Развивающая программа детско-родительского клуба с детьми и родителями подготовительных групп «Психологическая подготовка детей к школе. Я – будущий первоклассник»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Жирнова Ульяна Константиновна

В данной программе представлены занятия-встречи с детьми подготовительных групп и их родителями. В ходе таких занятий дети получачают возможность привыкнуть к роли ученик, а родители - наблюдать за своим ребёнком в процессе его обучения и общения со сверстниками.

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребёнка.
  2. Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
  3. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  4. Развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, речь, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
  6. Формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к школе.
  7. Помочь родителям «увидеть» своего ребёнка в процессе занятий и  общения со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivayushchaya_detsko-roditelskogo_kluba.docx50.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей № 29 «Сибирячок»

(МБДОУ д/с № 29)

Рабочая развивающая программа детско-родительского клуба

с детьми и родителями подготовительных групп

 «Психологическая подготовка детей к школе.

Я – будущий первоклассник»

Подготовила:

педагог-психолог

У.К. Жирнова

г. Зеленогорск, 2019-2020 гг.

Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. 

Задачи:

  1. Развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребёнка.
  2. Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
  3. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  4. Развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, речь, мышление.
  5. Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
  6. Формировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к школе.
  7. Помочь родителям «увидеть» своего ребёнка в процессе занятий и  общения со сверстниками.

Курс, состоящий из 9 занятий, предназначен для детей подготовительных групп и их родителей.

Численность детей, посещающие занятия, составляет 8-10 человек.

Занятия проводятся в течение учебного года – с сентября по май, 1 раз в месяц. Родители присутствуют на каждом занятии. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30-35 минут.

Каждый цикл включает в себя игры, упражнения, задания.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Материалы к занятию: мяч, колокольчик, простые карандаши, карточки к упражнению «Помоги судье», фишки синего, коричневого, желтого, зеленого и красного цветов, игрушечный заяц, наборы цветных карандашей (синий, коричневый, желтый, зеленый, черный), небольшие листы бумаги.

  1. Игра «Именной круг»

Психолог говорит: 

- Ребята, давайте знакомиться. Этому поможет игра «Именной круг». Встаньте рядом со мной в круг. Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и назову своё имя. А потом вы будите передавать мяч и называть имена также.

  1. Игра «Пчелы»

Психолог говорит: 

- А теперь поиграем в игру. Вы – пчёлы. Я – пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит, появился трутень и его надо прогнать – быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опасности – надо спрятаться, присесть. Один звонок – опасность миновала, пчёлы спокойно летают.

  1. Упражнение «Загадки» (дети отгадывают загадки)

Конь стальной,

Хвост льняной. (Иголка с ниткой)

***

Весь Антошка –

Шапка да ножка,

А дождик пойдёт –

Он подрастёт. (Гриб)

***

Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы)

***

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

  1. Игра «Воздух – земля – огонь – вода»

Психолог предлагает встать детям в круг и говорит: 

- Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу «воздух» - руки поднимите вверх, если услышите «земля» - руки вниз, «огонь» - вращайте руками вперёд-назад, «вода» - руки вперёд. Кто ошибётся, садится на стульчик.

По окончании игры все аплодируют самому внимательному участнику.

  1. Упражнение «Задачи-шутки»

Дети сидят за столами.

Психолог предлагает им отгадать шуточные задачи:

- В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в комнате? (Три свечи).

- Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра).

- Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма).

  1. Упражнение «Помоги судье»

Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

- Зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыжкам. Каждый заяц взял табличку с номером. Внимательно посмотрите на картинку и подскажите медведю, какие номера пропущены, а какие встречаются дважды.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание.

- Итак. Сколько зайцев на картинке?

  1. Упражнение «Школа для животных»

Психолог говорит:

- Я расскажу вам о школе для животных. О тех, кто там учится. Первой в школу пришла лошадка – чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой она вымыла уши, расчесала гриву и хвост, ровно подстригла челку, надела новые носочки. В школе лошадки внимательно слушает учителя, делает то, что ей говорят, сразу.

