Развиваем внимание. Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания, развитие мышления, памяти и творческого воображения детей 3- 4 лет
статья по коррекционной педагогике

Наталья Олеговна Пискарева

Что такое внимание? Характеристика внимания. картотека игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания, развитие мышления, памяти и творческого воображения детей 3- 4 лет

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Продолжительность занятий с детьми 3-4 лет не должна превышать 14-20 минут. Игре с дошкольником 5-6 лет можно посвятить около получаса. Школьники могут заниматься до 45 минут.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую.

Удерживает внимание 5-10 минут.

Объём внимания 3-4 предмета

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

Объём памяти 3-4 предмета из 5

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Внимание

Название игры

Цель

Описание

Дидактический материал

Похоже – не похоже

Развитие устойчивости и увеличение объема внимания.

  • Предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).
  • Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.
  • Закрепляем: можно на участке, в группе поиграть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы. Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие.

Пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка. Демонстрационные картинки по лексическим темам.

Найди пару (парные картинки)

Развитие устойчивости внимания

Вариант 1 Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч и это мяч. Два мяча-пара». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары.

Вариант 2

Один набор картинок раздается играющим. Другой остается у педагога. Педагог описывает картинку, не показывая её детям. Они должны по описанию угадать и назвать предмет.

Вариант 3

Все картинки раздаются детям. Дети описывают свои картинки, обращая внимание на название предмета, его цвет, форму, части. У кого вторая картинка - называет картинку. Игра заканчивается, когда подобраны все пары.

Парные карточки, можно подобрать по лексическим темам.

Звучащие предметы

Развитие  слухового внимания; развитие сообразительности, выдержки.

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные  инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.

Зеркало

Развитие концентрации и объема внимания, поможет подготовиться к более сложным заданиям.

Предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения.

  • Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д.
  • Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

А может, вы поете и кружитесь вокруг себя? Фантазируйте!

  • Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.
  • Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

______________

Забавный художник

Нелепицы

Найди отличия

Развитие произвольного внимания

Покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.

  • А может, художник нарисовал что-то неправильно?  (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег... на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.
  • Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает.
  • Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга.

Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 2-4 отличиями в каждой и т. д.

Приложение № 1

Выкладывание палочек

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен».

Оборудование: счетные палочки (трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Приложение № 2

Найди тень

Развитие произвольного внимания.

 Ребенку предлагают предметный рисунок с изображением его тени.

Инструкция: «Посмотри на картинки и найди тень…».

Оборудование: рисунки с предметами  и отбрасываемой тени.

Приложение № 3

Лото

Развитие произвольного внимания.

Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной карточке из коробочки, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет карточку и закрывает ею соответствующую клеточку большой карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Оборудование: картинки с изображением предметов (животных, птиц) и большие  карт с изображением этих же предметов.

 Волшебный мешочек

Развитие устойчивости внимания.

Положите в мешочек все выбранные для игры предметы, затяните мешочек завязками так, чтобы осталось небольшое отверстие, в которое ребёнок сможет просунуть руку. Попросите малыша вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь. 
Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее игра. Для трёхлеток больше 5 - 6 предметов брать не стоит.

Для игры понадобятся мешочек с завязками и разные небольшие предметы: игрушки, детали конструктора, кубики и так далее.

Длинный хвост

Развитие концентрации, устойчивости внимания

По команде ведущего им нужно быстро построиться в шеренгу от самого коротенького до самого длинного хвоста, затем наоборот. Можно предложить признак пушистости хвоста. Важно, чтобы дети выполнили задание быстро и правильно. Если играющих много, то они делятся на две команды и соревнуются на время и точность игры.

Вариант для самых маленьких. Детям показывают картинку, на которой изображены различные животные. Задача ребенка — найти животное с самым маленьким (большим) хвостом; с самым коротким (длинным) хвостом; назвать последовательно животных по увеличению (уменьшению) длины хвоста и т.д.

Детям раздаются картинки с животными, у которых хвосты разной длины (можно и почти бесхвостых, например, медведь).

Приложение № 4

Успей дотронуться

Развитие концентрации, устойчивости внимания

Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.». можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».

________________

Летает – не летает

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

_______________

Топ-хлоп

Упражнение на развитие переключения внимания.

 Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши, если противоречит действительности - топают. Например, ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" - должны хлопать, потому что высказывание верное.

_______________

Съедобное – несъедобное

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

_______________

Поймай слово

Упражнение на развитие концентрации и переключения внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем

объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

________________

Местное радио

Упражнение на развитие концентрации и переключения внимания.

