Проект по самообразованию на тему: «Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»
рабочая программа (младшая группа)

Батина Лилия Александровна

Проект по самообразованию на тему:

«Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по самообразованию 31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Анцирский детский сад»

УТВЕРЖДЕНО:    

Заведующий МБДОУ

«Анцирский детский сад»  

О.В.Долингер______________

«04» сентября 2023г.

Проект по самообразованию на тему:

«Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»

Воспитатель:  Батина Лилия Александровна

Анцирь

2023г.

Введение

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ мамы. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным. Не нужно подталкивать ребенка к самостоятельности — нужно играть вместе. В совместной с взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Закрепление представлений о назначении и свойствах предметов. Все, что дети делают в повседневной жизни, они вполне могут отображать и в своих, пусть еще очень простых играх.

Актуальность темы

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко проявляются и развиваются в художественно-эстетической деятельности воспитанников.

Я считаю, что благодаря этой деятельности у дошкольников происходит формирование устойчивого интереса к различным видам искусства, развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности. У детей исчезает чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. Развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Для того, чтобы развить творческую активность дошкольников, я создаю определенные условия, а именно:

- пространство развивающей предметной среды организую так, чтобы в ней были визуально представлены все виды художественно-эстетической деятельности и ребенок активно взаимодействовал с любыми пособиями и атрибутами;

- способствую самостоятельной художественно-эстетической деятельности воспитанников.

Для художественно-эстетического развития особое значение имеет эстетически развивающая среда, посредством которой ребенок постепенно вовлекается в творческий процесс, получая радость и удовольствие от максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы.

Благодаря созданным условиям воспитанники могут реализовать свои потребности, интересы и творческие способности в свободной самостоятельной деятельности. (В младшем возрасте воспитанники могут самостоятельно выбирать предметы для творческой деятельности. Придумывать игры с неоформленным материалом. В более старшем возрасте у ребят появляется больше возможностей для инициативы, т.к. с возрастом у них более развивает интерес к инициативе. Они уже могут играть в театр, экспериментировать, разыгрывать какие-либо сценки,  придумывать сюжетно-ролевые игры и др.)

Таким образом, я считаю, что данный проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития детской инициативы средствами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить и проанализировать литературу по данной теме;

- выявить уровень развития самостоятельной деятельности у детей первой младшей группы;

- создать предметно-развивающую среду, способствующую формированию самостоятельности у детей;

- включить детей в самостоятельную игровую деятельность способствующую развитию самостоятельности;

- выявить приобретённый уровень формирования самостоятельности у детей.

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации;

- родительские собрания;

- беседы;

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Формы работы с детьми:

- знакомство с предметами для художественно-эстетической деятельности. (Губка, ватные палочки, трубочки и др.)

- специальные занятия по художественно-эстетичесому воспитанию;

- развитие инициативы, осуществляемое в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования;

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на закрепление цвета, на закрепления понятия величины и др.

- воспитание самостоятельности детей, с помощью свобоного выбора материалов для творчества (пластилин, тесто, карандаши и др.)

Предполагаемые результаты

Для педагога:                                

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

2. Разработаны проекты по художественно- эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

3. Разработан        учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно- ролевые игры,  упражнения-тренинги,  проблемные  и  игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.                                

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

  1. У ребенка сформированы первоначальные  знания о различных

продуктивных видах деятельности художественно-эстетической направленности: рисовании, лепке, конструировании.

2. У ребенка сформирован интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3. У ребенка формированы элементарные представления о различных видах искусства.

4. Ребенок овладел различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.

5. У ребенка развита мелкая моторика рук.

6. У   ребенка   сформировано   умение   активно   и

творчески применять усвоенные способы в художественно-эстетической деятельности.

7. У ребенка сформировано умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.

В программе используются различные приемы:

-  наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);

-  активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

-  нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);

-   рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

-   инсценирование с помощью игрушек, реальных и сказочных ситуаций;

-   дидактические игры с цветными шарами, матрешками, мозаикой, природным материалом.

- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми в ДОУ.

Этапы работы

Этапы работы над темой

Сроки

Мероприятия (содержание работы)

Практический выход

1.Организационный

Сентябрь

Поиск информационных ресурсов по изучаемой теме. Составление  плана работы по самообразованию. Создание предметно пространственной  среды.

Наличие предметно пространственной среды методической и художественной литературы.

2.Практический

Октябрь - апрель

Реализация плана.

Практические наработки

3.Аналитико-прогностический

Май

Подведение итогов работы по теме, прогнозирование будущей деятельности по самообразованию.

Отчет по результатам работы по самообразованию

План работы с детьми на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Месяц

Тема

1.

В течение года

-Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки).

-Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения ИЗО деятельности, (использование нетрадиционных техник рисования);

-Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару»;

-Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» ;

-Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

-Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

- «Какого цвета не стало?»

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери  гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

2.

Сентябрь

Знакомство ребят с альбомом и кисточкой. Знакомство ребят с дидактическими играми.

3.

Октябрь

Формировать знания детей о том, что существуют разнообразные техники ИЗО деятельности (тесто, пластилин, краски, манка и др.)

4.

Ноябрь

Формировать знания детей о простых способах лепки.

5.

Декабрь

Закреплять полученные знания.

6.

Январь

Знакомство ребят с ватными палочками как средством рисования. Применение на практике.

7.

Февраль

Знакомство ребят с техникой рисования песком. Песочная терапия.

8.

Март

Формируем умения у ребят самостоятельно выбирать материалы для ИЗО деятельности. Продолжать знакомство с пальчиковыми играми.

9.

Апрель

Формируем умения у ребят самостоятельно выбирать материалы для ИЗО деятельности.

Применение навыков на практике.

10.

Май

Подведение итогов.

Коллективная работа «Дерево дружбы»

Выставка работ детского творчества «Юные художники»

Работа с родителями

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Готовые игры

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Консультация

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Октябрь 2023г.

Консультация

Анкетирование родителей

Март 2024г.

Анкета

Проведение родительского собрания «Развитие детской инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами художественной деятельности»

Апрель 2024г.

Протокол собрания

Список использованной литературы:

1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии “Искусство - детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

2. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

3. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4. Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.

5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.

В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с  магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....

ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музык...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

laquo;Свобода и самостоятельность, индивидуальность и  инициативность – это не вседозволенность и анархия, а  раскованность, открытость, не обыденность,  неразрывно связаны с кул...

Презентация Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ«Развитие детской инициативы и самостоятельной активности детейдошкольного возраста»...

Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

laquo;Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность, как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтоб...

Программа по самообразованию «Развитие инициативы и творческой активности детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

Настоящая программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.Программа ориентирована на овладен...