Поднимите руку те, кому понравилась лошадка, кто хочет быть похожим на неё. Тому, кто поднимает руку, выдаётся синяя фишка – символ лошадки.

- За лошадкой в школу пришёл медвежонок. Сразу видно, какой он умный. Он хочет в школу: ведь там можно многое узнать, там решают задачи, а он любит ломать голову над всякими задачами и загадками. Когда медвежонок думает, а думает он всё время, он чешет лапой за ухом, поэтому голова у него постоянно лохматая. Так как медвежонок постоянно занят умными мыслями, он несколько рассеян, может не заметить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. В таких случаях он очень огорчается и обязательно извиняется.

Кому понравился медвежонок, кто хочет быть похожим на него? Тому, кто поднял руку, выдается коричневая фишка.

- Прибежала в класс белочка. Больше всего на свете она любит веселую компанию. Очень в школу хотела: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать и посмеяться. Белочка-болтушка знает много историй и песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка очень ласковый зверек. Если кому-то грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощекочет мягким хвостиком, но сама может расплакаться, когда её никто не замечает, когда не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, белочка сердится и кидается шишками.

Кому нравится белочка, поднимите руку. Тому, кто поднял руку, выдается желтая фишка.

- Затем пришёл котёнок. Это самый умелый организатор и выдумщик. Он так хорошо может придумывать игры, что с ним всегда интересно. Он никогда не скучает. Если рядом друзья, котенок затевает общую игру. Если рядом никого нет, он может играть с чем угодно: с клубочком, с палочкой, с собственным хвостом. У него покладистый, добродушный характер и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «Не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет послушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит всё новое. Но по дороге в школу он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым! Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают играть?».

Кто похож на котёнка, кому нравится котёнок? Тому, кто поднял руку, выдается зеленая фишка.

- А вот в класс входит зайка (психолог показывает мягкую игрушку). Он дрожит, сжимается в комочек и тайком смахивает слезинку. Кто утешит зайку?

Дети подходят к зайке, обнимают его, успокаивают, говорят, что в школе хорошо. Не страшно. Тот, кто считает себя похожим на зайку, получает красную фишку. (У каждого ребёнка может оказаться несколько фишек разных цветов).

- Учительница в этой школе – сова. Она прекрасная учительница, такая, что лучше не бывает! Опишите её характер, скажите, кто из учеников её нравится? (Ответы детей).

Сова дает задание на дом каждому из зверей:

- Выучить песенку «Нас не страшен серый волк» и завтра спеть. Как думаете, кому задание? (Зайке).

- Целую минуту посидеть молча и внимательно рассмотреть цветок, а завтра его описать. Кому задание? (Белке).

- Совершить маленькую и безвредную шалость: перелезть через забор, хотя рядом есть калитка. Кому задание? (Медвежонку).

- Сделать серьезное взрослое дело: например, перевести слепого крота через дорогу. Кому задание? (Котёнку).

- А какое задание можно дать лошадке?

  1. Упражнение «Разноцветный лист»

На столе каждого ребенка – набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

- Нужно раскрасить лист. Медвежонок, состоящий из одного ума, раскрасил бы его коричневым цветом. А мы сложнее: в нас всего много. Но мы разные: в одних больше веселости, общительности, в других – аккуратности, спокойствия.

Психолог напоминает принадлежность каждого из цветов. Детям предлагается выбрать карандаши и раскрасить лист бумаги.

По результатам двух последних упражнений психолог делает предположение о принадлежности детей к одному из 5 типов учеников: исполнительский, интеллектуальный, коммуникативный, игровой, тревожный.

Итог занятия

Психолог говорит:

- Вот и закончилась наша первая встреча. Скоро встретимся вновь. Дома с мамой и папой обсудите, как прошёл первый день в нашей школе. Спасибо! Вы все молодцы! До свидания!

ЗАНЯТИЕ № 2

Материалы к занятию: карточки к упражнениям «Части суток», «Что раньше – что позже», «Нарисуй недостающую фигуру», «Что случится?», «10 слов», простые карандаши.

