Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
учебно-методический материал

Рубанова Марина Дмитриевна

Создание здоровьесберегающей среды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ через использование

здоровьесберегающих технологий

Забота о здоровье - это важный труд  воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

.

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т. д.

Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Основной  задачей  учреждения  является повышение  эффективности работы по здоровьесбережению путем повышения уровня информационной и технологической готовности педагогических работников через внедрение здоровьесберегающих технологий, формирование  здорового  образа жизни детей  через активное взаимодействие педагогов и родителей.

Направления  деятельности ДОУ:

 Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе,  способствующих формированию навыков здорового образа жизни, оказывающих положительное влияние на состояние здоровья воспитанников. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в групповых комнатах с целью обеспечения  профилактико - оздоровительного эффекта в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ. Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей  работы. Установление партнерских отношений в плане «ребенок-родитель», «ребенок-педагог», «педагог-родитель», через создание союза заинтересованных в здоровье детей, мотивацию родителей на совместную оздоровительно - профилактическую работу,  преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка.

Система здоровьесбережения в ДОУ включает:

 медико-профилактическую  работу  с детьми и родителями; соблюдение требований СанПиНа к организации  педагогического

процесса;

 организацию  рационального питания различные  оздоровительные  режимы  (адаптационный, гибкий,

щадящий, по сезонам);

 комплекс  закаливающих  мероприятий оптимизацию  двигательного режима инновационные технологии оздоровления и профилактики мониторинг состояния работы по здоровьесбережению детей

В  детском саду выполняются все виды здоровье сберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Комплекс оздоровительных мероприятий включает:

 Соблюдение температурного режима, проветривание согласно СанПиН. Употребление  фитонцидов  в целях профилактики  вирусных инфекций. В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ –вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников. Ежегодно  осмотр детей  осуществляется врачами-специалистами: неврологом, стоматологом, окулистом, хирургом. Осуществляется  витаминизация третьих блюд, второй завтрак, включающий соки и фрукты. Групповые помещения оснащены  рециркуляторами  нового поколения Питание детей  в соответствии с 10-дневным сбалансированным меню Проведение физкультурных занятий (3 занятия в неделю, одно из которых на свежем воздухе), недель  здоровья (2 раза в год), спортивных праздников  и развлечений Ежедневное проведение утренней  гимнастики с музыкальным сопровождением (в тёплое время года, если позволяют погодные условия,  на свежем воздухе) Ежедневное проведение бодрящей  гимнастики с включением дыхательных упражнений,  упражнений на коррекцию плоскостопия,  формирования  правильной осанки ( комплексы в соответствии с возрастом предоставляет воспитатель по физкультуре каждые 2 недели) Прогулки Закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны,). Использование спортивного оборудования  для профилактики плоскостопия, массажа стоп и профилактики нарушения осанки

во время физкультурных занятий, в самостоятельной  деятельности  детей (наличие оборудования в групповых  уголках здоровья)

 Проведение гимнастики для глаз с целью профилактики близорукости. Коррекционные технологии:  артикуляционная  гимнастика (воспитатели групп, логопед),  логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя),  сказкотерапия,  технология музыкального воздействия

Система работы с детьми  содержит  различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ.

Основными формами  работы являются организованная образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых детям  даются новые сведения и закрепляются  ранее полученные представления об окружающем мире,  о человеке, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни,  культурно-гигиенических навыках.

Представления о ЗОЖ расширяются через сюжетно-ролевые игры, разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков  педагоги используют  настольные и дидактические игры.

К  моменту выпуска в школу дети получили  необходимые представления о ЗОЖ,  приобрели  навыки и привычки сохранения своего здоровья.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды.

В детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей.

Физкультурный зал  оборудован  необходимым спортивным инвентарём, имеются мягкие модули,  спортивный инвентарь  коррегирующего  направления (для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массажного действия),  который  воспитатель по физкультуре, воспитатели групп  используют  в физкультурно-оздоровительной работе (в режимных моментах: при проведении  утренней зарядки, зарядки после сна,  в свободной деятельности, при проведении  спортивных  развлечений)

На  территории учреждения  имеется  спортивная площадка с современным  спортивным оборудованием. На прогулочных участках установлены  новые металлические конструкции. Спортивные уголки  в группах насыщены спортивным инвентарём.

Таким образом, оздоровительная среда  ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на комплексное решение проблем гармоничного развития детей, в том числе снижения заболеваемости и воспитания потребности в здоровом образе жизни.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.

При проведении занятий педагог по физкультуре  использует как традиционные, так и нетрадиционные  виды занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др., включает в занятия  ритмическую гимнастику, упражнения на профилактику простудных заболеваний (точечный массаж и дыхательные упражнения), упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Одно из трёх  физкультурных занятий в любое время года  при  благоприятных погодных условиях проводится на свежем воздухе. Обязательной составляющей прогулки являются подвижные игры разной интенсивности.

Для детей младших и средних групп  функционирует  клуб  «Ритмическая мозаика»  под руководством музыкального  руководителя  , основная цель которого  всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка  средствами музыки и ритмических движений.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада  прочное место занимают физкультурные праздники,  развлечения, участниками которых являются дети, их родители, сотрудники детского сада.

