Применение технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативных способов коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Алексеева Ирина Николаевна

Данная статья посвящена использованию  технологии "сказкатерапия" с использованием альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ (тяжелые и умеренные интеллектуальные нарушения) в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkaterapiya_statya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗКАТЕРАПИЯ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБОВ КОММУНИКАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

"И нельзя без сказки нам прожить друзья,

                                Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

   Ведь со сказкой легче отыскать нам путь.

                                В маленькое сердце дверцу распахнуть."

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения интеллектуального развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), нарушена работа артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена, поэтому возникла потребность в поиске новых способов и методов работы, применение инновационных технологий в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

В коррекционной работе с дошкольниками таким методом является сказка. Этот метод приобрёл популярность в последнее время является наиболее универсальным методом воздействия.

Как известно, сказка для любого ребенка является увлекательным приключением.  В  процессе  восприятия  сказки  ребенок осваивает жизнь через переживания героев.

В работе учителя дефектолога применение элементов сказкотерапии помогает решать следующие задачи:

1.Коррекционно-образовательные: развитие всех компонентов речи.

2.Коррекционно-развивающие: развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления.

восприятия, воображения, общей и мелкой моторики.

3.Коррекционно-воспитательные: развитие доброты, любви к природе,

ответственности, сопереживания.

В сказкотерапии используются методы:

  • Рассказывание сказки
  • Рисование сказки
  • Изготовление героев из различных материалов и с использованием разнообразных техник
  • Театрализация
  • Сочинение своей сказки
  • Творческое изменение финала сказки

Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир приключений. Это способствует формированию у ребенка чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, внимание, а также воображение.
Сказкотерапия в коррекционном образовательном учреждении занимает особенное место, именно с помощью сказки дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

В рамках нашего учреждения находятся дети в том числе с умственными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Большинству из них не доступны вербальные формы общения, поэтому мы проводим “сказочные” занятия с использованием альтернативных способов коммуникации, в частности пиктограмм. Данная альтернатива позволяет детям по мере своих возможностей стать участником процесса.

В нашем варианте сказкотерапии задействовано максимальное количесиво анализаторов: слуховой, зрительный, двигательный, тактильный, что способствует наилучшему освоению процесса.

В связи с тем, что у детей в группе несколько разный уровень коммуникативных и физических возможностей, то с этой целью сказкотерапия проводится одновременно в нескольких параллелях. Для лучшего восприятия используется показ на фланелеграфе, используются пиктограммы, герои сказки в форме двигательных и слуховых образов, тактильные формы. Дети видят предмет и соотносят его с пиктограммой, слушают музыкальный образ сказочного героя, затем изображают его, после - могут на ощупь прикоснуться. Так создаётся целостная картина героя и сказки в целом. Т. е. у каждого ребёнка появляется шанс участвовать в сказке и выражать свои эмоции через сохранные возможности своего организма.

На занятиях по сказкотерапии расширяется кругозор ребенка, развивается речь, обогащается активный словарь, развивается мышление воображение, формируется экологическая культура. Игры и упражнения “сказочных занятий”, направленные на двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Роль сказкотерапии важна для детей с умеренной и выраженной интеллектуальной недостаточностью Данная методика позволяет развить   понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов и  умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения, умение пользоваться доступными средствами коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач, с использованием  предметов и жестов. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.

«Литература»

1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: Речь, 2003

2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: «Златоуст», 1998.

3. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 2004.

4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006.

5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Ярославль.: ГЦРО, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха....

Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога

Использование форм речевого развития в работе учителя-дефектолога...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ

Данная статья будет интересна педагогам и специалистам, работающих с детьми с ОВЗ....

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР.

Предлагаю обратить ваше внимание на следующие методы ТРИЗ технологий, которые можно использовать на коррекционных занятиях, например,Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американски...

Презентация для мастер-класса "Использование нейротренажёров в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР"

Какие есть нейротренажеры у меня?Их можно условно разделить на:-тренажёры для рук;-тренажёры для ног....

Мастер – класс для педагогов «Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»

Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми....