«Рекомендации офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения».
консультация по коррекционной педагогике

Чикунова Лидия Анатольевна

Данный материал содержит рекомендации по организации офтальмо гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по соблюдению офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения, условия правильной посадки детей на занятиях с учетом остроты зрения и зрительного диагноза, требования к материалам и пособиям для слабовидящих детей и особенностям их демонстрации.

Благоприятные условия для зрительного восприятия предполагают достаточную освещенность помещения, удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребенка расположение за столом, демонстрацию наглядного материала, правильную зрительную нагрузку, организацию во время занятий разнообразных тренировочных упражнения для зрения.

Помещение должно быть достаточно освещено. Понятие в достаточной освещенности входит яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, ограничение слепящего действия от источников света, устранение резких и глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света. Для обеспечения достаточного освещения рабочего места и учебной зоны (с использованием дополнительного освещения над доской и столах) столы, за которыми сидят дети, ставят ближе к светонесущей стене, на расстоянии 0,5 метра так, чтобы свет падал слева. (Освещение стола: праворуким детям свет на рабочее место должен падать слева, а леворуким – справа) Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств.

Наряду с естественным освещением, в детских учреждениях широко используется искусственное, особенно в осенне-зимний период года. Следует отметить, что смешанное освещение безвредно. Гораздо вреднее, если дети сидят в полумраке, так как  аккомодационный аппарат глаз чрезмерно напрягается, что является одной из причин ухудшения зрения.  Не рекомендуется закрывать шторами верхнюю часть окна, занавески надо располагать по краям оконных проемов. Для защиты от прямых солнечных лучей рекомендуется пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. Мебель должна быть подобрана по росту детей. Важно следить за правильной посадкой детей за столом в течение всего занятия.

          Начинать работу следует с правильной посадки детей за столы во время занятий:

1. При светобоязни  нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадания света в глаза.

2.  Дети с низкой остротой зрения  занимают места впереди так, чтобы освящение падало сверху и слева (т.е  следует размещать за столы, расположенные  ближе к окнам).  Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещенность рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз.

3.  При сходящемся косоглазии ребенку следует найти место в центре, настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения.

4.  При разной остроте зрения обоих глаз  (то есть при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом к центру или к педагогу (воспитателю). Педагог (воспитатель) находится справа у доски или стенда лицом к детям

5. Посадку производить с учетом попеременной окклюзии (то есть если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).

6.   Детей с расходящимся косоглазием даже при высокой остроге зрения следует посадить как можно ближе, так как рассматривание предметов и изображений на близком расстоянии способствует сведению зрительных осей и устранению расходящегося косоглазия.

        При рассматривании объектов картин, детей рекомендуется рассаживать следующим образом: относительно места положения педагога по следующему принципу: если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от педагога, если окклюзия правого глаза, то слева от педагога.  Детей с расходящимся косоглазием размещают по центру

        Можно посадить нешироким полукругом, карэ, параллельно справа и слева от педагога по одному ряду детей.

Во всех указанных положения учитывается:                                                                             - акклюзия глаз;                                                                                                                  - острота зрения;                                                                                                                                - вид косоглазия.

        Иногда можно снимать окклюзии на музыкальных и физкультурных  занятиях, чтобы ребенок не боялся упасть. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия. На музыкальных занятиях дети с низкой остротой зрения становятся впереди детей с более высокой остротой зрения.

     

Требования к предъявлению наглядного материала на занятиях с детьми с нарушениями зрения

Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям с низкой остротой зрения предлагают подойти поближе для рассматривания объекта, не торопиться при рассматривании изображений. Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов.  Иллюстративный материал детям со сходящимся косоглазием следует поместить на подставку, с расходящимся косоглазием положить на стол. Пособия размещаются перед рабочим глазом ребѐнка.

Следует учитывать, что дети с диагнозом астигматизм значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам -  наглядное пособие всем детям с диагнозом астигматизм давать в руки. Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций – подставку, для работы за столом – обозначить границу стола или рабочей поверхности.

Рассматривать индивидуальный материал на расстоянии 30-35 см от глаз. На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот.

Демонстрируя на занятиях наглядный материал,  необходимо учитывать не только его доступность возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. 

Использовать натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни (по возможности объемные).

Игрушки подбираются не стилизованные (с определенной формой, трудноузнаваемые), но с четко выраженными характерными признаками, цвет, форма, строение, основные детали.

 Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина меньше дома и т.д.

Контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60 —100 %. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

Используемые на занятиях изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четкими контурами, контрастными по отношению к фону, карточки с кантом (чем хуже зрение, тем шире кант).

Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.

На доске следует размещать предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10-ти штук, а объекты размером 20-25 см от 3-х до 5-ти штук одновременно. Размещать на доске нужно так, чтобы они не сливались в одну линию или пятно, а хорошо различались друг от друга.

При рассматривании картинки ребенок должен смотреть на нее столько, сколько ему надо, чтобы рассмотреть, так как скорость протекания психических процессов у детей замедленная. Мелкие картинки также используются на фоне.

Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.

Образцы для показа на занятиях по изодеятельности должны быть в 2, 2,5 раза больше детских работ, мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.  

Условиями для полного и точного воспроизведения демонстрируемого объекта является:

- выбор адекватного фона;

- выбор определенного цвета, учитывая тот факт, что некоторые цвета в сочетании и на расстоянии могут меняться. Например, красный с желтым = оранжевый, фиолетовый с коричневым = черный, синий с желтым = зеленый, фиолетовый или синий с красным = бордовый;

- постоянное использование указки для показа (причем кончик красного цвета);

- для рисования нужно применять как общую, так и индивидуальную натуру для наиболее плохо видящих детей.

Требования к предъявлению наглядного материала на занятиях с детьми с нарушениями зрения

  • Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра.
  • Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов.
  • Иллюстративный материал детям со сходящимся косоглазием следует поместить на подставку, с расходящимся косоглазием положить на стол. Пособия размещаются перед рабочим глазом ребенка.
  • Наглядное пособие всем детям с диагнозом астигматизм давать в руки. Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций – подставку, для работы за столом – обозначить границу стола или рабочей поверхности.
  • Для улучшения зрительного восприятия желательно использовать фоновые экраны для создания контрастности. Для близоруких детей предпочтительней темный фон (желательно зеленый) и светлый объект, а для дальнозорких – наоборот.
  • Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
  • Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 – 95 %);
  • Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов.
  • Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
  • Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.
  • Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
  • Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
  • В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
  • Величина раздаточного материала:

Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше - 2 см
0,2-0,3 - 2—3 см
0,05-0,1 - 3-4 см
0,01-0,04 - 4-5 см

Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 3-4 лет

Острота зрения

0,01-0,3

0,4-1,0

Зрительная нагрузка

№1            

№2

Характер зрения

не учитывается

не учитывается

Фиксация

не учитывается

не учитывается

Характер учебно-наглядных пособий

Цвет

оранжевый, красный, зеленый, их оттенки

Разнообразный

Размеры

больше 2 см

меньше 2 см

Форма

разнообразная

объемная

Время проведения занятий

утро, полдень, вечер

утро, полдень, вечер

Количество в день

2

3

Продолжительность в минутах

15 мин

15 мин

Характер упражнений

При сходящемся косоглазии

на расслабление конвергенции

на расслабление конвергенции

При расходящемся косоглазии

на усиление аккомодации

на усиление аккомодации

При отсутствии косоглазия

занятия с привлечением всех анализаторов

игрушки стереоскопического типа

Упражнения для детей 3-4 лет при зрительной нагрузке № 1

Работа с предметными картинками.

Методические указания. Сначала ребенок рассматривает картинку. Педагог выясняет, что ему известно. Ребенок рассматривает две парные картинки: одну из тех, что видел, и одну новую. Дать возможность ребенку внимательно рассмотреть предмет. Педагог указывает характерные признаки и назначения предмета, закрепляет его название и указывает этот предмет в игровых ситуациях.                                                                                                                                                     Цели: узнавание предметов, фиксация взора, развитие памяти и внимания.

Задания:

а) рассмотреть картинки на столе;

б) найти среди знакомых картинок новые;

в) найти несколько одинаковых картинок;

г) найти пару картинок («Найди такую же»).

Работа с геометрическими фигурами.

Цели: узнавание некоторых геометрических фигур, соотнесение их по цвету, развитие пространственной ориентировки.

Задания:

а) рассмотреть фигуры, определить их форму;

б) рассортировать фигуры по цвету без учета формы (3-4 мин);

в) собрать в одну коробку разные по цвету фигуры.