  1. Упражнение «Кто что вспомнит?»

Психолог просит каждого ребёнка вспомнить что-нибудь из прошлого занятия и рассказать об этом.

  1. Упражнение «Части суток»

На столе каждого ребенка – набор карточек к упражнению.

Психолог говорит:

- На картинках изображены части суток. Найдите картинку «Утро» и положите её перед собой. Утро сменяется…? (Ответы детей). Возьмите картинку «День» и положите её справа от картинки «Утро». После дня наступает …? (Ответы детей). Найдите картинку «Вечер» и положите её справа от картинки «День». Заканчивается вечер и начинается…? (Ответы детей). Верно, последняя картинка – «Ночь». Здорово! А теперь повторим: утро, день, вечер, ночь.

  1. Методика «10 слов»

Психолог говорит:

- Я буду называть вам слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте их: стол, окно, мел, слон, парк, ноги, рука, гриб, игла, мед.

Дети должны воспроизвести запомнившиеся слова в любой последовательности. Каждый ребёнок выполняет задание индивидуально. Взрослый (родитель, воспитатель или психолог) записывает его результат в специальных бланках. Нормальный уровень памяти – 5-6 слов.

  1. Методика «Пары слов»

Для определения смысловой памяти психолог предлагает детям запомнить пары слов: шум – вода, мост – река, весна – ручей, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь, день – вечер, школа – радость, зима – снег, лето – бадминтон, витамины – здоровье.

Затем он называет первое слово из пары, а ребёнок – второе.

  1. Упражнение «Что раньше – что позже?»

Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите картинки, на которых изображен лук. Найдите и отметьте картинку с изображением лука, посаженного раньше других.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание.

- А теперь обратите внимание на картинки с изображениями одуванчиков. Найдите и отметьте рисунок одуванчика, который вырос позже остальных.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа (взаимопроверка).

  1. Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите и назовите все геометрические фигуры в квадрате под номером 1.

Дети выполняют задание.

- Как вы думаете, какой фигуры не хватает?

Дети высказывают своё мнение. При возникновении затруднений психолог даёт образец ответа.

- Рассмотрите фигуры во втором квадрате и самостоятельно нарисуйте недостающую фигуру.

Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Что за птицы пролетают?

По семёрке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

***

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

***

Что ночью сияет и всё освещает. (Луна)

  1. Игра «Пчёлы» (см. задание 1)
  2. Упражнение «Задачи-шутки»

Дети отвечают на вопросы:

- Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Бывает так или нет?

- На что похожа одна половинка яблока? (На другую половинку)

- На какое дерево сядет ворона во время дождя (На мокрое)

- Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь)

  1. Упражнение «Что получится?»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите необычные примеры и решите их – нарисуйте в пустых клеточках нужную картинку.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Итог занятия и домашнее задание.

Дети заканчивают предложения:

- Сегодня на занятии мне понравилось…

- Сегодня на занятии мне не понравилось…

- Я сегодня горжусь собой, потому что…

Психолог даёт задание на дом:

- Нарисуйте две картинки – одну под названием «Какой я сейчас», вторую – «Каким я хочу быть» (или «Каким меня видят дома»)

ЗАНЯТИЕ № 3

Материалы к занятию: доска, набор геометрических фигур, один круг и шесть разных по высоте прямоугольников.

  1. «Приветствие» и обсуждение домашнего задания.
  2. Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары с родителями и становятся друг против друга. Ребёнок показывает движения – поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т.д. взрослый, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то взрослый и ребёнок в паре меняются в ролями.

  1. Игра «Будь внимательным»

Психолог говорит:

- Вы будите двигаться по кругу. Когда я скажу «лошадка», надо остановиться и постучать одной ногой о пол, если услышите слово «раки» - пятиться назад, слово «лягушка» - присесть и прыгать, слово «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге.

По окончании игры дети садятся за столы.