Дети сидят полукругом. Воспитатель смотрит на них и запоминает характерные детали одежды. Отвернувшись  объявляет: "Внимание! Внимание! Потерялась девочка с белым бантом, в синем платье. Пусть она подойдет к "милиционеру". Дети слушают, смотрят друг на друга. Девочка, которую ищут, встает, подходит к "милиционеру" (один из детей), называет свое имя, фамилию.

________________

Лабиринты

Цель – развивать умение концентрировать внимание, связную речь, самоконтроль.

Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки (карандаша).

Лабиринты

Приложение № 5

Зашумленные картинки

Развитие концентрации внимания

Что спрятано на картинке? Найди и раскрась.

Приложение № 6

Коврик - домик

Развитие зрительного и слухового внимания

Разложить на ковре геометрические коврики – домики. Дети под музыку свободно двигаются по группе, когда музыка останавливается, педагог показывает геометрическую фигуру. Дети должны найти такой же коврик – домик и спрятаться в него.

Геометрические коврики – домики, один набор таких же геометрических фигур.

Развитие памяти

Супермаркет

Развитие кратковременной памяти

Предложите поиграть в магазин. Отправьте ребенка за покупками, попросите его запомнить все, что нужно купить. Начните с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

Меняйтесь ролями. Вы и ребенок можете быть по очереди и дочкой (или сыном), и мамой (папой), и продавцом, который вначале выслушает заказ, а потом принесет его.

Можно брать предметные картинки или игрушки.

Найди картинку

Развитие кратковременной памяти

Показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить несколько картинок, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

Картинки одинакового формата с различными изображениями (можно подбирать по лексическим темам)

Каждой вещи — своё место

Развитие долговременной памяти

 Привлеките ребенка к уборке группы. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — кукла, книга и т. Д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и группе чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.

________________

Что бывает ….

Развитие долговременной памяти, навык обобщения предметов по признаку или свойству

Педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (цыплёнок, солнышко и т.д.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т.д.

________________

Помнишь ли ты

Развитие долговременной памяти

Предложить ребенку перечислить мебель, которая стоит в группе (дома, у бабушке в гостиной, кухне, спальне и т.п.).или вспомнить что находится во дворе детского сада. Что делала бабушка на даче? И т.д.

________________

Карлсон расшалился

Развитие зрительной памяти

Поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.

  • Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки.
  • Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.

Игрушки

Запоминай-ка

Развитие зрительной памяти

Разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч, корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через 2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил. Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.

  • А вы хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки? Придумайте с ним рассказ, в котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и морковь. В корзину положили листья и пирог.
  • Усложняем: можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет запоминать все лучше.

Предметные картинки (можно использовать материал по лексической теме)

Прятки

Развитие зрительной памяти

На глазах у ребенка положите под один из перевернутых стаканчиков любую мелкую игрушку или фасоль, пуговичку и т. П. Секунд через 15 попросите ребенка найти стаканчик с игрушкой.

  • Закрепляем: на прогулке можно положить камешки 1-2 штуки под перевернутые формочки.
  • Усложняем: увеличьте количество стаканчиков и спрятанных игрушек. Можно поменяться ролями, пусть ребенок прячет игрушки, вы ищите их. А если вы их не найдете, то ребенок с удовольствием вам поможет

4-6 пластиковых стаканчиков из-под йогурта, сметаны, формочки для работы в песке.

Повторяй-ка

развитие зрительной памяти, мелкой моторики.

Нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. Д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.

  • Закрепляем: меняйте узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т. Д.
  • Усложняем: постройте дом из кубиков: основание — куб, стены — кубики разного цвета, призма — крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.

Карандаш, бумага

Запоминай-ка

Развитие слуховой памяти

Дети сидят за столом

Инструкция: Послушайте внимательно и запомните, что увидел снеговик под елкой. (слова произносятся в медленном темпе с интервалом между словами)

- Собака, конфета, мышка, санки, мешок.

Найдите эти предметы на своем листочке и обведите их.

-  Мост, листочек, шарф, окно, стол.

Найдите эти предметы на своем листочке и обведите их.

- Конфета, бабочка, машина, улитка, лягушка.

Найдите эти предметы на своем листочке и обведите их.

Приложение № 7

Повторяй за мной

Развитие слуховой памяти

Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите ребенка повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.

Карандаш

Я скажу, а ты запомни

Развитие слуховой памяти

Предложить ребенку повторить те предметы, которые будут перечислены. Начинать следует с небольшого количества предметов. Диван, стол, кресло, чашка и т.п. в дальнейшем можно увеличивать количество перечисляемых предметов.