Работа с мозаикой.

Цели: узнавание основных цветов, соотнесение по цвету, развитие внимания, зрительной памяти.

Задания:

а) рассортировать фигуры по цвету;

б) выложить простые узоры по образцу и без образца (5-6 мин).

Работа с пирамидками.

Цели: активизация фиксации взора, развитие компенсаторного мышления, восприятие на слух, развитие зрительного соотнесения предметов по величине.

Работа с предметами.

Задания:

а) сгруппировать предметы по цвету;

б) сгруппировать предметы по назначению. Цель: развитие цветовосприятия.

Работа с крупным оборудованием: диаскопом, калейдоскопом, фильмоскопом.

Це л и : научить ребенка пользоваться этими приборами, помочь правильно держать прибор, не закрывая глаз.

Выкладывание фасоли, гороха, цветных спичек, семян дыни, кукурузы.

Цели: активизация фиксации взора, развитие соотношения предметов по форме, величине, развитие моторики пальцев рук.

Обведение контуров предметов.

Цели: активизация фиксации взора, формирование устойчивого внимания, развитие мелкой моторики рук.

Игры и упражнения для детей 3-4 лет при зрительной нагрузке № 2

Задания:

а) рассмотреть калейдоскоп на расстоянии;

б) работа с монокулярными фильмоскопами;

в) работа с магнитным конструктором под углом 45 градусов. Цели: развитие глазомера, фиксация восприятия, развитие речи, навыков пространственной ориентировки.

Игра «Тир».

На диске нанесены рисунки или картинки размером 2 см (в дальнейшем расстояние между предметами увеличивается). Ребенок должен показать предмет указкой и назвать его.

Цели: развитие навыков пространственной ориентировки, закрепление цветового различения, развитие компенсаторного мышления, конструктивной памяти на пространственное расположение предмета.

Задание: рассортировать геометрические фигуры по форме, по цвету (при сходящемся косоглазии использовать подставки).

Работа с мелкими предметами.

1) Нанизывать кольца, счетные косточки, катушки (при сходящемся косоглазии - на расстоянии, чтобы взор был направлен вдаль).

Цели: активизация фиксации взора, развитие мелкой моторики рук.                                                               2) Вдевать леску в модель иглы (при сходящемся косоглазии - на расстоянии).

Цели: развитие координации движений, внимания.

Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Дети с расходящимся косоглазием - «птички», «клюют зерно» (упражнение на усиление конвергенции), со сходящимся косоглазием - «автомобили».

          Перечень зрительных нагрузок, рекомендуемых для детей 5-7 лет

Острота зрения

0,01-0,3

0,4-1,0

Характер зрения

не учитывается

монокулярное, моно-кулярно-альтерни-рующее

одновременно бинокулярное неустойчивое

Фиксация

нецентральная устойчивость

центральная и нецентральная, неустойчивая

центральная

центральная

Вид косоглазия

не учитывается

не учитывается

сходящееся

расходящееся

нет

Зрительная нагрузка

№3

№4

№5

№6

№7

Характер учебно-наглядных пособий

Цвет

желтый, зеленый, оттенки

желтый, зеленый, оттенки

разнообразный

разнообразный

разнообразный

Размеры

до 2 см

до 2 см

разнообразный

разнообразный

разнообразный

Форма

разнообразная

разнообразная

объемные

объемные

объемные

Время про-

утро

полдень

любое

любое

любое

ведения

и вечер

Количество

3

2-3

2-3

2-3

3

в день

Продолжи-

20 мин

20 мин

25 мин

25 мин

20 мин

тельность

Характер

на локали-

на расслабление

на усиле-

на сте-

упражнений

зацию

 конвергенции

ние акко-

реоско-

модации

пичных

игрушках

Зрительные нагрузки для детей 5-7 лет

Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации. Они подбираются так, чтобы одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач.

Зрительная нагрузка 3

Цель: развитие зрительного восприятия на соотнесение предметов по форме, цвету; закрепление названий геометрических форм, развитие навыков пространственной ориентировки, комбинаторного мышления и конструктивного закрепления на цве-торазличение.

Работа с мозаикой средних размеров.

1. Выложить узоры по образцу, по памяти.

2. Рассортировать плоды фасоли, гороха, кукурузы и другие по цвету и форме.

3. Рассортировать геометрические фигуры по цвету и форме.

4. Нанизывать кольца, счетные косточки, ракушки, пуговицы на леску.

5. Выложить узоры из цветных палочек, спичек.

Игры на воздухе.

1) «Птицы и автомобиль».

Условие игры: дети со сходящимся косоглазием - «автомобили», с расходящимся - «птички». «Птички» ищут зерна, «клюют» их.

Цел и: усиление конвергенции у детей с расходящимся косоглазием; закрепление умения действовать по сигналу воспитателя.

2) «Поймай рыбку» (для детей со сходящимся косоглазием).

Условие игры: на,расстоянии 1-1,5 м привязана на шнуре яркая рыбка диаметром 20 см, воспитатель вращает шнур, а дети ловят рыбку.

Цели: развитие дивергенции, закрепление навыков цвето-различения, развитие зрительного внимания.

3) «Поймай бабочку, птичку».

Условие игры: на шнуре длиной 1-1,5 м подвязана бабочка на такой высоте, чтобы дети могли поймать ее руками, подпрыгивая на двух ногах и не сходя с места.

Цели: развитие прослеживающей функции глаза, развитие глазомера.

4) «Чего не стало?».

Условие игры: на расстоянии 3-4 шагов от детей натянута веревка, на которой на уровне вытянутой руки привязаны предметы. Дети рассматривают их, затем отворачиваются, воспитатель снимает один предмет. Дети отгадывают, чего не стало. Затем воспитатель снимает 2-3 предмета (можно подвесить шары разного цвета). Дети отгадывают, какие сняли предметы.

Цели: развитие дивергенции, зрительной памяти, цветораз-личения.

5) Игры и упражнения для детей с расходящимся косоглазием.

Цели: усиление конвергенции, развитие зрительного и слухового внимания, глазомера, умения согласовывать свои действия с сигналом воспитателя; развитие речи, памяти.

• Работа с калейдоскопом (тубус направлен вниз).

• Рассматривание картинок через диаскоп.

Игры.

1) «Принеси мяч».

Условие игры : дети стоят на черте возле воспитателя, по команде «Раз, два, три - беги!» догоняют мячи, выброшенные воспитателем из корзины, берут их и бросают назад, в корзину.

2) «Что спрятано?».

Условие игры: в центре стоят несколько игрушек, дети рассматривают и запоминают их, отворачиваются, воспитатель прячет 1-2 игрушки. Дети поворачиваются и отгадывают, каких игрушек не стало.

Зрительная нагрузка № 4

Проводится работа на развитие зрительного восприятия, глазодвигательной функции, цветоразличения, пространственной ориентировки, остроты зрения.

Рассматривание предметной картинки.

Принцип тот же, что и с детьми 3-4 лет, только используется большее количество картинок.

Цели: активизация фиксации взора, целенаправленного зрительного внимания, обобщения, активизация словаря.

Сортировка предметов по цвету, форме, назначению.

1) Определить геометрические фигуры.

2)  Рассортировать предметы, картинки по цвету, форме, назначению.

3)  Рассортировать природный материал по цвету, форме грунтовки, найти одинаковые плоды.

4) Найти такую же картинку.

5) Найти пару. Время - 5-10 минут.

6) Игра в лото с крупными картинками домашних животных, предметов и т. д. Время - 10-15 минут.

Зрительная нагрузка № 5 (для сходящегося косоглазия)

Работа с калейдоскопом.

Рассмотреть в калейдоскоп направление тубуса вверх, вдаль (по 3-4 минуты 2 раза в день).

Цели: активизация взора, воспитание устойчивости, развитие речи.

Работа с монокулярным фильмоскопом.

Ц е л и : те же, что и в предыдущем задании (2 раза в день по 4-5 минут).

Работа с мелкими предметами.

Нанизывать бусинки, колечки, пуговицы на леску (2 раза в день по 5-7 минут).

Цели: развитие дивергенции, мелких мышц пальцев рук.

Вдевание нитки, проволочки в ушко иголки.

Диаметр ушка - 0,4 см, длина иголки - 4,5 см. Направление взора - вверх, вдаль (по 5-7 минут 2 раза в день). Цели: те же, что и в упражнении № 3.

Шитье по картону.

Дырочки диаметром 0,3 см пробиваются на расстоянии 5 см. Сначала протягивают леску или цветную проволоку по прямым линиям, затем рисунок усложняют. Картон держат на расстоянии вытянутых рук.