  1. Упражнение «Обобщающие слова»

Дети подбирают обобщающее слово к каждому ряду слов:

- окунь, карась, щука – это… (рыбы);

- роза, незабудка, фиалка – это …(цветы);

- июнь, июль, август – это … (месяцы летние);

- шкаф, диван, кресло – это … (мебель);

- кепка, шапка, панамка – это … (головные уборы);

- малина, земляника, смородина – это … (ягоды);

  1. Игра «Большой-маленький»

Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат название большого животного.

Психолог произносит ряд слов: слон, мышь, медведь, бегемот, лошадь, комар, муравей, пчела и т.д.

  1. Игра «Изобрази животное»

Психолог предлагает детям с помощью выразительных движений изобразить различных животных: лису, зайца, волка, змею, медведя, сороку и т.д.

  1. Упражнение «Рассказываем сказку»

На доске или фланелеграфе – набор геометрических фигур: 1 круг, 6 прямоугольников разной высоты и толщины.

Психолог просит детей вспомнить героев русской народных сказки «Репка», а затем ответить на вопросы:

- Кто из героем сказки самый высокий? (Дед)

- Кто чуть ниже деда? (Бабка)

- А немного ниже бабки кто? (Внучка)

- Кто следующий по росту? (Жучка)

- А за Жучкой? (Кошка)

- Кто самый маленький (Мышка)

Психолог показывает на круг и говорит:

- Это репка. Сейчас вы по цепочке перескажите сказку. Когда вы будите называть героев сказки, берите подходящие по высоте прямоугольники и выставляйте их по порядку.

Дети выполняют упражнение. На доске или фланелеграфе выстраиваются фигуры..

  1. Упражнение «Занимательные задания»

Психолог говорит:

- На день рождения Муха-Цокотуха ждала гостей. Она накрыла стол праздничный, расставила стулья. Первым приползли 2 гусеницы и забрались на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали 2 кузнечика и сели на свои места. Когда гости уже сидели за столом и пили чай, в дверь постучали – приполз жук и занял еще один стул. Сколько было гостей? (Восемь) Сколько стульев было занято? (Девять) Почему? (Девятый стул для Мухи)

- Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей. Каким по счёту примчался заяц? (Третьим) У кого самая маленькая посуда? (У белочки) У кого самая большая? (У медведя)

- В лесной избушке живут зверюшки. Угадайте кто:

* рыжая, пушистая, хитрая (лиса);

* длинноухий, короткохвостый, трусливый (заяц);

* серый, злющий, зубастый (волк);

* большой, ворчливый, лохматый, косолапый (медведь)

  1. Игра «Мгновенное построение»

Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько – впереди, несколько – сзади, справа и слева.

Психолог говорит:

- Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место – если стояли впереди меня – вновь оказаться передо мной… и т.д.

  1. Итог занятия и домашнее задание

Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия.

Психолог хвалит каждого ребёнка и даёт домашнее задание – нарисовать свою семью.

ЗАНЯТИЕ № 4

Материалы к занятию: карточки к упражнениям «Дорисуй нужную фигуру», «Пропущенные цифры»; магнитная доска с магнитами; набор из 7 счетных палочек; предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.

  1. «Приветствие» и обсуждение домашнего задания.
  2. Разминка

Дети с помощью родителей отвечают на вопросы:

- Кто первым с тобой поздоровался?

- Какое сегодня число?

- Какой месяц?

- Кого ты первым увидел, зайдя в кабинет?

- Какое время годя сейчас?

  1. Упражнение «Дорисуй нужную фигуру»

Психолог раздает детям простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте в пустом квадрате нужную фигуру.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Выкладываем из счётных палочек»

На столе у каждого ребёнка – набор из семи счетных палочек. Психолог предлагает детям выполнить задания:

- Выложите буквы Л и Ш.

- Превратите букву Л в треугольник, добавив палочку.

- Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя палочек.

- Превратите квадрат в домик, добавив две палочки.

- Разберите домик и постройте из этих палочек лесенку.

  1. Упражнение «Пропущенные цифры»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Назовите цифры по порядку, а затем внимательно просматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры.

Затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Третий лишний»

Психолог говорит:

- Я буду произносить по три слова. Ваша задача – найти «лишнее» слово – то, которое не подходит к остальным словам, и объяснять свой выбор.

Детям предлагаются ряды слов:

- медведь, волк, корова, лиса;

- чай, кофе, какао, торт;

- панамка, сапоги, сандалии, туфли;

- бабочка, сачок, муравей, оса;

- сирень, фиалка, роза, тюльпан.

  1. Упражнение «Зашифрованные слова»

На доске – картинки: мухомор, аист, кукла.

Психолог говорит:

- Назовите картинки. Если вы определите первые звуки этих слов и произнесёте их по порядку, то догадаетесь, какое слово «зашифровано» с помощью картинок. (Мак) Дети выполняют с помощью родителей задание.

Аналогично «зашифровываются» слова: роза, овощи, туфли. (Рот)

  1. Игра «Вратарь»

Дети встают в круг и широко расставляют ноги («ворота»).

Психолог с мячом входит в центр круга и говорит:

- Я буду стараться забить мяч, а вы защищайте свои «ворота», отбивая мяч руками.

  1. Упражнение «Ищем нелепости»

Психолог предлагает детям найти нелепости в рассказе:

- Наступило лето. Первый летний месяц – март. Это лето я проведу в деревне. Я буду собирать с грядок яблоки, а с деревьев – огурцы. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Срывать яблоки надо в перчатках, ведь на них огромные колючки. А в жару в деревне нужно надевать шапку-ушанку, чтобы не отморозить уши.

  1. Итог занятия и домашнее задание.

Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия.

Психолог хвалит каждого ребёнка и даёт домашнее задание – нарисовать картинку под названием «Скоро я пойду в школу»

ЗАНЯТИЕ № 5

Материалы к занятию: карточки к упражнениям «Что нужно осенью?», «Разложи предметы», «Аквариум», «Дорисуй до предмета-1»; простые и цветные карандаши; доска и мел; набор счетных палочек.

  1. «Приветствие» и обсуждение домашнего задания.

На доске – рисунки детей. Дети рассказывают о рисунках. Обсуждение.

  1. Разминка

Дети с помощью родителей отвечают на вопросы:

- Сколько дней в неделе?

- Какой по счёту вторник?

- Какие вы знаете времена года?

- Кто назовёт первый месяц осени?

- Как называется первый месяц зимы?

- Какой по счету понедельник? Четверг?

- Какие дни называются выходными?

  1. Упражнение «Что нужно осенью?

На столе каждого ребёнка – карточка к упражнению, простые и цветные карандаши.

Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите картинки и раскрасьте те предметы, которые нужны осенью.

  1. Упражнение «Разложи предметы»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите стеллаж и предметы, нарисованные на картинке. Скажите, на какие полни надо положить эти предметы.

  1. Упражнение «Аквариум»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите картинку. Переверните карточку. Скажите, каких обитателей аквариума вы видели? Как вы думаете, кого больше на картинке – рыбок, лягушек или улиток? Переверните карточку и проверьте свои ответы.

  1. Упражнение «Выкладыванием из счетных палочек»

На столе каждого ребенка – набор счетных палочек.

Психолог предлагает детям выполнить задания:

- Рассмотрите образец на доске и сложите такую же фигуру. Сосчитайте, сколько в этой фигуре спряталось треугольников. А квадратов?

- Измените фигуру так, чтобы получилось три квадрата. Для этого вам понадобится взять еще одну палочку, а некоторые – переложить.

- Возьмите еще три палочки и разделите каждый квадрат на два треугольника.

 Дети выполняют упражнение с помощью взрослых.

  1. Игра «Сколько нас!»

Дети и родители двигаются по кругу.

Психолог называет любые числа. Когда прозвучит число Семь, дети и родители должны разделиться на группы количеством по семь человек. Если прозвучит число 3, то на группы по три человека и т.д.

  1. Упражнение «Дорисуй до предмета»

На столе каждого ребёнка – карточка к упражнению.

Психолог говорит:

- Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы, дорисовав необходимые детали.

  1. Итог занятия и домашнее задание.

Психолог говорит:

- Вспомните, как проходило занятие, и похвалите себя за то, что у вас получилось хорошо.

Психолог даёт домашнее задание – дома детям и родителям побеседовать на тему «Какой он – школьник?»

ЗАНЯТИЕ № 6

Материалы к занятию: магнитная доска и магниты; мягкая игрушка; набор карточек к упражнению «Я хожу в школу, потому что…»; карточки к упражнениям «Найди 5 отличий», «Раскрась правильно», «Продолжи ряд-1»; плакат к упражнению «Запомни за 20 секунд»; простые и цветные карандаши; доска и мел.

  1. «Приветствие» и обсуждение домашнего задания

В кабинете детей и родителей «встречает» мягкая игрушка. Психолог, родители и дети здороваются и говорят игрушке и друг другу комплименты. Обсуждение домашнего задания.

  1. Упражнение «Я хожу в школу, потому что…»

Психолог говорит:

- Послушайте разговор детей о школе:

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. А если бы не мама, то я бы в школу не ходил». (На доске – карточка 1 внешний мотив.)

Разговор продолжил второй мальчик: «А я ходу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы всё равно учился. (Рядом с карточкой 1 прикрепляется карточка 2 – учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. В школе я чувствую себя взрослым, а в детском саду я – маленький». (Карточка 3- позитивный мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело, там много детей, с которыми можно играть». (Карточка 4 – игровой мотив.)

Пятый мальчик сказал так: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь». (Карточка 5 – социальный мотив.)

А последний мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там получаю пятерки». (Карточка 6 – мотив «Отметка».)

По окончании рассказа каждый ребёнок выбирает картинку, которая ему больше понравилась. Психолог фиксирует его выбор.

  1. Упражнение «Найди 5 отличий»

Психолог раздаёт карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Запомни за 20 секунд»

На доске – плакат к упражнению.

Психолог говорит:

- За 20 секунд постарайтесь запомнить всё: расположение картинок, их цвет, форму, детали.

Через 20 секунд плакат переворачивается, а дети начинают отвечать на вопросы:

- Какие предметы вы видели?

- Сколько карандашей в стаканчике?

- Они одинаковые по длине?

- А по цвету?

- Какой стол был изображен на картинке – круглый или квадратный?

- Была ли скатерть на столе?

- Какого цвета скатерть?

- Что стояло на столе?

- Ваза какого цвета?

- Было ли что-то в вазе?

- Сколько лепестков у цветка?

- Какого цвета?

- Какого цвета крыша дома?

- Если на ней труба?

- В какую сторону дует ветер на картинке? Как вы определили?

- Сколько окон у дома?

- Видели ли вы дверь дома?

- А какие части дома вы видели на рисунке?

- Есть ли занавески на окнах?

- Сколько ступеней?

- Кто заметил номер дома?

  1. «Упражнение «Запомни стихотворение»

Психолог просит детей запомнить стихотворение:

- Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвёл цветок –

Голубой и нежный.

Каждый ребёнок рассказывает стихотворение своему родителю, тот записывает его дословно.

  1. Упражнение «Дай ответ на вопрос»

Дети встают напротив психолога:

Психолог берёт мяч и говорит:

- Я буду задавать вопрос и бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, дает ответ на вопрос и обратно мне кидает мяч. Если ответа нет или он дан неправильно, участник подойдет ко мне. Победит тот, кто ни разу не ошибётся.

- Кто водит автобус?

- Кто готовит еду?

- Кто шьет одежду?

- Кто лечит людей?

- Кто строит дома?

- Кто пишет картины?

- Кто поёт песни?

- Кто играет в кино?

- Кто работает в магазине?

- кто смешит нас в цирке?

- Кто учит детей в школе?

- Кто о вас заботится в детском саду? И т.д.

