Условия обучения и воспитания ребёнка с косоглазием
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Забавчук Любовь Николаевна

Раньше считали, что зрение у детей со зрительными нарушениями разви­вается и без тренировки настолько, насколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь, однако, известно, что зрение - это функция организма, под­дающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью трениров­ки, осуществляемой в определенный (чувствительный к тренировке) период развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска “Детский сад №447 комбинированного вида “ сеицветик’’

Условия обучения и воспитания ребёнка с косоглазием

Подготовила: Забавчук Любовь Николаевна, воспитатель первая квалификационная категория

Раньше считали, что зрение у детей со зрительными нарушениями развивается и без тренировки настолько, насколько оно может развиться у данного ребенка. Теперь, однако, известно, что зрение - это функция организма, поддающаяся обучению, и что оно может быть улучшено с помощью тренировки, осуществляемой в определенный (чувствительный к тренировке) период развития ребенка. Дети с ослабленным зрением, как и нормально видящие дети, должны научиться аккомодировать, прослеживать движущиеся объекты и осуществлять конвергенционные движения глаз. Все эти функции необходимы, для того чтобы получить на сетчатке четкое изображение и обеспечить слияние изображений от двух сетчаток в мозге.

Педагог должен знать специфику видения каждого ребенка и учить другим, компенсаторным способам ориентации, применять другие приемы и способы действия с помощью технических средств и полисенсорных способов ориентации.

Косоглазие

К патологии глазодвигательного аппарата можно отнести косоглазие (отклонение одного глаза от общей точки фиксации) и нистагм (самопроизвольные колебательные движения глазных яблок — дрожание глаз).

Последствием косоглазия является снижение остроты зрения косящего глаза и нарушение бинокулярного зрения. Выделяют два вида косоглазия: содружественное и паралитическое. Возникновение косоглазия может быть связано с психической травмой (испуг), острыми инфекционными заболеваниями, чрезмерной зрительной нагрузкой, поражением центральной нервной системы, аномалией рефракции, резким снижением зрения на одном глазу, наследственностью и т. д.

Как видит ребенок без косоглазия?

Изображение предметов воспринимается центром глазного яблока, где находятся нервные клетки (палочки, колбочки), отвечающие за четкое зрение. Отсюда изображение передается в головной мозг, в котором эти два изображения соединяются в единый зрительный образ. В результате между двумя глазами и зрительным центром в головном мозге образуется связь.

Как видит ребенок с косоглазием?

В самом начале, когда у ребенка только начинает косить глаз, у него появляется двоение: одно изображение четкое, другое – нечеткое. Из-за разности изображения в головном мозге не образуется связи по соединению этих изображений в единый зрительный образ. В результате, связь зрительного центра в головном мозге с глазом, от которого идет нечеткое изображение, нарушается и мозг, как бы отключает от себя зрительную информацию, идущую от этого глаза. В результате острота зрения  «отключенного от мозга» глаза становится все хуже и хуже, т.е. в этом глазу развивается амблиопия (понижение зрения без видимой анатомической основы). И если в это время не заставить его работать, то никакое лечение в дальнейшем ему не поможет, разовьется амблиопия.

В зависимости от того, куда отклонен глаз, выделяют:

  1. Сходящееся (внутреннее, конвергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону носа. Встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся.
  2. Расходящееся (внешнее, дивергирующее) косоглазие, при котором глаз косит в сторону виска.
  3. Косоглазие кверху.
  4. Косоглазие книзу.

Также различают косоглазие:

  1. Альтернирующее (перемежающееся, двусторонее) – попеременно косят оба глаза.
  2. Монокулярное (монолатеральное, одностороннее) – косит постоянно один глаз.

Основной целью упражнений и игр, используемых при сходящемся косоглазии является расслабление конвергенции (сведение зрительных осей обоих глаз), развитие направления взгляда ребенка вдаль и вверх. Например:

  • Подбрось вверх воздушный шарик, мяч и поймай;
  • Кто дальше бросит предмет?;
  • Поймай солнечного зайчика, который «бегает» по стене, потолку
  • Сбей кеглю;
  • Попади мячом в цель;
  • Закати мяч на горку;
  • Бадминтон;
  • Волейбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился выше уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть снизу вверх.

