Программа по психологической подготовке детей к школе «Будущий первоклассник»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Морозова Екатерина Андреевна

Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. 

Задачи:
-Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchiy_pervoklassnik.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №73 «Малыш»»

ПРОГРАММА

по психологической подготовке детей к школе  

«Будущий первоклассник»

                                                             Подготовила:                                                                                                              

                                                                                                                             педагог-психолог

Морозова Е.А.

                                                                         

Смоленск


Пояснительная записка

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность.

Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром.

Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки.

Актуальность программы заключается в том, что психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации. 

Задачи:
-Формировать у детей положительное отношение к обучению в школе;
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей подготовительной группы;
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка..

Возрастная категория участников программы: 6-7 лет.

Срок реализации программы 1 год

Образовательные возможности программы
Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: тонкой моторики рук, внимания, памяти, мышления, речи.

Построена программа в форме развивающих занятий с учетом:
- возрастных и личностных особенностей детей;
-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ.

Занятия построены в форме тренингов, что вызывает у детей интерес, т.к. этонезнакомая для них форма работы.Для снижения утомляемости проводятся пальчиковые, дыхательные гимнастики, физкультминутки.На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения

Программа состоит из следующих этапов работы:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

(сентябрь)

РАЗВИВАЮЩИЙ (коррекционно – развивающие занятия)

(октябрь-апрель)

В неделю 1 занятие – 30-35 минут.

За счет того, что деятельность постоянно меняется, дети данной возрастной группы легко проводят данное время и не устают.

Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает следующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Данную программу ведет педагог-психолог.

При составлении программы «Скоро в школу» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Ожидаемые результаты реализации рабочей программы

К концу обучения по данной рабочей  программе  предполагается сформированность  интеллектуальной активности, а также наличие у воспитанников следующих качеств:

- организованность, аккуратность;

- внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.);

- сообразительность, любознательность;

-  развитая речь и хорошее воображение;

- хорошая память;

- моторная ловкость;

- дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

- начальные навыки счета и чтения;

умение сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;

умение ориентироваться на заданную систему требований;

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу;

эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка.

Критерии оценки:

В период дошкольного детства интенсивно развиваются все стороны психики ребенка, закладывается фундамент для его дальнейшего роста. Можно назвать три основных направления психического развития дошкольника: личность, деятельность и общение.

Методики, применяемые для изучения особенностей психического развития дошкольников, направлены:

1)        На изучение познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2)        На изучение важнейших сфер личности ребенка: самооценка ребенка, уровень тревожности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Цели

Содержание

1

Занятие 1

развитие мышления, произвольности познавательных психических процессов (внимания, памяти), развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции.

 

1. Игра «Именной круг»

2.Игра «Пчелы»

3.Упражнение «Загадки»

4.Игра«Воздух – земля –огонь – вода»»

5.Упражнение «Задачи - шутки»

6.Упражнение «Помоги судье»

7.Упражнение «Школа животных»

8.Упражнение «Разноцветный лист»

9.Рефлексия

2

Занятие 2

развитие логического мышления, памяти, внимания,  речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения.

1. Игра «Подбери парные картинки»

2.Игра «Овощи»

3.Игра «Запомни картинки»

4.Упражнение «Порхание бабочки»

5. Рефлексия

3

Занятие 3

развитие внимания,  развитие зрительной памяти, логического мышления и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения

1. Игра «Поставь пальчик»

2.Игра «Фрукты»

3.Упражнение «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку»

4.Упражнение «Тихое озеро»

5.Рефлексия

4

Занятие 4

развитие смысловой и слуховой памятиразвитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки.

1.Упражнение «Кто что вспомнит?»

3.Упражнение «Части суток»

4.Методика «10 слов»

5.Методика «Пары слов»

6.Упражнение «Что раньше, что позже?»

7.Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру»

8.Упражнение «Загадки»

9. Игра «Пчелы»

10.Упражнение «Задачи – шутки»

11.Упражнение «Что получится?»

12.Рефлексия

5

Занятие 5

развитие слухового внимания, памяти, мышления и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию, релаксация и развитие воображения.

1. Игра «Что это»

2.Упражнение «Посуда»

3.Упражнение «Нарисуй и зачеркни»

4.Упражнение «Необычная радуга»

5.Рефлексия

6

Занятие 6

 развитие смысловой памяти,развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции.