  1. Упражнение «Раскрась правильно»

На столе у каждого ребёнка – карточка к упражнению и набор цветных карандашей.

Психолог говорит:

- Раскрасьте маленькие шары так, чтобы большой был между синим и жёлтым, а жёлтый – рядом с красным.

- Раскрасьте большие кубики так, чтоб маленький был между красным и синим, а зелёный был рядом с красным.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Продолжи ряд-1»

Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Обобщающие слова»

Психолог говорит:

- Я буду называть предметы, а вы – объединять их одним словом.

* щука, окунь, карась, лещ – это (рыбы)

* ромашка, ландыш, колокольчик, фиалка – это (цветы)

*Саша, Коля, Маша, Оля – это (имена)

* шкаф, кресло, стул, стол – это (мебель)

* тарелка, ложка, кастрюля, сковорода – это (посуда)

* сапоги, туфли, кеды, сандалии – это (обувь) и т.д.

  1.  Итог занятия

Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.

ЗАНЯТИЕ № 7

Материалы к занятию: мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Перепутанные линии», «Найди лишнюю картинку»; плакат к упражнению «Запомни за 10 секунд»; простые и цветные карандаши.

  1. «Приветствие»
  2. Упражнение «Перепутанные линии»

На столе у каждого ребёнка – простой и цветные карандаши, карточка к упражнению.

Психолог говорит:

- Распутайте линии и назовите пары картинок, которые соединены между собой. (Дети выполняют задание.) Как вы думаете, почему соединили эти предметы? (Ответы детей, помощь родителей при необходимости).

  1. Упражнение «Запомни за 10 секунд»

На доске – плакат к упражнению.

Психолог говорит:

- За 10 секунд постарайтесь запомнить все предметы.

Через 10 секунд плакат переворачивается, а дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

- Назовите все предметы.

- Назовите электроприборы.

- Как вы думаете, почему пылесос получил такое название?

- Назовите головные уборы.

- Какие головные уборы вы знаете еще?

- Назовите школьные принадлежности.

- Какие ещё школьные принадлежности вы знаете?

- Назовите инструменты.

- Что делают пило? Лопатой?

  1. Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- В каждом ряду найдите и обведите лишнюю картинку – ту, которая не подходит к остальным.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Игра «Нос, пол, потолок»

Психолог говорит:

- покажите указательным пальцем потолок, теперь пол. А где ваш нос? Сейчас поиграем. Вы будите показывать то, что я называю. Но надо быть внимательными. Ведь я постараюсь вас запутать.

  1. Упражнение «Называйте подходящие слова»

Психолог говорит:

- Слушайте меня внимательно и называйте подходящие слова.

* зимняя одежда: шуба, …

* профессии: врач, шофёр, …

* игры: лото, прятки, …

* школьные принадлежности: тетрадь, ручка, …

* транспорт: машина, вертолёт, …

* дикие птицы: орёл, ястреб, … и т.д.

  1. Упражнение «Треугольники»

Психолог говорит:

- Переверните карточку, на чистой стороне листа нарисуйте семь треугольников и раскрасьте второй, четвёртый, шестой треугольники.

  1. Итог занятия

Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.

ЗАНЯТИЕ № 8

Материалы к занятию: мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд-2», «Выбери нужного человечка», «Кто где живёт?»; простые и цветные карандаши; красные, жёлтые, зелёные и синие фишки.

  1. «Приветствие»
  2. «Разминка»

Дети отвечают на вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какой день недели?

- Какие дни соседи среды?

- Какая сейчас часть суток?

  1. Упражнение «Найди 7 отличий»

Психолог раздаёт карточки к упражнению, предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Методика 10 слов»

Психолог предлагает детям слушать и запомнить слова: весна, май, заяц, стол, белка, лес, конь, точка, цветы, окно.

Затем каждый ребёнок шепотом называет своему родителю запомнившиеся слова. Родитель их записывает.

Психолог повторяет слова трижды. Родители записывают все результаты своих детей.

  1. Игра «Птичка»

Каждый из детей и родителей подбирает для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку.

