Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.
статья (младшая группа) по теме

Маковкина Гульнара Фанилевна

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться с взрослым, и в особенности разговаривать. Развитие речи является непрерывным процессом начинающимся с самых первых этапов взаимодействия пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности.

Позиция родителей «сытый - одетый - здоровый» когда-то казалась самой правильной по отношению к своему ребенку. Но времена меняются, меняются и многие приоритеты. Современные родители хотят видеть своих детей физически крепкими и интеллектуально развитыми. Но не все знают и учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Наша цель помочь им в этом.

Одной из основных задач умственного воспитания ребенка раннего возраста, является развитие речи. Участие родителей в решении этой задачи имеет большое значение. Поэтому с приходом ребенка в группу, мы стараемся убедить взрослых в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Мы объясняем родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова, Такое общение можно себе представить как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не, только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями (речь с ярко выраженной интонацией, отдельные звуки). Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации Произнесение звуков при такого рода инициативном общениЕ имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и ее активна* направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности обращения на другого человека является для нас показателем проблем общения.)

Для более близкого знакомства с семьёй ребенка и её традициями проводим анкетирование (анкета-знакомство). Обобщив опыт прошлых лет, мы пришли к выводу, что такая анкета необходима, в ней родители отвечают на такие вопросы как:

* О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы хотели бы сообщить?

* Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь? Куда?

 *Любимая игрушка?

 *Читаете ли ребенку сказку перед сном? Какую?

  *Какую помощь вы бы хотели получить от педагога? По  результатам   анкетирования   и   индивидуальных  бесед   с родителями, мы определяем основные направления по развитию активного и пополнения пассивного словаря.

Рассказываем о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно, и необходимо.


Отвечаем на вопрос о необходимости и образовательной пользе праздничных мероприятий для малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности старших детей, и в чем тогда должна проявляться помощь родителя.

Несомненно, основной навык, ради которого ребенок посещает группу раннего развития - социализация. То есть умение общаться, прежде всего, с другими детьми. Как делиться игрушками, как соблюдать очередность, если хочется постучать по барабану, как сказать так, чтобы тебя понял другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным. А для полуторагодовалого - карапуза данные навыки бесценны Объясняем родителям, что не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка. А также необходимо способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

Из опыта: В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки.

Для решения этой проблемы, мы подготовили: во-первых, рекомендацию «Какую книгу выбрать малышу?»; во-вторых,  пересмотреть имеющиеся в доме,  детские  книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.), в третьих, предложили приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с детьми; в четвертых, не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации.

Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти изменения и родители.

Мы также обращаем внимание родителей что, общение, разговор - это двухсторонний процесс, его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий ребенка и взрослого. Происходит расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) и формирование связной речи. Хорошо развитое подражание, диалогичность общения и достаточный уровень понимания речи обеспе чивает в норме быстрый рост словарного запаса. Постепен но в составе словаря ребенка появляются не только суще ствительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

Говоря о характерном для ребенка качественном и количес твенном росте словаря можно выделить три последователь ных уровня усвоения слов (названий предметов, действий, качеств и т. п.).

1)ребенок понимает слово, но не использует его в речи;

2)называет предмет в конкретной ситуации;

3)понимает и правильно использует слово в различных ситуациях.

Занимаясь развитием и расширением словарного запаса ребенка, мы учитываем не только уровень «владения» словом, но и то, насколько хорошо ребенок знаком с объектом, действием или качеством, так как именно от этого зависит понимание и использование в речи соответ ствующего слова.

С целью увеличения словарного запаса с учетом уровней понимания и овладения словом, используем не только различные приемы и методы речевой работы с ребенком (объяснения, комментирование действий и т. п.), но игрушки и игровые материалы. Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка это не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков, формирование речи детей. Поэтому помогаем родителям в выборе, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку раннего возраста для стимуляции и развития его общения со сверстниками и взрослыми и самостоятельной (экспрессивной) речи. Из опыта: В группу поступил не говорящий ребенок и совершенно не владел навыками самообслуживания. Во время индивидуальной беседы, мы услышали от родителей: «Мы привели ребенка в сад, чтобы вы его всему научили». Мы пытались убедить родителей: «да, это наша работа, но положительных результатов мы достигнем только при совместных усилиях». Подготовили консультацию «Какие виды деятельности развивают речь ребенка?» В этой консультации подробно рассказали как в повседневной жизни: играя, читая, гуляя, общаясь со взрослыми, сверстниками у детей развивается понимание речи: дети осваивают названия окружающих предметов; учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых и у них интенсивно развивается активная речь; дети отвечают на простые вопросы, используют речь как средство общения. Предложили родителям специально подготовленные рекомендации по развитию мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Но родители оставались безучастными к нашим советам, считая, что у мальчиков речь развивается позже, чем у девочек (старший ребенок в семье девочка). Мы вместе с учителем — логопедом обсудили эту проблему, и нам удалось, убедить родителей обратиться к специалисту (логопеду). Родители получили некоторые рекомендации, но в летний период ребенок не посещал детский сад. При возвращении уже в дошкольную группу родители увидели проблемы в речи ребенка на фоне других детей. Время было упущено, самим с этой проблемой не справиться, обратились к дефектологу. Ребенок начал проговаривать, повторять слова, пытается строить предложения.

Во взаимодействии с родителями мы используем различ ные формы работы такие как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, памятки, советы, рекомендации, фотовыставки, родительские собрания. Ежегодно, в начале учебного года проводим родительское собрание, в ходе которого, знакомим родителей с предмет но -развивающей средой группы. Подробно рассказываем о практической, сенсорной зоне, зоне развития речи. О том, что во время свободной деятельности дети показывают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи; виды транспорта; домашних и диких животных и их детенышей; описывают цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов, то есть пополняется активный словарь детей и начинает формироваться связная речь.

Используя в своей работе такие формы взаимодействия с родителями как: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, памятки, советы, рекомендации, фотовыставки, родительские собрания. Мы поняли, что с приходом «сложных» родителей (педагогически неграмотных, пассивных, порой агрессивных) необходимо ко всем имеющимся формам работы включить дополнительно:

-привлечение родителей к совместной деятельности (в адаптационный период (участие в режимных моментах)); проведение нетрадиционных форм работы (круглый стол;
деловая игра; день открытых дверей; праздник любимой книги, сказки); разработка индивидуальных памяток для родителей: «По развитию   познавательно-речевого   развития   ребенка»; «Играйте   с   детьми»;   «Показатели   развития   бытовых
навыков с 1,5 до 3 лет»;

-выпуск мини-журнала «Кроха»;

-своевременное   привлечение   специалистов   (психолога,

учителя-логопеда) при возникновении проблем.