42 %)
  • средний уровень-21 человек (55%)
  • низкий уровень-1 человек (3%)

Старшая группа №1:

Начало года

  • высокий уровень - 10 человек (24%)
  • средняя уровень -25 человек (61%)
  • низкий уровень – 6 человек (15%)

Конец года

  • высокий уровень 14 человек (34 %)
  • средний уровень25 человек (61%)
  •  низкий уровень 2 человек (5%)

Старшая группа №2:

Начало года

  • высокий уровень - 10 человек (32%)
  • средняя уровень -18 человек (58%)
  • низкий уровень–  3 человека (10%)

Конец года

  • высокий уровень-17 человек (48.5%)
  • средний уровень- 16 человек (45.5%)
  • низкий уровень- 2 человек (6%)

Подготовительная группа№ 1:

Начало года

  • высокий уровень - 8 человек(21%)
  • средняя уровень -20 человек (53%)
  • низкий уровень – 10 человека (26%)

Конец года

  • высокий уровень- 65 %
  • средний уровень - 35%

Подготовительная группа 2:

Начало года

  • высокий уровень - 7 человек (24%)
  • средняя уровень -23 человек (61%)
  • низкий уровень – 3 человека (15%)

Конец года

  • высокий уровень- - 72 %
  • средний уровень – 28%

Из 216 обследованных детей, 38 детей определенны в коррекционную группу. Из них у 25 детей низкий уровень познавательных процессов, у 13 детей нарушения в эмоционально-волевой сфере, 1 ребёнок входят в обе группы. Выпущено в школу 9 детей. С остальными работа будет продолжаться. Особое внимание будет уделено следующим детям: Галкин Никита, Синеоковой Ангелине, Радченко Елизар, Тарануха Дмитрий, Авдеев Иван , Иванченко Артём.

Коррекционно – развивающая работа.

Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детства.

В течение года, еженедельно проводились индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия с детьми направленные на развития психических процессов, развития индивидуальных особенностей  и качеств личности, устранения страхов, коррекцию агрессий.

Также проводились групповые развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, а также на развитие эмоционально волевой сферы.

Коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим программам:

  • Психопрофилактические и коррекционно- развивающие занятия, направленные на формирование адекватной самооценки, коррекция нарушений в сфере личности и познавательного развития по программе Куражевой Н. Е. Цветик – Семицветик.
  • Психопрофилактические и коррекционно- развивающие занятия с детьми по адаптации к детскому саду Роньжина А. С. Занятия с детьми 2- 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
  • Программа кружковой работы «Сказкатерапия».

Консультирование

На протяжении всего учебного года проводила консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.

Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками:

В 2018-2019 учебном году мною были даны консультации на темы:

  • «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад»
  • «Агрессивное поведение у детей»
  • «Капризы и упрямство»
  • «Аутизм. Виды аутизма»
  • «ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

  • «Развиваем познавательные процессы ребенка, играя дома»
  • «Разный темперамент – разные дети»
  • «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста».
  • «Детские страхи».
  • Консультация с элементами тренинга для родителей "Почему он не слушается? Наказание в жизни ребенка. Как найти золотую середину?"
  • Рекомендации родителям «Я здоров и независим».
  •  «Готовность ребенка к школе»
  • Особенности развития и обучения детей с разным типом темперамента.
  • «Знаете ли вы своего ребёнка»
  • «Поведение ребёнка в детском саду»

Профилактическая и просветительская работа.

Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.

В начале 2018-2019 учебного года я посетила собрания во всех возрастных группах. В подготовительных группах выступила с докладом «Психологическая готовность к школе», где дала конкретные рекомендации по подготовки детей к школе. На собрании во второй младшей группе дала консультацию на тему как подготовить ребенка к детскому саду.

В конце учебного года на собрании выпускных групп: познакомила родителей с результатами готовности воспитанников к обучению в школе; представила психолого-педагогические заключения на каждого воспитанника; дала необходимые советы и рекомендации для родителей будущих первоклассников; ответила на многие возникшие индивидуальные вопросы по подготовке воспитанников к обучению в школе.

На родительском собрании в подготовительной группе выступила с темой: «Сказкатерапия как средство развития детей дошкольного возраста». Совместно с родителями был создан коллаж «Сказочная страна».

В феврале провела анкетирование с педагогами «Психологический климат в коллективе».

Были опрошены 15 педагогов (88.2%). По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в коллективе благоприятный психологический климат.

В марте провела анкетирование с родителями старших групп на тему: «Ваши взаимоотношения с детьми». Подведя итоги, можно сказать, что большинство родителей считают общение с детьми важной составляющей в воспитании.

Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.

Организационно – методическая работа.

В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.

С целью оказания помощи педагогам посещала открытые занятия.

В психологическом кабинете создана копилка психологических игр и упражнений для использования на занятиях, прогулках.

Выступила на педагогических семинарах по теме «Аутизм. Виды аутизма», «Особенности развития и обучения детей с разным типом темперамента».

Тема выступления на педсовете №2: «Формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста».

Тема выступления на педсовете №3: «Результаты диагностического обследования»

Тема ПМПК: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Мониторинг освоения адаптированной образовательной программы. Динамика развития ребенка с ОВЗ Пахомова Ильи за 2018-2019 учебный год»

«Мониторинг освоения адаптированной образовательной программы. Динамика развития ребенка с ОВЗ Таранухи Дмитрия за 2018-2019 учебный год»

Явлюсь активным пользователем педагогического интернет сообщества: ИНФОУРОК, Продленка систематически размещаю на сайте (http://infourok.ru/) психологический материал для родителей и педагогов.

Участвовала в краевом конкурсе методических разработок «Лучший сценарий праздника».

Посетила семинар «Комплексный подход в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Прослушала международную научно-практическую конференцию: «Инновации в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра: исследования и практика DIRFloortime».

Посещаю вебинары для педагогов-психологов.

Во II полугодии принимала участие в заседаниях МО с тренингом: «Азбука финансов».

Перспективные направления на будущий год.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

Статистический отчет.

Выступление на педсоветах -3.

Выступление на педчасах -5

Участие в методических неделях-2

Открытые занятия для родителей -3

Открытые занятия для педагогов 4

Выступлений на ПМПК-4

Консультаций всего-17