Все садятся в круг и выбирают собирателя фантов. Он переходит в середин и присваивает остальным игрокам названия деревьев (дуб, елка, тополь, берёза и т.д.) каждый запоминает своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка, села на…дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». «Ёлка» продолжает, называя другое дерево и т.д. Отвечать нужно быстро, подсказывать нельзя. Кто прозевает, отдаёт свой фант.

  1. Упражнение «Продолжи ряд-2»

На столе у каждого ребёнка – простой карандаш и карточка к упражнению.

Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Выбери нужного человечка»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого человечка нужно поселить в домик. Проведите стрелочку от его изображения к пустому окошку.

  1. Игра «Мгновенное настроение»
  2. Упражнение «Кто где живет»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите картинки. Найдите подходящее жилище для каждого животного. Соедините рисунки линией.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Оценка»

Психолог говорит:

- Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие вы видите фишки? (Красные, жёлтые, зелёные, синие.)

Запоминайте:

- красная фишка – всё получилось отлично;

- жёлтая фишка – всё получилось хорошо;

- зелёная фишка – только часть задания выполнена так, как хотелось;

- синяя фишка – не получилось так, как хотелось.

Подумайте и возьмите нужную фишку.

Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребёнка.

  1. Итог занятия

Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.

ЗАНЯТИЕ № 9

Материалы к занятию: мягкая игрушка; карточки к упражнениям «Найди 2 одинаковых котов», «Дорисуй до предмета-2», «Найди 10 отличий», «Помоги художнику», «Пропущенные цифры-2»; простые и цветные карандаши; красные, жёлтые, зелёные и синие фишки.

  1. «Приветствие»
  2. «Разминка»

Дети отвечают на вопросы:

- Как называют детёныша коровы?

- А лощади?

- Сколько лапок у насекомых?

- Как называется головной убор царя?

- Кто самый главный человек на корабле?

- Как можно назвать лесную дорожку?

  1. Упражнение «Найди двух одинаковых котов»

На столе у каждого ребёнка – простой и цветные карандаши, карточка к упражнению.

Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите все рисунки, найдите и раскрасьте двух одинаковых котов.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

- Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

- Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет. (Бабочка)

- Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры)

- Стоит высокий светлый дом, ребят проворных много в нём; там пишут и считают, рисуют и читают. (Школа)

  1. Упражнение «Составь пары»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите картинки. Найдите для каждого предмета пару. Соедините подходящие рисунки линией. Перед тем, как выполнить задание, посмотрите на образец и объясните, почему линия соединяет яблоко и грушу. (Это фрукты)

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Дорисуй до предмета-2»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Рассмотрите изображения и «превратите» их в предметы, дорисовав необходимые детали.

  1. Игра «Нос, пол, потолок»
  2. Упражнение «Найди 10 отличий»

Психолог раздаёт простые карандаши, карточки к упражнению и предлагает детям сравнить картинки и найти между ними отличия.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

  1. Упражнение «Помоги художнику»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Художник хотел нарисовать одинаковые парные картинки, но не успел. Помогите ему – дорисуйте недостающие детали.

  1. Упражнение «Пропущенные цифры-2»

Психолог раздаёт карточки к упражнению и говорит:

- Назовите цифры по порядку, а затем внимательно просматривайте каждый ряд и дописывайте пропущенные цифры.

  1. Упражнение «Оценка»
  2. Итог занятия

Дети и родители обмениваются впечатлениями от занятия. Психолог хвалит каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация психолога для родителей подготовительной группы: «Психологическая готовность детей к школе»

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единстве...

Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»

Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...

Консультация для родителей подготовительной группы «Психологическая готовность детей к школе»

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной н...

Консультация родителей подготовительной группы "Психологические игры для подготовки детей к школьному обучению"

Консультация для родителей подготовительной группы "Психологические игры для подготовки детей к школьному обучению"...

Программа подготовительного курса по подготовке детей к школе

Формирование у ребенка готовности к обучению в школе....

Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)

Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...