Наиболее яркие и впечатляющие  мероприятия:  «Осенние забавы»,  «Приключение на острове Здоровья» (участие  детей и воспитателей  подготовительной и старшей групп  ),  «Зов джунглей» ( с детским садом «Берёзка»),  «В поисках богатырского здоровья» (  в рамках проекта «Зимняя неделя здоровья» .  Соревнования на свежем воздухе по станциям здоровья, в котором участвовали дети, воспитатели и помощники воспитателей средних групп, старшей и подготовительной группы),  «Путешествие на корабле с капитаном  Врунгелем»  (совместное мероприятие детей старшей группы  и их родителей),  спортивное развлечение в средней группе  «Я в пожарные пойду, пусть меня научат»  с  участием представителя  госпожнадзора  в рамках проекта « Чтобы не было беды…»,  спортивное развлечение  «Победа будет за нами»  детей средней группы и сотрудников детского сада в рамках проекта «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённого Дню Победы.

Система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей  направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы,  консультации, методические рекомендации, смотры-конкурсы и т. д.

Проведены  тематические  педсоветы:

1.«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС»

2. «Взаимодействие ДОУ с  семьёй в условиях введения ФГОС ДО»  -  в форме устного журнала, на котором  рассматривались  эффективные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

2. Семинар – практикум « Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников и их родителей»

3. Консультации для педагогов  « Нестандартное  физкультурное оборудование в детском саду» , «Двигательная активность в холодное время года», « Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы  с детьми».

Логопедом проведён мастер – класс  «Артикуляционная гимнастика».  Выступления педагогов сопровождались  мультимедийной  презентацией.

Педагогами  детского сада, творческой  группой по здоровьесбережению  в течение года накоплен методический материал по применению  здоровьесберегающих  технологий  в образовательной деятельности с  учётом  возрастных особенностей  детей.  Оформлены  папки, картотеки физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, релаксации.  Воспитателями групп и родителями  изготовлено нетрадиционное физкультурное  оборудование для дыхательной гимнастики, профилактике зрительного утомления, массажа и самомассажа.

Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий  в нашем детском саду был представлен  на  семинаре – практикуме  МО работников дошкольного образования района.  В распоряжение  участников  предложен  методический  материал  в  электроном  виде  для использования  в  своей педагогической практике:  папки  по дыхательной гимнастике,  массажу и  самомассажу,  профилактике зрительного утомления,  в которые включены  комплексы упражнений, картотеки,  а так же папки с пальчиковыми играми,  коррекционными играми, комплексами бодрящей гимнастики, консультационный материал для  педагогов и родителей,  аудиотека  для ритмической гимнастики.

Сохранение  и  укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной  обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом, поэтому в детском саду  здоровью педагогов  уделяется должное внимание.

Педагогом-психологом была проведена анкета «Психологический климат в коллективе»,  педагогический тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» , на котором были  предложены  практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Взаимодействие ДОУ с семьей

по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям.

Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.

Немаловажным в работе с родителями является стремление к тому, чтобы поддержать интерес, активность родителей к педагогическим начинаниям в сохранении психического и физического здоровья детей, в единстве требований к воспитанию культуры здоровья ребенка в детском  саду  и в семье.

В процессе  организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем  разнообразные формы работы:  работа с родительским комитетом группы, педагогические беседы с родителями, групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах; консультации; анкетирование, выставки совместных работ изготовленных  детьми  вместе с родителями или самими родителями; смотры-конкурсы («На лучший прогулочный участок детского сада»)  Положение разработано  на Управляющем Совете.

Родители принимают активное  участие  в подготовке и проведении праздников, досугов.  Такие мероприятия объединяют семьи, выстраивают доверительные отношения, дают возможность узнать друг друга в более позитивной и благоприятной обстановке, влияют на укрепление сотрудничества родителей и детского сада.

Следует отметить, что  в этом году нам удалось  решить одну из задач по взаимодействию  детского сада с семьёй:  вовлечь большее количество  родителей в образовательный процесс детского сада.

Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В  группах имеется Уголок здоровья, где размешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении, консультации воспитателей групп, специалистов детского сада по здоровьесбережению материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни.

Мы ежегодно проводим исследование семей воспитанников, используя такие методы, как анкетирование с целью выявить отношение родителей к проблеме здоровья своего ребенка, беседы с родителями и детьми, наблюдения за детьми.

Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, родители:

 приобретают опыт правильного воспитания ребенка в семье, опыт педагогического сотрудничества с ДОУ и с педагогической общественностью в целом; преодолевают собственный авторитаризм и начинают видеть мир с позиции своего ребенка, его потребностей и нужд; начинают относиться к своему ребенку, как к равному себе и понимают то, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, у него свой, особый путь развития, свой темп; познают процессы развития, происходящие с их ребенком, и учится своевременно и эффективно решать задачи, связанные с формированием его здоровья, воспитанием культуры здоровья

В  процессе взаимодействия с родителями, выявляются следующие проблемы воспитания здорового ребенка в семье:

 нерегулярное пребывание ребенка на свежем воздухе; дефицит дневного и ночного сна; малая двигательная активность; несоблюдение элементарных гигиенических норм; несоблюдение режима дня в выходные дни и праздники; неправильное питание.

Поэтому,  в дальнейшем планируем продолжать работу  по формированию ответственных  взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей: способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка, а так же привлечению  родителей к  участию в образовательном процессе детского сада.

Материально-техническое обеспечение

Приобретена методическая  литература по здоровьесбережению.

Закуплено  медицинское оборудование: рециркуляторные лампы

Приобретёны тренажёры; спортивный инвентарь в группы и спортивный зал.

На  всех прогулочных участках установлены  металлические конструкции. Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта.

Результаты внедрения здоровьесберегающих

технологий в ДОУ

Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками

Внедрение  здоровьесберегающих технологий в  педагогический процесс ДОУ.

Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

Внедрение научно-методических подходов  к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье

применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников