Развитие художественного вкуса и творческого воображения детей в изобразительной деятельности.
статья (рисование, старшая группа) по теме

Третьякова Ольга Николаевна

рекомендации для родителей и педагогов из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_khud._vkusa.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие художественного вкуса и творческого воображения детей в изобразительной деятельности

Подлинную красоту воспринимает
только чистая, прекрасная душа.
Душа ребенка. Прекрасное - не терпит лжи.
Если душа осквернена ложью,
глаза не видят прекрасного.
Ложь уничтожает красоту, а красота — ложь.

Э. Межелайтис

Прекрасное в жизни — и средство, и результат художественного воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с восприятием и пониманием прекрасного в окружающей действительности.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарование в определенных его видах — изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Изобразительное искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линию, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития, выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя я радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее; внимательнее, ярче и полнее откликаться.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предметы, определяют его свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения — ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

Дети замечают определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие — радостное и необыкновенное. Изобразительное искусство так же, как явления природы и предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания (если к этому побуждает ребенка взрослый). Содержание этих высказываний связано с теми впечатлениями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

Дети отмечают средства выразительности в музыкальных, поэтических произведениях. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова обогащается эстетическое переживание ребенка и становится разносторонним. Зарождается художественный вкус.

Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве (искусстве взрослых). Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты, оно так же разнообразно по видам и жанрам. Очевидно, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и нужно приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песня и инструментальное произведение, картинка и декоративное изделие — с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств — они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Художественные навыки в области рисования, лепки, пения, выразительного чтения становятся устойчивее. Благодаря практическим упражнениям становится тоньше  художественное восприятие. Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художественные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), компоновка узоров декоративного рисунка. Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д. Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях. Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (украшательство детских уголков в группе и доме), реагировать на прекрасное и адекватно на безобразные поступки.

В процессе знакомства с литературными произведениями  дети стремятся поделиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, рассказать о своих переживаниях, прочесть понравившееся стихотворение. Постоянное общение с книгой развивает творческие способности, которые реализуются в рисовании и других видах художественной деятельности. Неотрывно от ознакомления с художественной литературой происходит и ознакомление с изобразительным искусством. Начиная с рассматривания книжной графики, мы постепенно переходим к рассматриванию картин великих мастеров в живописи, к изучению скульптуры и архитектуры, народно-прикладного искусства. Таким образом, решается и воплощается задача развития ребенка как творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие художественного вкуса в процессе ознакомления детей с хохломской росписью

Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью......

Развитие художественно- творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности

Развитие художественно- творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности (выполнение композиции зимний лес)»

quot;Развитие твореских способностей детей в изобразительной деятельности". Выполнение композиции зимний лес (работа с губкой)....

Консультация для педагогов Развитие творческого воображения на занятиях изобразительной деятельности

Консультация для педагогов Развитие творческого воображения на занятиях изобразительной деятельности...