1. Игра «Зеркало»

2.Игра «Будь внимательным»

3.Упражнение «Обобщающие слова»

4.Игра «Большой – маленький»

5.Упражнение «Рассказываем сказку»

6.Упражнение «Занимательные задания»

7.Игра «Изобрази животных»

8.Игра «Мгновенное построение»

9.Рефлексия

7

Занятие 7

развитие памятиразвитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки

1. Разминка

2.Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»

3.Упражнение «Выкладываем из счетных палочек»

4.Упражнение «Пропущенные цифры»

5.Упражнение «Третий лишний»

6.Упражнение «Зашифрованные слова»

7.Игра «Вратари»

8.Игра «Ищем нелепости»

9.Рефлексия

8

Задание 8

развитие  памятиразвитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки

1. Разминка

2.Упражнение «Что нужно осенью?»

3.Упражнение «Разложи предметы»

4.Упражнение «Аквариум»

5.Упражнение «Выкладываем из счетных палочек»

6.Игра «Ах, какой я молодец!»

7.Упражнение «Дорисуй до предмета-1»

8.Рефлексия

9

Занятие 9

развитие мышления, памяти, внимания и речи, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию; релаксация, развитие воображения

1. Игра «Что это»

2.Игра «Транспорт»

3.Упражнение «Нарисуй и зачеркни»

4.Упражнение «Что мы представляем, когда слушаем музыку»

5.Рефлексия

10

Занятие 10

изучение мотивационной готовности к школе,  развитие мышления, произвольности внимания и памяти, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки

1.Упражнение «Я хожу в школу, потому что»

3.Упражнение «Найди 5 отличий»

4.Упражнение «Запомни за 20 секунд»

5.Упражнение «Запомни стихотворение»

6.Упражнение «Дай ответ на вопрос»

7.Упражнение «Раскрась правильно»

8.Упражнение «Продолжи ряд – 1»

9.Упражнение «Обобщающие слова»

7.Рефлексия

11

Занятие11

развитие зрительной памяти,развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции, поднятие самооценки

1.Упражнение «Перепутанные линии»

2.Упражнение «Запомни за 10 секунд»

3.Упражнение «Найди лишнюю картинку»

4.Игра «Потолок, пол, нос»

5.Упражнение «Называйте подходящие слова»

6.Упражнение «Треугольники»

7.Рефлексия

12

Занятие 12

развитие зрительной памяти,развитие мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции,  формирование адекватной оценочной деятельности.

1.Разминка

2.Упражнение «Найди 7 отличий»

3.Методика «10 слов»

4.Игра «Птичка»

5.Упражнение «Продолжи ряд -2»

6.Упражнение «Выбери нужного человечка»

7.Упражнение «Зашифрованные слова»

8.Игра «Мгновенное построение»

9.Упражнение «Оценка»

10.Рефлексия

13

Занятие 13

развитие зрительной памяти,развитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции,  формирование адекватной оценочной деятельности

1.Разминка

2.Упражнение «Найди двух одинаковых котов»

3.Упражнение «Добавляйте пропущенные слова»

4.Упражнение «Загадки»

5.Игра «Летал – не летал»

6.Упражнение «Составь пары»

7.Упражнение «Дорисуй до предмета -2»

8.Упражнение «Кто где живет»

9.Упражнение «Оценка»

10.Рефлексия

14

Занятие 14

развитие опосредованного запоминанияразвитие словесно - логического мышления, произвольности внимания, развитие математических навыков,  развитие мелкой моторики руки, развитие саморегуляции,  формирование  адекватной оценочной деятельности

1.Разминка

2.Упражнение «Найди 10 отличий»

3.Упражнение «Помоги художнику»

4.Методика «Опосредованное запоминание»

5.Упражнение «Выкладываем из счетных палочек»

6.Упражнение «Дорисуй узоры»

7.Упражнение «Пропущенные цифры-2»

8.Игра «Ах, какой я молодец!»

9.Упражнение «Оценка»

10.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....

«Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник»

План-конспекторганизации совместной непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДОО. Тема: «Психологическая подготовка детей к школе. Я...

Авторская рабочая программа по развитию психологической готовности детей к школе «Будущий первоклассник…»

     Задачи программы:1.                      Развитие психологической и ...

Памятка для родителей: "Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников."

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...

Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»

В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за св...

Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников

Памятка для родителей Психологическая подготовка детей к школе Игры для будущих первоклассников...

Психологическая подготовка детей к школе Игры для будущих первоклассников

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...