Использование методов альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Кузнецова Галина Владимировна

Данная статья будет интересна педагогам и специалистам, работающих с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Использование методов альтернативной коммуникации

в работе учителя-дефектолога

с дошкольниками с ОВЗ»

Автор: Кузнецова Г.В.

(учитель-дефектолог ГДОУ №44)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Актуальность использования методов альтернативной коммуникации обусловлена изменением стратегии и тактики коррекционно-развивающего обучения и взаимодействия с детьми, начиная с дошкольной ступени непрерывного образования ребенка.

На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

В процессе моей педагогической практики работы с детьми с ОВЗ, с каждым годом выявляются все более глубокие и стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. Недоразвитие (или нарушение) коммуникативной функции общения приводит к нарушению связи ребёнка с социумом, затруднению социализации и адаптации ребенка в обществе.

Следует отметить, что в работе с неговорящими (или малоговорящими) детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не всегда может быть ведущей в социальной коммуникации ребенка.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что для успешного развития, адаптации и социализации данной категории детей, необходимо использовать отличные от речевых, альтернативные (дополнительные) системы организации межличностного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, которые бы способствовали развитию индивидуального «я» каждого ребенка с ОВЗ, созданию положительной атмосферы в группе.

В контексте реализации этих задач я использую аугментивную коммуникацию, которая является дополнительной, поддерживающей.

Что же такое альтернативная аугментивная коммуникация?

Альтернативная (аугментивная) коммуникация – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее. К таким относятся лица  с  серьезными  двигательными  нарушениями,  церебральным  параличом (дизартрия,  анартрия,  апраксия),  а  также  с  интеллектуальными  и эмоциональными  проблемами,  ограничивающими  механизм  усвоения вербальных  символов  (умственная  отсталость,  аутизм),  с  нарушениями слуха.

Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно, применяться как временная помощь или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Привлечение  подобных  средств  позволяют  создать  многогранную систему  коммуникации  с  лицами  ограниченными  в  возможностях вербального  общения. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Цель альтернативной коммуникации: создание условий для организации межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми, передачи социального опыта, а так же максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ.

Задачи альтернативной (аугментивной) коммуникация:

  • Формирование   умения  выражать свои мысли с помощью средств невербальной   коммуникации и речи:   используются   предметы,   картинки,   жесты, символы;  
  • Развитие понимания речи и способности выразить с помощью языка свои мысли и чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест;
  • Формирование  правильного  поведения   ребенка   в   окружающей   среде, необходимых  социально-значимых умений  и  навыков.

К средствам поддерживающей коммуникации, относятся:

  • Движения тела и жесты;
  • Тактильно воспринимаемые символы;
  • Графические символы (фотографии (цветные или черно-белые) с изображением объектов, людей, мест и т.д; картинный символы; пиктограммы);
  • Технические средства.

Работа по внедрению системы дополнительной коммуникации подразумевает реализацию четырех  взаимосвязанных между собой звеньев (принципов):

  • Принцип постоянной поддерживающей мотивации

Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

Ребенку в первую очередь предлагаются задания, имеющие отношение к его базовым потребностям. Желание пить, есть, гулять, играть. Следовательно, принцип реализуется в тесном контакте с родителями и педагогами, которые поддерживают мою работу в быту, на прогулке, при использовании мер дополнительного сопровождения.

  • Принцип функционального использования в коммуникации

Основная цель применения системы дополнительной коммуникации – это перевести теорию в практику, то есть перевод знаний и навыков, приобретенных в организованных формах работы в повседневную жизнь.

  • Принцип «от более реального к более абстрактному»

При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.

Идем от простого к сложному: сначала реализация (исполнение) базовых потребностей, что необходимо ребенку каждый день, потом предметы и явления окружающего мира, а затем все это объединяем и вводим абстрактные понятия.

  • Принцип избыточности символов, т.е. совмещение различных систем коммуникации – жестов, картинок.

   Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает, как отмечалось выше, развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя, таким образом, развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Например, сначала показываем игрушку «дом», потом картинку с изображением «дома», а потом жест «дом».

Требования к символам системы дополнительной коммуникации:

  • Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении;
  • Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика);
  • Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку;
  • Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку;
  • Слово должно быть написано специальным простым шрифтом;
  • Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

Привлечение родителей является залогом успеха реализации методов альтернативной коммуникации.

Разумеется, использование методов альтернативной коммуникации не является универсальной и единственной в работе с дошкольниками с ОВЗ.

К рискам использования аугментивной коммуникации можно отнести:

  • превращение процесса коммуникации в просмотр картинок и заданной информации;
  • требует от педагога постоянного контакта с родителями и обучения их системе коммуникации;
  • появление новых модифицированных методик и технологий работы с детьми в данном направлении;
  • появление современных технических устройств для обеспечения коммуникации (интерактивные технологии оцифровки жестов, смартфоны, портативные системы оречевления жеста и т.д.)

Таким образом, усвоение способов невербального и вербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать мир.

Учитывая современные тенденции в образовании детей с ОВЗ, исключительное значение в педагогическом процессе придается социализации, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, именно для решения этих задач наиболее успешно работают методы аугментивной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"

Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...

Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР»

Использование коммуникационных технологий постепенно овладевает системой не только всего образования, но и дошкольной, первой его ступенью. Применяются возможности компьютера и на занятиях в детском с...

Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР» -1.

Данная публикация - вторая презентация , раскрывающая используемое нами в коррекционно-развивающем процессе ИКТ как наиболее эффективное средство, облегчающее, с одной стороны, для нас выполнение свои...

Презентация педагогического проекта «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР» - 2

Данная публикация - следующая ступень детальнораскрываемого проекта, успешно используемого  в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР различного генеза. Здесь б...

Сообщение на городском методическом объединении психологов «Использование методов альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми»

На сегодняшний день  отмечается тенденция увеличения количества детей с серьезными нарушениями речи. У педагогов детского сада возникает немало трудностей в обучении и воспитании таких детей. Бол...

Применение технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативных способов коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ

Данная статья посвящена использованию  технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ (тяжелые и умеренные интеллектуа...

Презентация «Использование специальных методов и приёмов в работе учителя – дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР»

Кинезиология, как оздоровительная форма,  применяемая  в умственном и физическом оздоровлении дошкольников...