«Обеспечение условий обучения и воспитания в ДОУ через создание здоровьесберегающей среды»
методическая разработка на тему

Борзыкина Наталья Михайловна
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода и направлена на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_sreda_dou.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Обеспечение условий обучения и воспитания в  ДОУ через создание здоровьесберегающей среды»


Методист МБДОУ «Детский сад № 21 общеразвивающего вида  г.Новозыбкова  Борзыкина Н.М.

 

       Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.

Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения в детском саду  — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ.

     Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

     Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В последние годы наметилась  устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития.     Поэтому проблема здоровьесбережения  детей становится не только медицинской, но и педагогической.  Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.

     Работа по созданию здоровьесберегающей  среды в нашем детском саду строится на основе комплексного подхода и  направлена на всестороннее развитие личности ребенка, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.   
Здоровьесберегающая среда. 
– это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу         которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и  благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

     В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
1. Инфраструктура детского сада:
• медицинский кабинет,
• спортивный зал,
• музыкальный зал,
• участки  на территории ДОУ
2. Здоровьесберегающая предметно — развивающая среда группы:
• Центры здоровья в группах,
. • Центры экологического образования в группах.
• Центр познавательной активности (интеллектуального развития и здоровья),
• Центры обучения ПДД,
• Центры конструктивной деятельности,
• Центр искусства и музыкально — театральной деятельности.
3. Образовательная среда:
• Образовательная программа ДОУ,
• Банк образовательных методик и технологий, применяемых педагогами в ходе здоровьесберегающего образовательного процесса,
• Библиотека методической литературы,
• Система работы с родителями,
• Банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению, • Картотеки оздоровительных технологий, игр и т.п.
4.Здоровьесберегающее пространство для родителей:
• Информационные стенды в группах,
• Наглядно — информационный материал для родителей,
• Консультативная работа с родителями в процессе совместных мероприятий,
• Консультативная медицинская работа

    Здоровьесберегающие  педагогические технологии -  это:

  • условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    Усилия наших педагогов  направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

      Они реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дошкольники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Технологии бывают:

1.Здоровьесберегающие — это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.

2.Оздоровительные — физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.

3.Технологии обучения здоровью — это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

4.Воспитание культуры здоровья — занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т. д.

Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.

Для себя мы определили следующие задачи:

1.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

2.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и  городе.

3.Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

В нашем дошкольном учреждении все мы стараемся создать психологические условия организации здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, к которым относятся: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; организация общения и деятельности для появления у ребенка позитивного эмоционального опыта; поощрение самостоятельности; развитие творческого воображения, формирование осмысленной моторики, создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности, развитие способности сопереживания, умений активного творческого самовыражения.

     Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня  с участием медицинских и педагогических работников,  особое внимание уделяем обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в  группах .

Это динамические паузы, которые проводятся  во время занятий, 2—5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся    как часть  физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате —малоподвижные игры.

Релаксация  проводится  в конце  занятия, для неё можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3—5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5—10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, «Дорожкам здоровья».

Гимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. .

Физкультурная образовательная деятельность проводится в хорошо проветренном помещение 2 раза в неделю в спортивном зале и 1 раз на воздухе. Младший возраст —15 мин., средний возраст —20 мин., старший возраст —25-30 мин. Проводят воспитатели, инструктор физического воспитания.

Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным руководителем.

Дополнительно используются методы закаливания:

·умывание холодной водой после дневного сна.

·босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.

·консультации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, освещаем эти вопросы так же и на родительских собраниях.

    Таким образом, система физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемой педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в движении и положительном эмоциональном восприятии жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...

Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада

Проблема  сохранения  жизни  и  здоровья  детей     сегодня  стала  приковывать  к  себе  пристальное  внимание  обществ...

"Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"

Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"...

Создание здоровьесберегающей среды в детском саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения»

Доклад "Оздоровление детей в условия селького ДОУ. Создание здоровьесберегающей среды в детком саду, как один из факторов успешного коррекционного развития и обучения"...

Обеспечение условий душевного комфорта и добропорядочности как фактора здоровьесберегающего воспитания детей в группе

презентация для воспитателей по выстраиванию взаимоотношений между педагогом и детьми...

Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников

Создание здоровьесберегающей среды в ОО через активное взаимодействие с родителями в мероприятиях парциальных программ безопасной жизнедеятельности дошкольников...