Цели: активизация, фиксация взора; развитие глазомера, мелкой моторики.

Шнуровка - протягивание шнура через отверстие (пластинки металлические, картонные, пластмассовые) на расстоянии вытянутых рук, взор направлен вдаль. Шнуровку начинать с нижней дорожки разными способами, диаметр дырочек постепенно уменьшается, а количество увеличивается от 10 до 15 (2 раза в день).

Ц е л и : те же, что и в предыдущем задании.

Игра в лото, домино.

Взор направлен вдаль. Используют металлическую доску, окрашенную в зеленый цвет. К картонке домино подклеены магнитики. Размер доски - 30-40 см. На карточках тоже магнитики. Доска устанавливается на подставке (3 раза по 10-15 минут).

Цели: активизация, фиксация взора, развитие мышления, соотнесение предметов.

Штриховка плоских шаблонов с использованием плоских подставок (по 5 минут).

Цели: фиксация взора, закрепление цветоразличения, навыков штриховки, мелкой моторики.

Рассматривание картинок на расстоянии, постепенно уменьшая размер картинок или увеличивая расстояние до картинки. Описывать изображение на картинке 3—4 минуты.

Цели: повышение остроты зрения, развитие речи детей.

Рассматривание картинок, предметов на вращающемся диске (использовать проигрыватель). Размеры предметов и картинок постепенно уменьшают, дети рассматривают их на вращающемся диске и правильно называют.

Цели: растормаживание амблиопии, усиление конвергенции, развитие динамики речи, зрительного внимания.

Игры.

1) Игра «Закорючка».

Условия игры: на расстоянии вытянутой руки каждый ребенок по очереди производит движение на доске или бумаге,в результате получается какой-либо рисунок. Вначале воспитатель принимает участие, своим штрихом он вносит ясность (звездочка, цветочек и т. д.), а позднее спрашивает, что дети видят на этом рисунке.

Цели: развивать воображение, усидчивость, целенаправленность, внимание, память, бинокулярное зрение, фиксировать взор.

2) «Бакса-клякса».

Условия игры: рисунок с недостающими деталями закреплен на доске. Дети с помощью педагога определяют количество недостающих деталей и дорисовывают их. Занятие проходит 2 раза в день по 10-15 минут.

Ц е л и: те же, что и в предыдущей игре.

Рассматривание далеких и высоких предметов.

Ввести элемент соревнования: «Кто больше заметил кружков в предмете?», «Кто больше узнает предметов вдали?». Цели: активизация, фиксация взора, развитие речи.

Выкладывание узора из цветных полосок («Сплети узор»).

Цели: активизация, фиксация взора, развитие ориентировки в пространстве, комбинаторного мышления, закрепление цветоразл ичения.

Обведение контура предмета.

Цели: активизация, фиксация взора, подготовка руки к письму.

Выполнение рисунка по точкам (работа в тетрадях в клетку). Ц е л и: те же, что и в предыдущем задании.

Рисование орнамента и бордюра.

Ц е л и : те же, что и в предыдущем задании.

Рисование узора через кальку (сначала через один слой, затем через два).

Цели: активизация, фиксация взора, подготовка руки к письму.

Игры на воздухе.

а) Подбрасывание меча вверх и ловля, бросание мяча друг другу.

б) Волейбол, бадминтон.

в) Метание стрел (с присосками).

г) Метание мешочков.

Цели: развитие глазомера, дивергенции и координации движений.

Зрительная нагрузка № 6 (для расходящегося косоглазия)

Проводится следующая работа:

1. Сортировка круп (пшено, рис, фасоль) по цвету, сорту.

2.  При ранее имевшемся сходящемся косоглазии проводить у окна упражнение с разделителем полей зрения. За окном хорошо просматривается перспектива. Ребенок смотрит сквозь цветные стекла на дальние предметы. При ранее имевшемся косоглазии упражнение на разделение полей зрения следует проводить на расстоянии 2—2,5 см. Ребенка усаживают так, чтобы зрительные оси были направлены несколько вниз. Необходимо следить, чтобы глаза были в симметричном положении.

3. Рассматривание в бинокль высоко поставленных предметов, при расходящемся косоглазии.

4. Забрасывание мяча в кольцо.

