Методика по коррекции словоизменения.
материал по коррекционной педагогике

Мариненко Наталья Николаевна

Методика по коррекции словоизменения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertifikat.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методика по коррекции словоизменения.

                                                     учитель-логопед  Мариненко Н.Н.

При описании методики были использованы в модифицированном виде приемы и методы, представленные в работах С.В.Зориной, Т.Б.Филичевой, С.Н.Каховской, Е.Ф.Соботович и др. авторов.

  1. Игра «Убираем урожай» (закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т.д.

  1. Игра «Огород» (закрепление формы винительного падежа). Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ребенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т.д.

  1.      Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы винительного падежа).

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

- Что можно шить? (платье, пальто, сарафан, рубашку,шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т.д.)

- Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т.д.)

- Что можно штопать? (носки, чулки, варежки, шарф и т.д.)

- Что можно завязывать? (шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т.д.)

- Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т.д.)

- Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги и т.д.)

- Что можно «надвинуть» на голову (шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)

Побеждает тот кто подобрал больше слов.

  1.  Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске картинки: слева – «охотник», справа –«пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.

Примерные картинки.

При описании методики были использованы в модифицированном виде приёмы и методы, представленные в работах С.В. Зориной, Т.Б. Филичевой, С.Н. Каховской, Е.Ф. Соботович и др.авторов.

Игра «Убираем урожай»

(закрепление формы винительного падежа существительных).

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по разному.

Морковь, свеклу, репу, редис дёргают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Дети составляют предложения типа: Морковь дёргают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дёргают. И т.д.

Игра «Кто подберёт больше слов?»

(закрепление формы винительного падежа)

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:

- Что можно шить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, юбку, блузку)

-  Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, платье, скатерть, салфетку)

- Что можно штопать? (носки, чулки, варежки)

- Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, колготки)

- Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

 Для усвоения форм родительного падежа множественного числа существительных, детям была предложена игра "Угадай, чего нестало?". Детям предлагалось несколько предметов. После рассматривания их, дети отвечали на вопрос чего не стало:

Это вилки, мячи, кукла, чашки, ложки.

Чего не стало? (вилок, чашек, ложек, мячей и т.д.)    

          На родовую принадлежность предлагалась игра "Волшебныймешочек". Дети рассматривали такие игрушки, как ведро, яйцо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. После того, как они доставали игрушки из "волшебного мешочка", они отвечали на вопросы:     -  Что это?

                              -  Какой мячик?

                              -  Какое яблоко? И т.д.

Затем игра усложнялась. Далее дети должны были по описанию отгадать предмет.

  Для закрепления в речи форм глаголов эффективны игры - драматизации. В игре - драматизации "Что делает кукла?", детям было предложено изменить глагол по временам и поставить его в повелительное наклонение.

 Так же для закрепления новых навыков речи был организован экспериментальный уголок в котором вечером менялись игрушки (передвигались, убирались, добавлялись предметы), дети утром приходя смотрели, что изменилось играя в этом уголке, спрашивали сверстников об изменении, сами переставляли игрушки и предметы. Мы наблюдали за общением детей, заносили ошибки в тетрадь и вечером на специальных занятиях их корректировали. Так же мы менялись ролями с детьми и дети нам задавали вопросы, об изменении в уголке. Это позволяло нам отвечая на вопросы детей выделять голосом слово которое нужно подчеркнуть для лучшего усвоения детьми и исправления ошибок.

Таким образом, учитывая различия в усвоении детьми морфологических категорий, нами проведен ряд занятий индивидуально с детьми, так как именно у него больше всего возникало затруднений на констатирующем этапе. С ними индивидуально проводились занятия на согласование существительных с прилагательными в числе, роде и падеже;

Игра «что без чего»

(закрепление формы родительного падежа существительных).

Картинки с изображением предметов, которые нужно починить.

Стул без ножки.

Стул без спинки.

Кастрюля без ручки

Платье без рукава

Кофта без пуговиц

Ботинки без шнурков

Машина без колеса

Шуба без воротника

Чайник без носика

Расческа без зубчиков

Грузовик без фары

Игра «Кому что дадим»

(закрепление формы дательного падежа существительных).

Картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко) и игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья). Ребенок кладет картинку возле соответствующего животного, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?».

Сено дадим корове, лошади

Грибы дадим белке

Малину дадим медведю

Молоко дадим кошке

Мед дадим тоже медведю

Косточку дадим собаке

Овощи дадим свинье

Игра «угадай, кому нужны эти вещи».