Основной целью упражнений и игр, используемых при расходящемся косоглазии является усиление аккомодации (приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него), развитие направления взгляда ребенка вблизь и вниз. Например:

  • Построй пирамидку;
  • Составь рисунок из мозаики;
  • Перекатывание мяча друг другу;
  • Прокатывание мяча в ворота, вокруг кеглей, кубов;
  • Скатывание мячей с возвышенностей (наклонная доска, горка);
  • Отбивание мяча об пол;
  • Проведи мяч ногой;
  • Настольный бильярд;
  • Настольный баскетбол;
  • Футбол и др.

При просмотре телевизора, работе на компьютере необходимо, чтобы экран (монитор) находился на уровне или ниже уровня глаз ребенка, т.е. взгляд должен быть вниз.

Лечение косоглазия у детей требует много времени, большого терпения со стороны больных, родителей и воспитателей.

Косоглазие может также сопровождать другие виды глазных заболеваний (врожденная катаракта, микрофтальм и т. п.).

Несколько реже встречается паралитическое косоглазие возникшее в результате паралича или пареза мышц глаза (последствия травмы, опухоли, инфекции и др.). При этом виде косоглазии отмечается ограничение подвижности косящегося глаза или даже полная его неподвижность.

При параличе или парезе мышц нарушаются их функции, и снижается тонус. Так как тонус антагониста парализованной мышцы нормальный и ее сила превалирует, то происходит поворот глаза в сторону здоровой мышцы, то есть возникает косоглазие. Развивающаяся впоследствии контрактура антагониста усиливает отклонение глаза в сторону. При параличе глазных мышц голова поднимается или опускается, поворачивается в сторону парализованной мышцы. Признаком парализованной мышцы глаза является также ограничение подвижности глаза в сторону парализованной мышцы или полное отсутствие движения глаза в эту сторону.

При косоглазии и амблиопии возникает рассогласование в деятельности обоих глаз, каждый из которых несет в зрительные центры свою, несколько отличную информацию, а по принципу обратной связи, мозг отбирает ту информацию, которая наиболее четко и ясно отражает объективную реальность.  

Коррекция зрения ребенка на первом этапе заключается в стимуляции путем окклюзии лучше видящего глаза, при этом ребенок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего.

Поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно места положения педагога по следующему принципу:

- в первый ряд дети с vis 0,4 и ниже;

- во второй ряд 0,4 до 0,6;

- третий ряд и далее от 0,6 до 1,0.

Кроме того, если у ребенка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если окклюзия правого глаза, то слева от воспитателя.

Детей с расходящимся косоглазием размещают по центу в два ряда.

В помощь педагогу у нас имеется карта здоровья и таблица сопровождения, где видно, какое пособие, за какой стол, какие цвета можно использовать при косоглазии.                              

При наличии угла косоглазия назначаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеального слияния и развитие фузионных резервов.

При симметричном положении глаз, которое достигается благодаря оптической коррекции или операции, проводятся диплоптические упражнения. Задача диплоптических упражнений заключается в восстановлении бинокулярного слияния в естественных условиях.

Для лечения косоглазия применяются следующие методики:

  •  упражнения по восстановлению одновременного и бифовеального
    слияния на синоптофоре;
  •  метод бинокулярных последовательных образов;
  •  упражнения по развитию фузионных резервов на синоптофоре;
  • упражнения    по    усилению    разобщения    («прочности»)    между
    аккомодацией и конвергенцией (способ диссоциации);
  •  способ восстановления механизма бификсации;
  •  способ  цветных  светофильтров   (различной  плотности   и  длины
    волны);
  •  пенализация (как элемент диплоптики);
  •  хирургическое лечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет  к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...

Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения

Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, абонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем....

Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ

Условия обучения и воспитания детей с ОВЗ...

«Обеспечение условий обучения и воспитания в ДОУ через создание здоровьесберегающей среды»

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода и направлена на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкол...

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...