5. Метание мяча, настольный баскетбол, футбол.

Зрительная нагрузка № 7 (стереоскопическое зрение)

Выполняются следующие задания:

1. Набрасывание кольца:

• привязанного на ниточку (5 минут);

• палочкой, указкой;

• на конус, ёлочку, стержень (5 минут).

2. Попадание в кольцо палочкой, указкой.

3.  Упражнение со стереотренером (пластмассовая линейка с отверстием и шарик, диаметр отверстия от 8 до 3 см).

4. Кольцеброс. Дети работают без очков.

Обращать внимание на установление правильного положения предметов при нормальной фиксации взора и при подвижности глазных яблок.

Цели: развитие зрительной ориентации при монокулярном зрении с помощью вспомогательных предметов:

а) распределения света в тени;

б) воздушной перспективы;

в) путем осязания в процессе игры с объемными предметами;

г) наложения одного предмета на другой.

Для знакомства со светотенью берем два предмета одного цвета - плоский кружок и объемный шарик. Нарисовать его, потрогать кружочек и схватить ладонью.


Комплекс игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста.

Острота  зрения 0,04.

  1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета красный, оранжевый, зеленый.
  2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
  4. Плетение ковриков из широких полос (3-4 смярких цветов.
  5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.

 Острота зрения — 0,05-0,1.

  1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).
  2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).
  3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см.
  4. Работа с конструкторами.
  5. Рассматривание рисунков крупного размера.
  6. Игры с мозаикой.

Острота зрения — 0,2-0,3.

  1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.
  2. Аппликации (размером менее 2 см).
  3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
  4. Конструирование из мелких деталей.
  5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).
  6. Построение рисунков из мозаики.
  7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
  8. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.

Острота зрения — 0,4 и выше.

  1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров
    мелких рисунков через тонкую бумагу.
  2. Наклеивание аппликаций до 1 см.
  3. Плетение ковриков из полос до 1 см.
  4. Конструирование из мелких деталей.
  5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом без трубы).
  6. Построение мелких рисунков из мозаики.
  7. Лепка из пластилина мелких фигур.
  8. Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.

Комплекс игр и упражнений для

детей старшего дошкольного возраста.

Острота зрения — 0,04.

  1. Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков (животные).
  2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  3. Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина
    полос до 2 см).
  4. Лепка крупных животных из пластилина.
  5. Работа с крупным строительным материалом.

Острота зрения —0,05-0,1.

  1. Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров
    рисунков через тонкую бумагу.
  2. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1,5 см.
  1. Лепка из пластилина более мелких фигур-
  2. Работа с пластмассовым конструктором.
  3. Работа с мозаикой.
  4. Нанизывание бус основных цветов диаметром до Ь5 см на леску.
  5. Обнаружение различий в двух крупных рисунках.

Острота зрения — 0,2-0,3.

  1. Обведение   мелких   деталей   рисунка   через   тонкую   бумагу   и
    раскрашивание их, не выходя за контуры. Рисование геометрических
    фигур.
  1. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до  1  см.
  2. Лепка мелких фигур.
  3. Работа с более мелким конструктором.
  4. Построение рисунков из мозаики.
  5. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвету.
  6. Обнаружение ошибок в рисунке.
  7. Разгадка ребусов в детских журналах.

Острота зрения — 0,4 и выше.

  1. Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не
    заходя за контуры.
  2. Составление орнамента из клеток.
  3. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее.
  4. Лепка мелких фигур.
  5. Работа с мелким конструктором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тифлопедагог-логопеду"Рекомендации по организации работы с детьми с нарушением зрения"

в презентации даны рекомендации тифлопедагога по организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в условиях МДОУ комбинированного вида...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются рекомендации по соблюдению офтальмо-гигиенического режима при работе с детьми с нарушением зрения, условия правильной посадки детей на занятиях с учетом остроты зрения и зрите...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми с нарушением зрения

Воспитателям следует учитывать рекомендации учителя - дефектолога (тифлопедагога) по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания, разввития и обучения д...

Предаппаратная и послеаппаратная работа с детьми с нарушением зрения (Методические рекомендации)

Проблема восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией особенно актуальна и социально значима, так как есть возможность улучшить и полностью восстановить зрен...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

В материале представлены рекомендации для воспитателей, работающих с детьми имеющими нарушения зрения...

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....