Указка – учителю

Весы – продавцу

Термометр – доктору

Кисть – художнику

Шприц – медсестре

Ружье – охотнику

Удочку – рыболову

Ножницы – парикмахеру

Заучить стихотворение «кому что?»

Иголке – нитка,

Уткам – пруд,

Забору – калитка,

А лентяю – труд,

Супу – картошка.

Солнышко – лету,

А книжке – обложка.

Стихи – поэту,

А братишке – сестра,

И всем воскресенья нужны

Без сомненья.

Игра «кто чем управляет»

(закрепление формы творительного падежа существительных).

Картинки с различным видом транспорта. Ребенок отвечает на вопрос: «кто управляет … автобусом, самолетом)

Автобусом управляет водитель

Грузовиком управляет шофер

Поездом управляет машинист

Вертолетом управляет вертолетчик

Самолетом управляет летчик

Кораблем управляет капитан

Мотоциклом управляет мотоциклист

Велосипедом управляет велосипедист

Ракетой управляет космонавт

Игра «кто чем работает?»

(закрепление формы существительных творительного падежа).

Картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр..). ребенок отвечает на вопрос «кто чем работает?».

Парикмахер – ножницами

Маляр – кистью

Плотник – топором

Дворник – метлой

Лесоруб – пилой

Садовник - лопатой

Ответить на вопросы по картинкам «чем можно?»

Рубить – топором

Резать – ножом, ножницами

Умываться – водой

Пилить – пилой

Вытираться – полотенцем

Рисовать – кисточкой

Писать – ручкой

Вытирать – тряпкой

Причесываться – расческой

Упаковывать – бумагой

Есть – ложкой

Игра «кто где живет?»

(закрепление формы существительных предложного падежа)

На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живёт (или зимует)?»

Собака живет в конуре

Белка живет в дупле

Лиса живет в норе

Ежик живет в гнезде

Медведь зимует в берлоге

Мышка живет в норе

Волк живет в логове

Лошади живут в конюшне

Корова живет в коровнике

Свиньи живут в свинарнике

Телята живут в телятнике

Кролики живут в крольчатнике

Игра «Что в чем?»

В чем варят суп? (суп варят в кастрюле)

В чем носят воду из колодца? (воду носят в ведре)

В чем кипятят воду? (воду кипятят в чайнике)

В чем носят молоко? (молоко носят в бидоне)

В чем хранят сахар? (сахар хранят в сахарнице)

В чем подогревают еду? (еду подогревают в миске)

Где лежит хлеб? (хлеб лежит в хлебнице)

Где лежит салат? (салат лежит в салатнице)

Где лежат конфеты? (конфеты лежат в конфетнице)

Где жарится рыба? (рыба жарится на сковородке)

Игра «Что в магазине?»

(на дифференциацию существительных единственного

 и множественного числа)

У взрослого один предмет, у ребёнка («на прилавке магазина») – несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребёнок: А в магазине – яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребёнок: А в магазине – огурцы.

И т.д.

Вариант игры:

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много …(?)

Ребёнок: А в магазине много яблок

        Игра с мячом «Какой это предмет?»

(закрепление согласования прилагательного с существительным)

Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребёнок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее логопед бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная – верёвка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога, лента, рубашка.

Длинный – поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая – улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий – шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Красная – звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка, майка, малина.

Красный – шар, шарф, помидор, мак, дом, карандаш.

Круглый – мяч, шар, лепесток, помидор.        

Круглое – солнце, яйцо, яблоко, колесо.

                Игра в лото «Два и пять»        

(закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа)

Детям раздаются карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т.д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяет количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

Презентация "Методика и коррекция физического здоровья"

Формализованные оценки показателей физического здоровья детей дошкольного возраста....

Раннее выявление речевых нарушений и методики их коррекции

В данной работе раскрыта значимость коррекции речи в раннем возрасте и описаны методики коррекции. Подробно описано обследование детей раннего возраста, коррекционно-воспитательная работа и приемы кор...

«Применение методики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия с использованием технологии ФБУ»

Технология Бос и здоровье дошкольников Физическое здоровье населения – это основа эффективного развития государства. В начале 70 годов прошлого века русский физиолог А.А. Сметанкин начал ис...

Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников

Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школь...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...