Главные вкладки

    Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности
    статья (старшая группа)

    Вахитова Нурия Каюмовна

    Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому человеку в любом виде деятельности.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие социально – эмоциональной сферы у детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности  

    Дошкольное детство – это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются общие способности необходимые любому человеку в любом виде деятельности.  

    Старший дошкольный возраст (5,5-7 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности, потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.). Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе [3].

    В нашем современном мире уже трудно чем-то удивить, восхитить детей и призвать к отзывчивости и состраданию. Так дошкольник отвечает агрессией на агрессивные действия сверстника, но спокойно допускает агрессию со стороны  младшего ребенка. Такая дифференциация поведения в старшем дошкольном возрасте обосновывается переходом эмоциональных процессов в сферу произвольной регуляции. Они не всегда могут понять свои чувства, а так же чувства сверстников и взрослых. Эмоции выражают в резкой форме. Игры у детей  часто носят процессуальный характер, простые игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски, часто употребляются сленговые выражения. Даже обученные дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения и эмоциональное состояние.

    Столкнувшись с комплексом вышеперечисленных проблем, для преодоления трудностей в работе, мы стали активно использовать театрализованную деятельность в формировании социально - эмоциональной сферы ребёнка.

    Театрализованные игры позволяют не только развивать и воспитывать, но и корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние, обучают взаимодействию друг с другом и со взрослыми, создают условия для воспитания нравственно – коммуникативной культуры.

    Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Ее лучше всего организовать в форме игровой совместной деятельности, включающей в себя элементы театрализованных игр, целью которой является развитие социально-эмоциональной сферы, игровых умений, творческой инициативы, воображения. Основные задачи театрализованных игр - приобщить детей к миру игры и театра, создать положительный эмоциональный  настрой, снять напряженность, решать конфликтные ситуации через игру, учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру), воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам товарищей и огорчаться их неудачам, вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

    Решая вопрос о способах и возможностях использования различных направлений театрализованной деятельности в педагогическом процессе, мы обратились к проектной деятельности. Она является одной из современных  инновационных педагогических технологий. Осуществляя проект «Труд и лень», мы получили неожиданные результаты. Целью проекта было формирование положительного отношения к труду через театрализованную деятельность.

    Итоговым мероприятием нашего проекта стало театрализованное представление «Труд кормит, а лень портит». Сначала нам надо было создать эмоционально благоприятный фон в группе и доброе отношение между взрослыми и детьми. Совместно с детьми и родителями мы проводили вечера досуга с исполнением сюжетной линии некоторых художественных произведений, таких как «Медведь - половинщик», «Как Отеть с Ленью зимовали», «Сказка про лень», включающие в себя этюды, инсценировки, игры-драматизации, викторины. Дети совместно с родителями показывали настольный кукольный театр «Вершки и корешки». Родители поддержали нас, помогли в изготовлении кукольного театра, костюмов и атрибутов, участвовали в театрализованном представлении. В совместной деятельности проводили различные упражнения по формированию выразительности исполнения мимики, жестов, позы, интонации, а также включали игры на развитие социально – эмоциональной сферы ребёнка. Благодаря этой работе в группе был создан уголок сказки. В уголке сказки появились различные виды кукольного театра, дидактические игры по развитию эмоций у детей, сборники сказок. У детей появился интерес, они стали самостоятельно использовать персонажей кукольного театра, эмоционально и выразительно импровизировали небольшие тексты. Мы обратили внимание на то, что у детей улучшилось настроение, появилась уверенность в себе, они стали активными в общении друг с другом, разговорчивее со взрослыми, появились интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, охотно стали выполнять порученные задания.

    Надо помнить, что наши дети становятся полноправными членами общества очень рано. Выполняя ту или иную социальную роль (сын, брат, воспитанник, друг и т.д.), им необходимы навыки общения и сопереживания.  К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования: ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами, хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания [Проект ФГОС ДО 2013г. п.6, с.33]. Именно это мы можем обеспечить в процессе организованной совместной театрализованной деятельности.

    Кроме того, театрализованная деятельность обеспечивает коррекционный эффект для детей с нарушением эмоционально–волевой сферы, интеллектуального и речевого  развития. Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например: семья, времена года, «из жизни животных», «из жизни растений», труд людей и т.д. При выборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребёнка, практической значимостью тематики для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.  

    Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх, различению их цвета, формы, величины.

    В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие; стимулируются мыслительные операции,
    активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, развивается эмоционально – волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их [2, с. 32-34] и позволяют избежать психоэмоционального напряжения, ведущего к отклонению в физическом и в психическом здоровье в период адаптации и в процессе дальнейшего обучения в школе.

    Список литературы.

    1.    Журнал «Дошкольное воспитание» №4, - 2001.

    2.    Лаврентьева М.В. Ребенок в старшем дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36690.php

    3. Проект. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования. - 2013.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. В концепции дошкольного образования приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста поределяется формирование их...

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. В настоящее время, сказка может с...