_______________

Мышление

Достань шарики

Развитие наглядно – действенного мышления

Взрослый показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины, на дне лежат шарики. «В воду упали шарики, их надо достать». Рядом лежат: Ложка, черпачок, вилка, палочка с колечком. Детям дается возможность попробовать все предметы и выбрать подходящий. При необходимости взрослый показывает действие с черпачком. 

Высокая банка с водой, ложка, вилка, палочка с колечком, черпачок.

Классификация

Развитие наглядно – действенного мышления

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. 

Можно использовать картинки по лексическим темам

Кто что ест? 

Развитие наглядно – действенного мышления

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить». 

Приложение № 8

Рамки вкладыши

Развитие наглядно – действенного мышления

Педагог просит ребенка открыть все окошки в рамке.

Усложнение: педагог просит ребенка открыть (закрыть) определенное окошко (предмет или животное).

Например: красное, квадрат, кошку, арбуз, колесо и т.д.

Деревянные или мягкие рамки – вкладыши.

Чередование

Развитие наглядно – действенного мышления

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Такможно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

Бусы, счетные палочки, карандаши, лист бумаги.

Заколдованные сказки

Развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения

Играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. Д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

  • Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируйте. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра», — остальное придумаете сами с ребенком или с членами семьи.

Кружочки разного размера и цвета

Дружные фигурки

Развитие наглядно- образного мышления

Нарисуйте на листе бумаги 7-8 любых фигур, какие придут вам на ум. Например: круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. Д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.

  • Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.

Бумага, ручка или карандаш.

Карточки для штрихования.

Приложение № 9

Угадай по описанию 

Развитие мышления

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. 

Предметные картинки, игрушки.

Подбери заплатку

Развитие наглядно- образного мышления

Педагог показывает детям картинки с недорисованными картинками (обыгрывает ситуацию, потерялись кусочки картинки и пр.) просит детей помочь исправить (собрать целую), подобрать заплатку.

Приложение № 10

Кто это делает?

Развитие логического мышления, наблюдательность

Предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с тобой в парк, цирк и т.п. (Мама или папа) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (парикмахер) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (врач)

________________

Товарный поезд

Развитие логического мышления

Предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д.  

Карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные)

Докажи

Развитие мышления, умения анализировать, приводить и отстаивать доводы

Начать игру так: «Мне кажется, что мама теленка – лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т.п.». побудить ребенка объяснить вам, что теленок – детеныш коровы, а не лошади: у лошади нет рогов, у теленка нет гривы, лошадь ржет, теленок – мычим и т.п..

«У воробья есть клюв и перья, значит его мама курица». Контрфакты:  разный размер, воробей летает – курица нет, воробей чирикает – курица квохчет, кудахчет и т.д.. Противопоставлять можно разные объекты и категории, например,  «медведь живет в норе», «хлеб растет на дереве» и т.п. Каждую игру следует доводить до логического завершения, чтобы у ребенка сформировались верные образы рассматриваемых объектов.

Карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные)

Воображение

Облака, белогривые лошадки...

Развитие творческого воображения, целостного восприятия

Понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте с детьми.

  • Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.
  • Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?
  • Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.

________________

Кляксография

Разбитие творческого воображения и целостного восприятия

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

краски, кисть, бумага

Кругольники

Развитие творческого воображения

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка.

  • Закрепляем: рисуйте вместе с ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.).

нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники

Кто кем будет?

Развитие творческого воображения и мышления

Спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.

Предметные картинки

Превращалка

Развитие творческого воображения

Покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем лучше.

  • Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? Вместо машинки?».

Предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т. п.

Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем

Развитие творческого воображения, тренирует сообразительность

Взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

  • Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.
  • Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду).

________________

Чего на свете не бывает?

Развитие воображения

Инструкция: возьми волшебные карандаши и нарисуй то, чего на свете не бывает.

Лист бумаги и карандаши

Перепутанная сказка

Развитие воображения, памяти и связной речи

Начать рассказывать сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей – колобок!» можно пофантазировать с детьми, что же будет дальше? Выслушать все предложения и совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

_______________

Вам письмо

Развитие творческого воображения, тренирует сообразительность, развивает связную речь

Написать детям красочное письмо от имени сказочного героя. Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить детям (ребенку) вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т.д. запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.

Лист бумаги, ручка, конверт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания .

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания...

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Задания, упражнения, игры, направленные на развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Развитие внимания, памяти и мышления.

ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ РУКИ, РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ...

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания

Картотека игр, направленных на развитие устойчивости, концентрации, переключения, увеличения объема внимания...