Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    консультация на тему

    Пулина Марина Викторовна

    В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. В концепции дошкольного образования приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста поределяется формирование их  творческих споособностей в художественно-речевой, изобразительной и музыкальной, театральной деятельности. Театр - один из самых доступных и демократичных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы связанные с:

    - художественным образованием и воспитанием детей;

    -  формированием эстетического вкуса;

    - нравственным воспитанием;

    - развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным способам общения);

    - развитие воли, памяти, воображения, ининциативности, фантазии, речи (монолога и диалога);

    - созданием положительного настроя, снятием напряжения, решением конфликтных ситуаций через игру.

    Этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Педагог – психолог МАДОУ ЦРР д/с 133 Молькова М.В.

    Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
    В. А. Сухомлинский

    В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

    В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности.

     Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера.

     В связи с этим огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

     Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

    (3 слайд)  Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

    Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

     Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

     Введите в мир театра малыша,

     Узнает он, как сказка хороша,

     Проникнется теплом и добротой,

     И сказку унесет с собой.

    (4 – 5 слайд) Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

     - художественным образованием и воспитанием детей;

     - формированием эстетического вкуса;

     - нравственным воспитанием;

     - развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

     - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

     - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

     Особая роль театрализованных игр отводится в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

    (6 слайд) Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

     1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

     2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

     3) развитие реальных мотивов:

     а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

     б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

     в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

    (7 слайд) Существуют проблемы, волнующие многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

     У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

     Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

     Все это может дать театрализованная деятельность.

    Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы, ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

     Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

     Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

    Так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса), она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы детей.

     (8 слайд) Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей (эмпатия). Также у детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения  (пантомимику), а также свои голосовые возможности.

     Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

     Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

     Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

    (9 слайд)  Этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности:

     - накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства;

    - активное включение в художественно-игровую деятельность;

     - поиск-интерпретация поведения в роли;

     - создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

     Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

     Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.

     В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра.

     Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

    (10 слайд)  Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

    Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

     Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества.

     Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.

     А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

    (11 слайд)   Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

     Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

    Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности дошкольников

    Организация детской художественно – творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

    Становление творческой личности ребёнка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно – эстетического воспитания.

    (12 слайд)   Совместная театрализованная деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Её задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данной совместной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

    — развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

    — создание атмосферы творчества;

    — социально – эмоциональное развитие детей.

    Содержанием совместной театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

    Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

    Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

    (13 слайд) Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

    — понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

    — помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

    Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

    Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

    (14 слайд) В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

    — развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

    — воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

    — овладение импровизационными умениями;

    — развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

    — совершенствование познавательных процессов.

    Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

    — введение в тему, создание эмоционального настроения;

    — театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

    — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей.

    Необходимо помнить, что вторгаться сверх меры, расхваливать отдельных детей за удачное исполнение не стоит. Важно, чтобы все дети принимали участие, проявляли творческую инициативу. Поэтому воспитателю в процессе игры и при подведении итогов нужно сказать добрые слова участникам, возможно, особо похвалить тех, кто ранее был пассивен, стеснителен. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отметить, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

    (15 слайд) Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

    Список литературы.

    1. Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999.
    2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
    3. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997.
    4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
    5. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
    6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
    7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
    8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
    9. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.
    10. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л.Д.Кошелевой. М. 1985.
    11. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. С-Пб., 1987.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с 133 Молькова М.В .

    Слайд 2

    Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок. В. Сухомлинский

    Слайд 3

    Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

    Слайд 4

    Введите в мир театра малыша, Узнает он, как сказка хороша, Проникнется теплом и добротой, И сказку унесет с собой. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей

    Слайд 5

    Театрализованная деятельность решает задачи, связанные с: - художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

    Слайд 6

    Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения. Психологическая комфортность предполагает: 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов; 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; 3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

    Слайд 7

    Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы (страхи, стеснительность, тревожность, заторможенность; развязаность и суетливость; отсутствие навыков произвольного поведения, недостаточное развитие психических процессов и речи), ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает установить с ребенком продуктивный контакт. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

    Слайд 8

    Использование пиктограмм , с пособствует усвоению детьми графического изображения эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей (эмпатия). У детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения (пантомимику), а также свои голосовые возможности.

    Слайд 9

    Э тапы формирования творческой активности детей : - накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства; - активное включение в художественно-игровую деятельность; - поиск-интерпретация поведения в роли; - создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

    Слайд 10

    Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

    Слайд 11

    Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

    Слайд 12

    Функции совместной театрализованной деятельности : — познавательная, — воспитательная — развивающая. Цели: — развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; — создание атмосферы творчества; — социально – эмоциональное развитие детей.

    Слайд 13

    Чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи: — понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; — помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

    Слайд 14

    В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи : — развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника; — воспитание интереса к различным видам творческой деятельности; — овладение импровизационными умениями; — развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности; — совершенствование познавательных процессов. Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме: — введение в тему, создание эмоционального настроения; — театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал; — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Слайд 15

    Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Памятка по организации театрализованной деятельности в ДОУ

    Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

     ● Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных.

     ● Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов).

     ● Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.

     Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

     ● Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы.

     Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

     В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы:

     - гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);

     - интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);

     - творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

     Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

     ● метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

     ● метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

     ● метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

    Общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

    Выбор произведений для игр-драматизаций осуществляется по следующим принципам:
    – сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;
    – эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;
    – увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;
    – богатый и яркий иллюстративный материал.

    Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные.

    Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях

    Совместная деятельность

    Совместная деятельность должна выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Её содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

    —  развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

    — созданию атмосферы творчества,

    — социально – эмоциональное развитие детей.

    Поэтому содержанием такой совместной деятельности является не только знакомство с текстом, какого – либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка.

    Содержание совместной театрализованной деятельности включает в себя:

    — просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

    — игры – драматизации;

    — разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    — подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

    — упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

    — отдельные упражнения по этике;

    — упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

    Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

    — введение в тему, создание эмоционального настроения;

    — театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

    — эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж), проигрывание ролей в парах.

    Индивидуальная работа

    Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребёнком – один на один. Индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре – драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

    Самостоятельная деятельность детей – театрализованные игры

    Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно – пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Поэтому, при проектировании предметно – пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально – личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально – психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую – либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

    Развлечения

    Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

    Праздники

    Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно – речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

    Воспитателю следует помнить, что праздничный утренник – это, прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

    Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...

    Проект по теме: «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

    В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества ...

    Педагогический совет "Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

    Педагогический совет является хорошим подспорьем для старших воспитателей детских садов....

    "Развитие эмоционального благополучия детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность".

    В статье рассказывается о роли театрализации в процессе воспитательно - образовательной работы с дошкольниками....

    Сообщение для педагогов ДОУ на семинаре - практикуме "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность". Уровень ДОУ 2018г.

    27 ноября 2018 года в МДОУ № 51 прошёл семинар-практикум "Театрально-игровая деятельность в детском саду". Музыкальный руководитель нашего детского сада, Кочергина Татьяна Дмитриевна выступи...