Главные вкладки

    Консультация для педагогов и родителей "Роль родителей в речевом развитии детей раннего возраста с нарушениями слуха"
    статья по коррекционной педагогике

    онсультация для педагогов и родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Роль родителей в  развитии речи детей раннего возраста с нарушениями слуха

    Кишова Виктория Вячеславовна

    Учитель-дефектолог, учитель-логопед

    С/П «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

    ГБОУ ООШ № 18 г.о. Новокуйбышевск

    В последние годы благодаря развитию медицины, науки, техники и  инновационных технологий в области абилитации детей с нарушенным слухом произошли огромные изменения. Как правила все чаще патологию слуховой функции выявляют в первые месяцы после рождения ребенка, благодаря тому, что во многих странах, в том числе и России проводится аудиологический скрининг новорожденных, разработаны и используются наиболее  объективные методы диагностики нарушений слуха у детей. Производятся высокоэффективные цифровые слуховые аппараты, и кохлеарные импланты, что  позволяющие компенсировать различные  степени потери слуха. Все это позволяет оказать своевременную помощь ребенку с нарушением слуха.

    Речь, а именно уровень ее развития  является основным показателем успешности абилитации ребенка с нарушенным слухом. От уровня речевого развития зависит успешность его интеграции в общество слышащих. Ведь вся коррекционная работа направлена на развитие у ребенка умения слушать,  понимать речь окружающих и  самому использовать речь как средство общения с окружающими его людьми.

    Непременным условием формирования речи является слух. Ведь умение понимать речь, говорить и думать может развиваться прежде всего на основе слуха. Всякое нарушение слуха отрицательно влияет на речевое развитие ребенка.

    Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты позволяют детям с любой проторей слуха слышать окружающие их звуки. И это принципиально меняет подход к обучению детей с нарушением слуха. Теперь эти дети  могут  развиваться, получать знания об окружающем мире, учиться говорить,   не только в процессе занятий с педагогом , который использует  специальные методы и приемы, но и в процессе  общения с окружающими его людьми, так как это делает обычный ребенок. В целом их речевое развитие проходит те же этапы, что и у нормально слышащего малыша. Таким образом,  родители, как и у обычного ребенка, являются основными учителями по развитию речи малыша. И  родители должны понимать, что от них требуется не мало усилий и  терпения для того, чтобы помочь своему малышу научится  слушать и говорить. Ведь от того насколько быстро они включаются в процесс реабилитации малыша зависит его будущее. Можно с уверенностью утверждать, что 80 процентов успехов детей с нарушенным слухом это заслуга их родителей. Конечно же,  семьи имеющие детей с нарушением слуха  нуждаются в поддержке и помощи специалистов.

    После того как ребенка слухопротезировали родители часто ждут что их малыш сразу начнет говорить. Но не стоит забывать,  что восстановление слуховой функции по средствам слухопротезирования является необходимым, но не достаточным условиям речевого развития ребенка.  Для того, чтобы начать говорить ребенок должен научиться произносить звуки, понимать речь и овладеть системой родного языка. Это длительный процесс,  предполагающий совместную работу родителей, сурдопедагога и логопеда.

    Как только ребенку поставлен диагноз - нарушение слуха, родители могут обратиться к нам в службу ранней помощи. Если ребенку нет года  педагоги службы ранней помощи консультируют родителей.

    Сурдопедагог  научит родителей   как приучить ребенка к ношению слуховых аппаратов, как помочь ребенку быстрее научится слушать со слуховым аппаратом,  как правильно общаться с малышом, какие игры и упражнения можно проводить с ребенком для развития слухового восприятия, остаточного слуха, познавательных процессов, внимания, памяти, мышления.

    Логопед поможет родителям  правильно организовать речевую среду дома, расскажет о том  какие игры и упражнения,  способствующие развитию речи  можно проводить с ребенком в процессе обычных бытовых дел и игр с ним.

    Очень важна психологическая помощь родителям. Безусловно,  у родители детей с нарушенным слухом возникает множество психологических проблем,  с которыми им помогает справиться психолог службы.  

    Дети с года приходят на занятия совместно с родителями.  Педагоги объясняют,  что и зачем нужно делать на данном этапе развития ребенка, какие игры и упражнения использовать. Показывают,  как это делать. Проводят эти игры и упражнения совместно с родителями. Дают возможность родителем самостоятельно поработать с ребенком под наблюдением специалиста.

    Для детей раннего возраста со сниженным слухом типичны низкий уровень развития артикуляционной моторики, слабый речевой выдох ,часто слабомодулированнный тихий голос,  низкая речевая активность, ограниченность пассивного и активного словаря  которые непосредственно связано со слуховой недостаточностью.

    Основными направлениями коррекционной работы по развитию речи детей раннего возраста с нарушенным слухом являются:

    - Развитие речевого дыхания

    -  Работа над голосом,  активизация голосовой активности

    - Развитие артикуляционной моторики

    - Вызывание звуков

    - Расширение активного и пассивного словаря

    В реализации всех направлений коррекционной работы по развитию речи малыша с нарушенным слухом активное участие принимают родители. Как правило, дети раннего возраста с нарушениями слуха приходят на занятия 1-2 раза в неделю, а остальное время с детьми занимаются родители. Педагоги службы направляют их, знакомят их с методами и приемами работы, рассказывают,  как обычные  бытовые ситуации можно использовать с пользой, способствуя речевому развитию ребенка. Наиболее эффективно процесс развития речи происходит во время ежедневного общения ребенка с близкими людьми. Все упражнения, которые рекомендуют педагоги,   проводятся в игровой форме, они основаны на естественных особенностях ребенка: потребности общаться с окружающими людьми, прежде всего с родителями, желании узнавать мир, способности воспринимать мир, используя не только слух,  но и зрительные, обонятельные, осязательные, вибрационные ощущения

    Следует отметить что, только при активном взаимодействии семьи ребенка с нарушением слуха и специалистов разного профиля можно создать благоприятные условия для полноценного, приближенного к нормальному развития, обеспечить дальнейшую социализацию его в обществе слышащих людей.

    Список используемой литературы:

    1.Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. – Санкт-Петербург: КАРО, 2005

    2.Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха.- Санкт-Петербург: КАРО, 2011


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

    Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

    Влияние семейного воспитания на развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.

    Влияние семейного воспитания на развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом....

    Консультация для родителей "О речевом развитии детей раннего возраста"

    Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые ш...

    Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"

    Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом....

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

    Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом...