Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы на примере творчества Агнии Барто.
консультация по психологии (младшая группа)

Ольга Александровна Князева

Консультация для информационного стенда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachimost_stihov_agnii_barto.docx225.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами художественной литературы на примере творчества Агнии Барто.

«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»

В. А. Сухомлинский

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Одним из наиболее эффективных средств развития эмоциональной сферы  детей является художественная литература.

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.

Проблема заключается в том, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои эмоции и чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе.

Особое внимание стоит уделить всем нами любимым стихам Агнии Барто. Веселые и интересные стихи Агнии Барто, ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей. Потому что в своих детских стихах она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний - но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница.

Работа над эмоциональной окраской стихов.

Развитие эмоционального интеллекта.

 От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

Пример домашнего чтения: посмотрите на картинку вместе с ребенком, зачитывая стихотворение. После задайте ему вопросы.

https://raskz.ot7.ru/uploads/6/9/5/%D0%97%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D1%83-%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%A5%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%BA%D0%B0957.jpg

- Стихотворение веселое, грустное или гневное?

- Вам жалко зайку?

- Почему ему так грустно?

- Послушайте и ответьте, какое настроение у следующего стихотворения.

https://ck.ot7.ru/uploads/1/0/1/Tanya-gromko-plachet_101398.jpg

- Про кого это стихотворение?

- Какое настроение у Тани?

- Почему она грустит и плачет?

- Покажи, как Таня грустит.

- Есть еще одно хорошее стихотворение, может, вы его знаете уже. Посмотрите на картинку и послушайте.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

- Про кого это стихотворение?

- Оно веселое, грустное или гневное?

- Чему мальчик радуется?

Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках. Но он растёт.

А я не знал, что я расту.

Всё время, каждый час.

Я сел на стул

Но я расту,

Расту, шагая в класс

Ясно обрисовывая в своих лаконичных, всегда сюжетных стихах характер героев, автор не выражает к ним своего отношения с назойливой прямолинейностью или с отталкивающей детей нравоучительностью. Просто поэт рассказывает о своих героях с той же серьезностью и увлеченностью, какая отличает рассказы, игры самих детей. У нее особый дар говорить с детьми. Она для ребят "своя".

Примерный список литературы для чтения детям:

• младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет - с помощью любимых игрушек инсценировать стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки») «Бычок», «Мячик», «Слон», «Мишка», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик»; «Кто как кричит»; «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;

• средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) - «Уехали», «Я знаю, что надо придумать», для заучивания наизусть - «Я знаю, что надо придумать»;

 • старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - «Веревочка».

Как видно из списка литературы поэзия А. Л. Барто сопровождает дошкольника весь период его пребывания в ДОУ.

Вывод: художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.

Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. В концепции дошкольного образования приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста поределяется формирование их...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера — это состояния, которые выражаются в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения, они же являются одним из главных регуляторов любой деятельности, поведения и стан...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера — это состояния, которые выражаются в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения, они же являются одним из главных регуляторов любой деятельности, поведения и стан...