Развитие эмоционального мира и творческого воображения детей старшего возраста средствами театральной деятельности.
консультация (старшая группа) на тему

Григорьева Валентина Михайловна

Театральная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального мира и творческого воображения детей старшего возраста средствами театральной деятельности.

Театральная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в дошкольном возрасте, дарит ему радость.
Для того, чтобы театрализованные игры в группе детского сада имели место, к этому должен быть готов сам воспитатель.  Наше умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жесты, побуждать ребенка воспроизвести услышанное, дают ему определенный эталон для подражания,
 

необходимо чтобы воспитатель был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.
Театрализованная деятельность, проводимая с детьми, выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
В театрализованную деятельность я включаю как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.). Например, театральные этюды я использовала в проекте
«Сказки о Доброте, Любви и Дружбе» по социально-нравственному воспитанию. Частью проекта была  тема «Как мы играем». Дети в коротких театральных сценках показали как отрицательные, так и положительные поступки детей в совместной игре и после их обсуждения, пришли к правильному выводу, что  дружба, взаимопонимание, уступчивость, вежливость детей в игровом сообществе приносят положительные эмоции, желание играть вместе, создавать творческие игры.
 Проводим этюды, которые помогают детям овладеть средствами образной выразительности: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой. Цель их: активизировать воображение детей, побудить к общению, речевому сопровождению своих действий. Детям предлагается стать то кустиком, то мышкой, то бездомным котенком. Ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, диалогическую речь.  
Детям предлагались стихи с имитацией движений,
«пальчиковые игры» - где они учились сочетать движения и речь.
Развитию воображения, уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого мы используем разнообразные приемы:
- выбор роли по желанию;
-сочини присказку к сказке и стань главным героем;
- распределение ролей по карточкам, считалкой.
При этом возникают две основные проблемы: ролей не хватает на всех детей, и кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую из них помогает решить подгрупповая организация игр-представлений или придумывание дополнительных ролей ( растения, звери, насекомые, времена года…).
Вторая проблема – сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. В таких случаях я подчеркиваю, что в театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли,

и стараюсь проводить сменяемость ролей.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов.                                                                                           Театрализованная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Возможными путями для его развития могут быть: посещение театра, просмотр спектаклей, беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения по социально-эмоциональному развитию; рисование на тему сказок; придумывание новых сказок; применение творческих игр, заданий, упражнений. Детьми нашей группы в рамках проекта создан фильм
«Как Оля подружилась с ребятами». Слайды фильма - это рисунки детей по творчески сочиненному и озвученному рассказу.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театральной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театральной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию устной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи».  Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Мы  строго следим за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Недопускаем, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопускаем деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театральной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

 Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение, развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности, а игра «В театр» занимает особое место. Все виды игр по существу являются искусством ребёнка, его творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому человеку в любом виде деятельности....

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами правополушарного рисования.

Статья включает в себя опыт работы с детьми дошкольного возраста по правополушарному рисованию...

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

    Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейс...

Круг Луллия как эффективное средство развития познавательных способностей и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда  Луллия - "Круги Луллия"....

Проект по самообразованию на тему: «Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»

Проект по самообразованию на тему:«Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»...